Калининград (Россия) — Создание благоприятных условий сохранения и развития отрасли культуры в городском округе «Город Калининград» — 6

 

Сущность предложения

Муниципальные учреждения культуры города Калининграда осуществляют значительную часть культурно-массовой деятельности в области эстетического воспитания, пропаганды здорового образа жизни и истинных духовных ценностей.
На территории городского округа «Город Калининград» функционирует сеть культурно-досуговых учреждений и учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры, всего 18 единиц: «Калининградская централизованная библиотечная система» (21 библиотека-филиал), ДК «Машиностроитель», ДК «Чкаловский», концертно-театральный комплекс «Дом искусств», «Симфонический оркестр», «Зоопарк», музей «Фридландские ворота», «Центр охраны памятников», Центральный парк культуры и отдыха», 9 детских музыкальных школ, школ искусств и художественная школа.
Предоставлением учреждениями культуры услуг по дополнительному образованию детей в сфере культуры решается задача по созданию условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, развития и реализации культурных потребностей подрастающего поколения. В настоящее время в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей обучается (включая платные направления) 4954 человека, что составляет более 12 % от общего количества учащихся общеобразовательных школ данной возрастной категории) на 18 специальностях (отделениях).
В целях обеспечения доступности культурных ценностей для жителей города Калининграда и создания условий для творческой реализации и участия жителей в культурной жизни, решаются следующие задачи:
— организация информационного обслуживания населения;
— создание условий для сохранения, изучения и публичного представления культурных ценностей, хранящихся в музейном фонде;
— сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) муниципального значения;
— создание условий для культурной деятельности, организации досуга населения, приобщения жителей города Калининграда к культурным ценностям.
Основным направлением в организации информационного обслуживания населения города Калининграда является развитие централизованной библиотечной системы, выражающееся в совершенствовании организации библиотечного обслуживания населения Калининграда в соответствии с информационными и культурными потребностями местного сообщества, и обеспечении жителям Калининграда свободного, равного и возможно полного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям, в том числе ко всем видам информации о жизни местного сообщества и о местном самоуправлении, — независимо от социального положения и места проживания.
В 2011 году воспользовались услугами муниципальных библиотек 95,3 тыс. человек. Охват населения города Калининграда библиотечным обслуживанием составил 22,7%.
Ежегодно сотрудниками городских библиотек проводятся более 2000 мероприятий. Просветительская работа ведётся с учётом потребностей местного сообщества. Реализуются общественно-значимые проекты и программы направленные на патриотическое и эстетическое воспитание, профориентацию юношества, поддержку одарённых детей, литературное краеведение, толерантное воспитание, популяризацию научных знаний и инноваций.
Задача по созданию условий для сохранения, изучения и публичного представления культурных ценностей, хранящихся в музейном фонде, решалась формами музейной работы МУК «Музей «Фридландские ворота», созданного в конце 2007 года. В 2011 году музей посетили 31,7 тыс.человек. По результатам проводимого сотрудниками музея анкетирования, доля удовлетворенных качеством услуг посетителей (соотношение положительных отзывов к общему числу отзывов) составило 95,0 %.
Для создания условий для культурной деятельности, организации досуга населения, приобщения жителей города Калининграда к культурным ценностям, муниципальными учреждениями культуры предоставляются услуги населению в соответствии с утвержденными муниципальными заданиями.
Среднее число зрителей, посетивших мероприятия концертно-зрелищных учреждений в 2011 году составило 428 человек на 1000 жителей.
Дворцом культуры «Машиностроитель» проведено 406 культурно-массовых мероприятий (в том числе 105 мероприятий для детей), посетителями которых стали более 50000 человек. Участниками объединений по интересам стали 746 человек.
Количество посетителей мест массового отдыха, к которым отнесены посетители МУП «Центральный парк культуры и отдыха» и МУК «Зоопарк» в 2011 году составило 585,3 тыс. человек.
Особое внимание в городском округе «Город Калининград» отводится сохранению объектов культурного наследия.
Историческое и культурное наследие Калининградской области уникально: памятники археологии эпохи неолита, бронзового, железного веков, поселения, могильники эпохи викингов, прусские городища, немецкие средневековые замки, кирхи, фортификационные оборонительные сооружения нового и новейшего времени. Все это является неотъемлемой частью западноевропейской истории и культуры. Особое место по количеству и значимости объектов культурного наследия занимает Калининград. На территории города расположено 534 объекта культурного наследия, главным образом это памятники архитектуры, которых насчитывается 460. Государственной охране в соответствии с актами Российской Федерации и исполнительной власти области подлежит 15 объектов, которым присвоена федеральная категория историко-культурного наследия, 302 – региональная категория, 143 – категория местного (муниципального) значения, остальные относятся к выявленной категории и должны быть поставлены на государственную охрану, согласно действующему законодательству об объектах культурного наследия.
В городе Калининграде — в одном из первых городов Российской Федерации начата работа по присвоению объектам культурного наследия категории местного (муниципального) значения, в основном это воинские захоронения, памятники военной истории. Их содержание в надлежащем состоянии регулируется законодательством по охране объектов культурного наследия и по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
На сегодняшний день из 143 памятников местного (муниципального) значения в удовлетворительном состоянии находится 81,8 %.
Процессы, происходящие в социально-экономическом развитии Калининграда, в значительной степени влияют на развитие культуры, изменение ее места в формировании городской среды. При наличии комплексной программы развития культура может послужить ключевым инструментом развития города, повышения его конкурентоспособности, решения социальных проблем, привлечения человеческого и финансового капитала, развития туризма, создания имиджа города. Достижение указанной цели предполагает не только взаимодействие учреждений культуры, проведение разнообразных мероприятий, но и разработку, внедрение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры, развитие инфраструктуры отрасли.
Дальнейшая работа по созданию условий, при которых основной спектр услуг в сфере культуры и досуга станет более качественным и доступным населению, проживающему в разных районах города и принадлежащему к разным социальным группам, сохранению накопленного культурного потенциала и внедрению новых форм работы в муниципальных учреждениях культуры города Калининграда должна охватить следующие приоритетные направления:
— укрепление материально-технической базы отрасли, ремонт учреждений культуры, их техническое оснащение и технологическая модернизация;
— совершенствование организации библиотечного и музейного обслуживания населения Калининграда;
— поддержка талантливых детей и развитие системы дополнительного образования;
— организация массового отдыха жителей города Калининграда;
— сохранения и популяризации объектов культурного наследия.
Такое комплексное и поступательное развитие отрасли «Культура» может послужить ключевым инструментом развития города Калининграда, повышения его конкурентоспособности, решения социальных проблем, привлечения человеческого и финансового капитала, развития туризма, создания имиджа города. Достижение указанной цели предполагает не только взаимодействие учреждений культуры, проведение разнообразных мероприятий, но и разработку, внедрение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры, развитие инфраструктуры отрасли.

Организационно-технологическое решение вопроса

Организационное и технологическое решение осуществляется путем реализации ведомственных целевых программ:
— «Сохранение и развитие культуры города Калининграда»;
— «Организация досуга и массового отдыха жителей города Калининграда»;
— «Развитие Калининградской централизованной библиотечной системы», и долгосрочной целевой программы «Реконструкция Калининградского зоопарка».
Программы включают в себя комплекс различных по характеру, уровню, срокам и формам исполнения мероприятия.
Основные разделы и положения Программ тесно взаимосвязаны, работа по ним проводится с привлечением всех ресурсов и направлена на формирование и реализацию приоритетных направлений политики города Калининграда в области культуры в долгосрочной перспективе, а также на сохранение на муниципальном уровне системного подхода к решению вопросов развития культуры в городе Калининграде.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Финансирование по годам:
2009 год — 114188,4 тыс.руб.;
2010 год — 140385,1 тыс.руб.;
2011 год — 96537,6 тыс.руб.;
2012 год — 71485,4 тыс.руб.;
2013 год — 36520,4 тыс.руб.;
2014 год — 41487,7 тыс.руб.
Итого: 500604,6 тыс.руб.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

По результатам реализации мероприятий заявленной практики ожидается:
— увеличение уровня охвата населения Калининграда общегородскими культурно-массовыми мероприятиями и мероприятиями, проводимыми учреждениями культуры до 218,7 %;
— увеличение количества горожан, воспользовавшихся услугами муниципальных библиотек до 144,6 тыс.человек;
— увеличение числа посещений муниципального музея до 32,0 тыс.человек в год;
— увеличение количества посещений мест массового отдыха до 603,0 тыс.человек в год;
— увеличение количества детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию детей в учреждениях сферы культуры до 5,2 тыс.человек;
— увеличение доли учреждений культуры, не имеющих нарушений требований контролирующих органов в сфере безопасности жизнедеятельности до 77,8 %,;
— сохранение объема библиотечного фонда муниципальных общедоступных библиотек на уровне 609,1 тыс.экземпляров;
— увеличение количества привлеченных муниципальными общедоступными библиотеками электронных ресурсов до 2150,0тыс.электронных копий;
— увеличение доли муниципальных библиотек, оказывающих услуги в электронном виде до 100 %;
— увеличение доли памятников муниципального значения, находящихся в удовлетворительном до 92,3 %.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Значительное обновление материально-технической базы учреждений культуры, создание комфортных и безопасных условий для работы и обслуживания горожан и гостей города, расширение спектра предоставления культурных услуг населению, повышение уровня проведения мероприятий.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика осуществляется через реализацию следующих мероприятий:
— развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры;
— качественное и структурное обновление информационных ресурсов;
— внедрение новых информационных технологий;
— обеспечение пожарной безопасности, санитарно-гигиенических требований и иных требований контролирующих органов в учреждениях культуры;
— предотвращение повреждений, разрушений или уничтожений объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа, а также защита их от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, популяризация объектов культурного наследия;
— проведение городских мероприятий для детей в сфере культуры;
— реализация творческих программ, посвященных государственным праздникам, памятным датам.

Отрасль применения практики (технологии)

Муниципальные учреждения культуры и муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей сферы культуры.

Дата внедрения практики (технологии)

2009-2014 годы.

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


Документы практики: