Ижевск (Россия) — Создание условий для социальной реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов средствами культуры, искусства — 29


Сущность предложения

Проблема. Воспитание ребёнка-инвалида представляет на сегодняшний день достаточно серьёзную проблему. Вследствие ограниченности своих возможностей слабовидящие и слепые дети, имеющие сложную сочетанную патологию, с самого рождения нуждаются в специальных мероприятиях, направленных на формирование компенсаторных механизмов жизнедеятельности и мироощущения, на профилактику вторичных отклонений в развитии. От успешного решения проблемы реабилитации зависит дальнейшая интеграция обучающихся и воспитанников в общество. Незрячие и слабовидящие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом психического и физического развития и социально — психологической адаптации к условиям современной жизни. Этим детям уже с самого рождения требуются специальные мероприятия, направленные на развитие и формирование компенсаторных механизмов жизнедеятельности и мироощущения, а также профилактику вторичных отклонений в развитии. Очень важно погружение ребенка в процесс самостоятельного освоения социального опыта и социальных отношений. От успешного решения этих проблем в детстве зависит дальнейшая интеграция в общество, психическое и социальное благополучие, качество личной и общественной жизни и дальнейшая профессиональная и учебная деятельность ребенка – инвалида, ребенка со сложным дефектом.
Создание эффективной системы реабилитации и интеграции детей со сложным дефектом нарушения зрения невозможно без глубокого и всестороннего восприятия предметов и явлений окружающего мира. Только сформированный образ объекта позволит ребенку-инвалиду по зрению перейти на следующую ступень своего развития — творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Социокультурная реабилитация и интеграция в процессе художественно – творческой деятельности это существенный фактор в коррекционной и реабилитационной работе с детьми –инвалидами по зрению в условиях СКОУ III и IV видов. Этот фактор комплексно воздействует на личность, на её интеллектуальную, чувственно — эмоциональную, нравственно – психологическую сферу, на социальное формирование, моторику и т. п. Художественно – творческая деятельность, как правило, способствует самовыражению, реализации и самоутверждению личности ребёнка-инвалида. При этом главное – самосозидание через творчество, стимулирующее вхождение детей-инвалидов, детей со сложным дефектом в социальную среду, усвоение норм поведения и взаимодействие с другими людьми. В совместном музицировании, театральном и хореографическом действии легче усваиваются навыки общения, взаимопонимания, возрастает уровень социализации. Процессы творческой деятельности помогают слабовидящим и слепым детям, имеющим сложную сочетанную патологию, преодолеть самоизоляцию, обусловленную врождённым или приобретённым дефектом.
Лейтмотивом учреждения является работа по выявлению и формированию у проблемных детей усилий к развитию творческих и физических способностей, а также их использование в жизни общества.
Цель практики:
— создание и развитие социокультурной коррекционно-образовательной системы;
— создание и внедрение механизмов и технологий деятельности воспитателей, учителей и специалистов по обучению детей взаимодействию с окружающим миром посредством культуры и искусства;
— создание и внедрение методического и диагностического обеспечения по социокультурной реабилитации детей посредством культуры и искусства.
Данные цели способствовали решению педагогических задач:
— формирование системы мер эмоционально-эстетического развития детей с нарушением зрения средствами искусства: музыка, изобразительная деятельность, музейно-экскурсионная работа — направленной на поддержание статуса детей, на максимально возможную компенсацию утраты функций, на восстановление их физического, психического и социального развития;
— знакомство детей с нарушением зрения с произведениями искусства о родном крае (поэзия, фольклор, живопись, скульптура, музыка и др.);
— формирование умений и навыков по созданию собственных произведений искусства о природе родного края;
— знакомство общества с детскими произведениями искусства.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Эффективность выполнения целей практики во многом обусловлена четкой организацией и выполнением поставленных задач.
1. Создание и развитие социокультурной коррекционно-образовательной системы:
— приобретение дидактических столов и развивающих игр для расширения возможности познания окружающего мира (культуры, искусства) через сенсорные эталоны;
— повышение качества демонстрации образов и явлений окружающего мира через использование на занятиях в старших дошкольных группах и в кабинетах учителей-дефектологов ЖК телевизора и ноутбука. Создание библиотеки видео- и аудиоматериалов. Более эффективное использование возможностей Интернета. Размещение в каждом классе интерактивной доски с мультимедийным оборудованием;
— пополнение и организация специальной образовательно — развивающей среды для незрячих детей (альбомы ООО «ИПТК «ЛОГОС» ВОС» г. Москва с рельефно-графическими изображениями предметов окружающего мира, книг сказок для незрячих детей), которая помогает детям в реализации их последующих творческих планов под руководством воспитателя по изобразительной деятельности в создании сюжетных картин;
— пополнение и расширение пространства «Музея быта» в СКОУ;
— приобретение различных видов настольных театров для дошкольных групп, что позволяет детям с патологией зрения активнее участвовать в театрализованной деятельности, способствует развитию речи, как основного компонента коммуникативных отношений незрячего человека;
-обновление фонда детской художественной, научно-популярной литературы книгами с высоким качеством полиграфии, которые отвечают офтальмо — гигиеническим требованиям работы с текстами и иллюстрациями для детей-инвалидов по зрению;
-оборудование пространства для музыкально-театральной деятельности: пополнение коллекции костюмов, реквизитов для постановки спектаклей, приобретение стульев для зрителей, фонов занавеса, театральных атрибутов, шумовых музыкальных инструментов, что позволяет детям-инвалидам лучше воспринимать создаваемый художественный образ и окружающее пространство через сохранные анализаторы.
2. Создание и внедрение механизмов и технологий деятельности воспитателей, учителей и специалистов по обучению детей с окружающим миром посредством культуры и искусства:
— организация автобусных экскурсий по памятным местам Удмуртской Республики и г. Ижевска, что позволит педагогам создать у невидящего ребенка целостную картину своей малой родины;
— организация передвижных тематических выставок произведений искусства в СКОУ художниками, организация занятий;
— посещение выставок в музее искусств Удмуртского государственного университета, в Декоративно — прикладном центре, Национальной библиотеке Удмуртской Республики, Республиканской библиотеке для детей и юношества им.А.Гайдара;
— организация детских выставок в национальной гимназии им.К.Герда, Всесоюзном обществе слепых г.Ижевска и других дошкольных учреждениях;
— проведение мастерами народного искусства мастер – классов по изготовлению народных игрушек;
— участие в акции Министерства национальной политики Удмуртской Республики «Узнаем друг друга и лучше понимаем», направленной на знакомство с диаспорами, проживающими в Удмуртии. В гости приходили представители разных национальностей. Представители этих народов рассказывали историю о своей малой родине, знакомили с народными традициями, играми, бытом, искусством.
С 2011 года параллельно данной практике учреждение работает в режиме городской экспериментальной площадки «Духовно — нравственное воспитание как основное направление социального образования детей с нарушением зрения». Данная работа предполагает духовно- нравственное воспитание детей — инвалидов с нарушением зрения, повышение интереса к национальной культуре, традициям, что позволит сформировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала, социально- ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм. В рамках эксперимента были проведены творческие мастерские «Изготовление национальных кукол», «Бискарню», «Изготовление картин из шерсти», «Изготовление предметов из соломы» и др. Также воспитанники имели возможность посетить этнографический музей- заповедник « Лудорвай», дом-музей П.И.Чайковского, тематические экскурсии по городу Ижевску.
В 2012,2013г.г в учреждении для родителей проходили дни открытых дверей «Я умею, знаю, могу», где воспитанники показывали концерт. Кроме того, проходили выставки детских работ. Совместно с МБОУ СОШ № 53, Центром социального обслуживания населения Устиновского района, студентами УдГУ кафедры «Социальная работа» проведен круглый стол «Социализация и воспитание личности в условиях специального коррекционного образовательного учреждения».
3. Создание и внедрение методического и диагностического обеспечения по социокультурной реабилитации детей посредством культуры и искусства.
В рамках республиканской экспериментальной площадки «Социальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения со сложным дефектом» (2004 – 2009 г.г.) была разработана и внедрена программа «Уроки социальной жизни» и программа «Диалог культур», включающая в себя региональный (национальный) компонент.
Содержание регионального (национального) компонента направлено на формирование знаний о природе, традициях, культуре, обычаях, искусстве.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

В рамках бюджетного финансирования учреждения

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

МКС(К)ОУ № 256 — единственное образовательное учреждение в Удмуртской Республике, которое юридически закрепило право принимать и вести образовательную, социальную деятельность, направленную на воспитание и обучение детей-инвалидов, детей со сложным дефектом в возрасте от 2 до 11 лет. Такие дети требуют к себе большего внимания специалистов разного профиля. В ряде случаев положение усугубляется тяжелым материальным или морально — нравственным положением в семье, что само по себе отрицательно воздействует на общее развитие ребенка.
Эффективность реабилитации определяется становлением личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию. По окончанию реализации практики планируется:
— повысить показатели социальных качеств детей-инвалидов по зрению, детей со сложным дефектом, посещающих СКОУ, связанные с общей осведомленностью у детей дошкольного возраста с 58% до 65%, у детей младшего школьного возраста с 64% до 80%;
— повысить уровень знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве с 14% до 25%;
— повысить уровень интегративного качества развития личности ребенка «любознательный, активный» с 15% до 30%;
— повысить уровень интегративного качества развития личности ребенка «эмоционально отзывчивый» с 15% до 30%;
— повысить уровень изобразительных умений и навыков с 0% до 10%.
Кроме того, социальный эффект определяет тем, что разработаны образовательные программы, отработаны технологии, которые пропагандируются на курсах повышения квалификации, в рамках международных, республиканских и городских научно-практических конференций, сессий.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Данная практика реализуется в МКС(К)ОУ № 256. Педагогический коллектив готов распространять опыт.

 

Отрасль применения практики (технологии)

СКОУ III и IV видов, Центры социального обслуживания населения г.Ижевска, Республиканская библиотека слепых, консультации для специалистов социальной сферы. Педагогическая поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2011 год.

 

Отзывы, награды

Полученный опыт и промежуточные результаты освещались в сборнике научных статей «Инклюзивное образование: генезис, проблемы внедрения и перспективы» Чебоксары, 2013г.
Практика отмечена дипломом VI Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2013 год.

 


 

Документы практики: