Иркутск (Россия) — Социальное партнерство — 31

 

Сущность предложения

Организация и осуществление комплекса мер, направленных на расширение социального партнерства в трудовой сфере.

Масштаб мероприятия

Целенаправленной работы по регулированию социально-трудовых отношений, создание на территории города двухуровневой системы социального партнерства, создание координационных органов при администрации города.

Организационное решение

Договорное регулирование основано прежде всего на двухсторонних переговорных отношениях, а они сегодня совершенствуются на уровне организационно-управленческих отношений в 753 организациях города различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Одновременно на «трипартизме» – принципе взаимодействия «администрация г. Иркутска – наемный труд – работодатель» на уровне социально- экономических отношений. Эту работу координирует Иркутская городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Иркутская городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, как постоянно действующий орган, сформирована в 2000 г. с соблюдением основных принципов социального партнерства: равноправия, паритетности (по 9 человек от каждой из сторон), полномочности сторон.

Определены также Координаторы каждой стороны:

  • от работников – Координационный Совет профсоюзных организаций г. Иркутска (Председатель – Лукин В.А. – заместитель председателя профобъединения Иркутской области);
  • от работодателей – объединение работодателей г.Иркутска в составе Некоммерческого Партнерства товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области.Утвержден новый состав постановлением Президиума НПТиП Иркутской области №2-9/п, от 19 августа 2004 г. (Координатор стороны Толстов В.Г. – Вице-Президент Некоммерческого Партнерства товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области);
  • от органов местного самоуправления – представители администрации и Думы г. Иркутска (координатор стороны Попов В.В. – Заместитель председателя комитета – начальник департамента экономики Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска). Координатор комиссии – Зюбр Г.Д. – Первый заместитель мэра – председатель Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска.

Решением комиссии создана постоянно действующая рабочая группа в количестве 5 человек от каждой стороны (председатель Пыль Т.Я. – председатель городского комитета профсоюза работников здравоохранения.

Cоциальный результат

В результате совместных усилий уровень жизни иркутян заметно улучшился. В городе успешно реализуются национальные проекты, наращиваются темпы строительства жилья, развивается медицина, образование, жилищно- коммунальная сфера, совершенствуется адресная социальная помощь, благоустраивается территория. Бесперебойно функционирует вся инфраструктура города. Значительно увеличены темпы реконструкции и благоустройства городской среды, социальной сферы. В городе снизился уровень регистрируемой безработицы и составляет 0,38% (в Иркутской области – 1,7%). Работодатели и работники стали больше вопросов решать на договорной основе. На территории города стабильная социально – экономическая и трудовая ситуация, которая характеризуется, в том числе отсутствием забастовок, пикетов, ростом и своевременной выплатой заработной платы и отпускных работникам муниципальной бюджетной сферы и работникам организаций, где действуют коллективные и трудовые договоры.

Экономический результат

Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций города увеличилась на одну треть по сравнению с соответствующим периодом 2007 года (по состоянию на 01.06.2008 года составила 20110,3 рублей). Иркутск на сегодняшний день один из семи городов Иркутской области, где нет задолженности по заработной плате в крупных и средних организациях города.

Реализация предложения

Целенаправленная работа по регулированию социально-трудовых отношений началась с 2000 года. Результаты сегодня налицо: в условиях социально- экономического развития Иркутска процесс развития и совершенствования социального партнерства вышел на качественно новую ступень. Уже восемь лет на территории города действует двухуровневая система социального партнерства. В системе социального партнерства важнейшая роль принадлежит координационным органам, созданным при администрации города: это Иркутский городской совет по соблюдению законодательства РФ о труде и контролю за выплатой заработной платы, Иркутская городская межведомственная комиссия по охране труда и Иркутский городской комитет содействия занятости населения Иркутска. Накоплен опыт партнерских отношений на всех уровнях договорного регулирования, позволяющих углублять многие концептуальные подходы к пониманию самого процесса социального партнерства. В настоящее время больше социально-трудовых отношений передается на уровень трехстороннего регулирования – между администрацией, профсоюзами и работодателями. Достигнут баланс интересов, закрепленных в Территориальном трехстороннем Соглашении, когда социальные решения становятся экономически оправданными и обоснованными, соответствуют возможностям и бюджетной сферы и работодателей, сохраняют стабильную налоговую базу и не ухудшают перспективы устойчивого развития экономики, а экономические решения эффективны с социальной точки зрения. Реализация проекта опирается на имеющуюся материально-техническую, информационную, кадровую базу муниципальных предприятий, органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнес сообщества города Иркутска с учетом развития в течение срока проекта.

Финансовые ресурсы

В 2008 году на муниципальные целевые программы и планы мероприятий по различным направлениям работы, действующих в рамках обязательств Соглашения в городском бюджете предусмотрено около 6 млрд. руб.


Документы практики: