Йошкар-Ола (Россия) — Реализация проекта «Поисково-исследовательская интерактивная игра «Краеведческий десант» — 1

 

Сущность предложения

Идея проведения игры «Краеведческий десант» возникла неслучайно. Музейные специалисты пришли к выводу, что традиционные формы работы с молодежью в области краеведения и музееведения серьезно устарели и, к сожалению, далеко не всегда дают желаемые результаты. Активное общение в социальных сетях, насыщенная Интернет-среда, ТВ-программы часто «зомбируют» человека. Чтобы заинтересовать молодежь в живом общении и исследовательской работе необходимо выходить за рамки типичного, привычного. Формат динамичной поисково-исследовательской игры «Краеведческий десант» в данном контексте наиболее эффективен.
Общий замысел игры заключается в локальном изучении старшими школьниками и студентами одного из районов города с разных сторон: история, достопримечательности, культурные, научные, образовательные организации, интересные люди, которые здесь живут и работают. В отличие от обычной экскурсии или лекции, участники «десанта» выступают не в качестве наблюдателей, а пытаются узнать и понять город изнутри, через активное взаимодействие с носителями и информации на данной территории.
Главная особенность проекта – участие большого числа партнеров. Музей получил помощь и поддержку педагогов, музейщиков, архивистов, научных исследователей и др.
В единстве над проектом работают сразу несколько управлений городского округа «Город Йошкар-Ола»: управление образования, управление культуры, отдел молодежной политики.
Участниками проекта выступают общеобразовательные школы города Йошкар-Олы, на базе которых проводится игра.
«Краеведческий десант» уделяет большое внимание развитию у школьников и студентов стремления к самостоятельной работе, приемов исследовательской деятельности, умения добывать знания не только в книгах, но и вживую, от незнакомых людей в новой обстановке, анализировать полученную информацию и делать компетентные взвешенные выводы.
Не менее важным считаем пополнение фондов музея экспонатами и актуальной информацией из первых уст.

Организационное и технологическое решение вопроса

В игре «Краеведческий десант» участвуют команды образовательных учреждений города Йошкар-Олы. Игра рассчитана на участников 14-18 лет.
Состав команд четко регламентирован: 4 школьника и руководитель (один из членов группы выполняет функции фотооператора, один из членов группы отвечает за обработку материалов на компьютере, желательно владение навыками работы с Power Point).
Для игры каждая команда-участница берёт с собой:
 письменные принадлежности (блокнот, ручка) на каждого участника;

 цифровой фотоаппарат (с принадлежностями для переноса фото в компьютер);
 одежда по погоде для работы на местности в течение двух часов;
План реализации проекта
Этапы проекта:
 Организационные работы: выбор исследуемых объектов, сбор предварительной информации о них и разработка заданий десанта с учетом собранной информации, согласование мероприятий десанта с информаторами, прием заявок на участие в игре.
 Проведение игры
Сама игра проводится в течение одного дня и включает четыре этапа:
1 часть – Организационная — участники собираются для ознакомления с условиями игры, получают задания с подробной инструкцией, уточняют маршрут, по которому будут добираться до места проведения исследования, планируют работу, с учетом времени, распределяют обязанности.
2 часть – Исследовательская – команды отправляются к краеведческим объектам и в течение двух часов проводят мини-исследование. Каждая группа должна выполнить ряд тематических заданий: побывать в учреждениях культуры и науки, разыскать интересных людей, найти определенные краеведческие объекты (архитектурные, скульптурные) и описать их, взять интервью, подготовить репортаж, провести социологический опрос и т.д.
3 часть – Камеральная обработка собранного материала — команды работают в компьютерном классе: анализируют, систематизируют, обобщают собранный на местности материал. Готовят иллюстративный (фото, слайды, компьютерная презентация) материал и публичное выступление.
4 часть – Презентация результатов краеведческого исследования — команды представляют отчет о проведенном краеведческом исследовании и его результаты.
5 часть – подведение итогов игры, награждение.
Мероприятие проводится на основании Приказа и Положения «Поисково-исследовательская интерактивная игра «Краеведческий десант».

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

«Поисково-исследовательская интерактивная игра «Краеведческий десант» — социально-ориентированный проект. В 2013 и 2015 году были привлечены средства муниципального бюджета через поддержку данного проекта отделом молодежной политики управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Проект стал победителем в конкурсе социальных проектов по развитию молодёжной политики в городском округе «Город Йошкар-Ола».

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Проект популярен среди школ города. Ежегодное увеличение численности участников (команд) от семи в 2010 году до 18 команды в 2015 году. Последние годы к участию в проекте подключились студенты средних специальных учебных заведений города.
Практическую значимость данного проекта трудно переоценить. В результате проделанной работы все партнеры приобретают ценный опыт проведения (участия) в подобных многопартнерских проектах.
Для участников: формируется патриотическое отношение к своей малой родине, к своему городу, бережное отношение к памятникам культуры, историческим объектам, расширяется кругозор, формируются исследовательские компетенции: целеполагание, планирование работы, сбор, анализ материала, публичная презентация результатов работы, коммуникативные навыки: умение работать в команде, вести беседу, находить общий язык с разными людьми, повышение мотивации к дальнейшим исследованиям в области краеведения;
для музея: укрепление партнерских отношений с различными организациями и учреждениями города,пополнение информацией и экспонатами фондов музея, расширение тематического пространства будущих исследований, музейщики обучаются технологиям организации и проведения краеведческих игр, знакомятся с разнообразными формами краеведческой работы, получают возможность обмениваться опытом, формируют коммуникативные навыки общения с детьми как с коллегами-исследователями, музейщиками.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Проект социально-ориентированный. Государственно-частное партнерство в работе с молодежью позволяет, с одной стороны, сэкономить средства муниципального бюджета (за счет оказания информационной, организационной и финансовой помощи коммерческими компаниями Йошкар-Олы).
Объединение усилий нескольких управлений Администрации позволяет минимизировать затраты на организацию мероприятия без потери качества.
С другой стороны, для бизнеса данный проект является хорошей возможностью заявить о своей деятельности в рамках города, укрепить репутацию организации как социально-ориентированной.

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

Предложенная форма краеведческой работы применима в любом муниципальном образовании РФ, т.к. не требует сложных специальных механизмов в организации и проведении данного мероприятия.

Отрасль применения практики (технологии)

сфера образования, культуры.

Дата внедрения практики (технологии)

Проект реализуется с 2010 года.

География использования практики (технологии)

Город Йошкар-Ола.

Отзывы, награды

сертификат победителя в конкурсе социальных проектов по развитию молодёжной политики в городском округе «Город Йошкар-Ола», 2015.
Диплом 1 степени в республиканском конкурсе муниципальных музеев в номинации «Лучший партнерский проект», 2014г.


Документы практики: