Ижевск (Россия) — Создание волонтерской группы гидов при Музее Ижевске и ВЦ «Галерея». «Ижевск от первого лица. Школа Гидов 55+» — 2


Сущность предложения

Проект предлагает варианты решения проблем, связанных с развитием Ижевска и занятостью старшего поколения городского сообщества.
Проект ориентирован на активных пенсионеров и направлен на подготовку гидов для работы с гостями столицы и ижевчанами.
Ижевск – столичный город, где большой процент пенсионеров составляют представители интеллигенции: инженеры, учителя, преподаватели вузов, врачи. Это специалисты, обладающие знаниями, культурой, навыками коммуникации. В Ижевске – это 20 % населения по статистическим данным 2015 года и 28% в 2017году: почти 150 тысяч человек. Рынок труда предоставляет им возможность продолжения трудовой деятельности в основном в сфере услуг на малооплачиваемых рабочих местах: вахтеры, смотрители в музеях, гардеробщики, кассиры и пр. Возможностей реализовать накопленный опыт и знания, а также получить новые недостаточно.
Ижевск, в прошлом закрытый военно-промышленный город, никогда не делавший ставку на развитие туризма, в последние годы успешно формирует экскурсионные маршруты и принимает группы. 2015 год – 505 тыс. туристов в Удмуртии, в 2017 – 668 тыс. чел. Это данные в целом по республике, но большинство туристов посещают столицу. В Ижевске в 2018 году – 3, 5 тысячи экскурсий. Растет спрос на пешеходные и автобусные экскурсии самих горожан, маршруты выходного дня. Гидами обычно становятся сотрудники местных музеев. Периодически в сезон или в дни специальных мероприятий (форумы, конференции, Ночь музеев, День города) ощущается нехватка экскурсоводов. Особенно в набирающих популярность пешеходных экскурсиях для местного населения. Это направление разрабатывает ВЦ «Галерея», в структуре которого — Музей Ижевска. В пешеходных экскурсиях особенно нужны знания деталей повседневной городской жизни и личный опыт, которым обладает целевая аудитория нашего проекта. Музей Ижевска формирует программы пешеходных экскурсий, в которых используется архив устных историй жителей города, связанных с повседневной жизнью. В этом случае опыт и знания старшего поколения повседневной культуры города, его пространства и трансформации в ХХ веке, специфики города являются актуальным для проекта опытом, востребованным музеем.
Суть проекта в создании обучающей программы и площадки для подготовки гидов при Музее Ижевска. Продолжительность обучения 6 месяцев: лекции, экскурсии, практики, консультации от ведущих специалистов города и республики. В результате слушатели готовят две экскурсионные программы:
— обязательную: одна из обычных, стандартных экскурсий по городу по готовым разработкам музея.
— авторскую: на основе своего личного опыта и интересов.
Подобные практики привлечения пенсионеров к экскурсионной деятельности широко используются в Европе. В последнее время школы гидов – любителей появляются во многих городах России, как правило, на коммерческой основе. В Удмуртии такой проект реализуется впервые. Проект поддержан программой «Создавая возможности» фонда КАФ.

 

Организационное и технологическое решение вопроса

1. При ВЦ «Галерея» (Музей Ижевска) организована обучающая площадка «Школа гидов 55+». Сформирован пакет методических материалов: программа, рекомендации лекторов.
2. Разработана трехмодульная (весенняя сессия, летняя практика, осенняя сессия) учебная программа, включающая аудиторные занятия, практикумы, мастер-классы, учебные поездки, дистанционные консультации, самостоятельную работу слушателей по изучению материала и подготовке авторских экскурсий, защиту авторских экскурсионных маршрутов, итоговое мероприятие с вручением сертификатов участника проекта «Ижевск от первого лица. Школа гидов 55+».
Аудиторные занятия состоят из цикла лекций «Ижевск от…» (историка, краеведа, культуролога, архитектора, археолога, этнографа, географа, биолога, дендролога, инженера, урбаниста). Часть практических занятий посвящена этикету общения экскурсовода, культуре речи.
3. Участники проекта получают новые знания и навыки: самостоятельно разрабатывать экскурсионные программы, проводить тематические экскурсии, работать с техническими средствами.
4. Сформировалось партнерское сообщество: Музей Ижевска, преподаватели Удмуртского государственного университета (институт социальных коммуникаций, институт истории и социологии, институт естественных наук), сотрудники Центра развития городской среды Удмуртской Республики.
5. По окончании курса слушатели представят авторские экскурсионные маршруты по Ижевску. Будет подготовлен цикл из 30 авторских экскурсий по Ижевску.
6. Уже прошли апробацию в городской среде авторские экскурсии:
— «По Плотинному переулку» (В.Б. Шестаков).
— «Первая улица Ижевска» (В.И. Пашаев).
— «Улица Горького – ижевская визитка» (Е.А. Лапина).
— «Как стать героем спорта» (Л.Г. Меркушева).
— «Аристократическая улица» (О.Н. Корнева).
— По Госпитальной улице» (Ф.Н. Семенова).
— «Италмас» Анатолия Мамонтова» (Л.В. Порошина)
— «Женские судьбы в истории Ижевского восстания» (Л.В. Поскребышева).
— «Центральная площадь: неизвестное об известном» (Г.В. Бажутина).
7. Слушатели школы проводили экскурсии по Летнему саду, площади Оружейников, Двору М.Т. Калашникова в Ночь Музеев, во время празднования Дня города и Дня оружейника.
8. Слушатель школы В.Б. Шестаков подготовил видеоролик и принял участие во Всероссийском конкурсе «Лучший гид России».

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

881 630 тыс. руб. – грантовые средства программы «Создавая возможности» Фонда КАФ.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Проект повлиял на улучшение качества жизни участников. Слушатели Школы гидов отметили повышение интереса к углубленному изучению истории города не только посредством самостоятельного изучения краеведческой литературы, но и появление мотивации к прогулкам по городу. Таким образом, проект ориентирует участников на активный образ жизни, способствует улучшению физического самочувствия и эмоционального состояния посредством расширения личного пространства, пространства социализации.
Многие участники проекта осознали потребность обращения к истории своего рода, выразили интерес к знакомству с работой в архивах (В учебную программу на осеннюю сессию внесена встреча с сотрудниками Центрального государственного архива УР).
Большая часть слушателей ориентирована на получение новых знаний по истории, культуре, экологии Ижевска и овладение новой профессией либо повышение профессионального уровня, в случае имеющегося опыта экскурсионной работы.
«Школу гидов рассматриваю, как этап возможности организации туристско-экскурсионной деятельности».
Слушатели указали на расширение круга общения, подчеркнули особую значимость общения с профессионалами, людьми, увлеченными своей профессией.
Такие качественные результаты воздействия проекта, как освоение новых и развитие имеющихся навыков и умений, появление новых знакомых, самореализация, уверенность в себе, повышение статуса в семье и близком.
Воздействие же проекта на эмоциональное состояние участников превзошло все наши предположения. Некоторых слушателей проект избавил от «Дня сурка», для других осуществил «мечту всей жизни», для кого-то стал «счастливым билетом», привнес радость, новизну в обычную жизнь.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

В сферу культуры города было привлечено более 800 тысяч рублей.

 

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

Пилотный проект прошел в МАУК «ВЦ «Галерея», на площадке структурного подразделения – Музей Ижевска.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Указать сферы городского хозяйства, где практика (технология) может быть применена.
— культура
— образование
— туризм

 

Дата внедрения практики (технологии)

С апреля 2019 года. Проект в стадии реализации

 

География использования практики (технологии)

Ижевск. Удмуртская Республика. Россия

 

Отзывы и награды

Об улучшении качества жизни участников проекта говорят «Истории успеха»:
Бажутина Галина Витальевна, 57 лет, работала библиотекарем.
«В проекте мне нравится все: познавательные лекции специалистов, интересные и эмоциональные экскурсии , общение с учениками и учителями Школы гидов. И главное, возможность узнавать и открывать для себя новые страницы историко-культурной жизни города. До выхода на пенсию, я более 20 лет занималась краеведческой деятельностью в Центральной библиотеке им. Н. Некрасова. Было много интересных проектов, встреч. Благодаря проекту «Ижевск от первого лица. Школа гидов 55+», я получила второй шанс найти себя. Уверена, что после окончания Школы гидов, вернусь в библиотеку, чтобы проводить экскурсии по городу, но уже в качестве дипломированного гида.
У меня много интересов и занятий. Но проект дал мне радость общения, возможность самосовершенствования. На проект я пришла случайно, было любопытно. Но сейчас понимаю, что это была моя карма. В жизни ничто не бывает случайного».
Акинчикова Наталья Геннадьевна, 67 лет, жена кадрового военного.
«Проект заставляет мозг думать, запоминать, читать литературу, которая раньше была не необходима в профессиональной деятельности.
Если бы не участвовала в проекте, занималась бы обычными текущими бытовыми делами — подрабатывала на «удовольствия» — занятия в тренажерном зале, фитнесу, бассейну. Люблю скандинавскую ходьбу, прогулки в парк, походы в театр, путешествия, рисование картин по номерам (их у меня уже 7), воспитанием внуков, встречи с друзьями.
Проект выбрала из-за давнего стремления (видимо сидит в подкорке). Папа был экскурсоводом Геленжикского бюро путешествий и экскурсий, водил 27 экскурсионных маршрутов по Кавказу и Крыму. До сих пор о нём помнят, как о легенде, а получил он эти знания (профессионально0 в 50 лет — уйдя в запас из армии. Всю жизнь любил истории, прошел войну и реализовал полностью себя в старости.
В юности я тоже начинала свою деятельность с курсов экскурсоводов и водила в 23 года экскурсии по г. Геленджику».
Розалия Ахатовна Гимадутдинова, 62 года, работала инженером-программистом.
«В проекте мне нравится «Отличная подготовка и организация процесса обучения сотрудниками музея Ижевска. Высокий уровень преподавательского состава. Привлечение интереснейших гидов города для проведения авторских экскурсий. Замечательные идеи по созданию своей экскурсии на заданную тему по достопримечательностям Ижевска и авторской экскурсии, как выпускной работы. Предоставление подробной методической информации для создания экскурсий. Проведение обсуждений по поводу прослушивания экскурсий на заданную тему. Возможность узнать больше об истории города, достопримечательностях, географии, культуре, жителях города.
Учебная программа проекта очень хорошо продумана и составлена. Но, возникало желание практиковать навыки общения в большой группе, культуры речи. Оно осуществилась! Одна из слушательниц группы любезно предложила создать классы по ораторскому мастерству. С 1 июля занятия начались. Это замечательно!!!
В течение нескольких лет я посещала лектории в музее Ижевска, экскурсии по городу, читала об истории города. Знакомила своих гостей с Ижевском. А сейчас, на занятиях в школе, я просто впитываю такое количество новой информации! Появилось много идей, возникло много вопросов, которые хотелось бы исследовать. А затем поделиться знаниями с друзьями. Я думаю, что появился более глубокий интерес к истории города. Во что это выльется, покажет время, а пока — получаю огромное удовольствие от занятий в школе и вдохновляюсь…
Если бы не участвовала в проекте, то жила бы своей обыденной жизнью: домашние заботы, по будним дням финтес-зал и бассейн, прогулки, чтение книг, посещение выставок, спектаклей и концертов; просмотр фильмов, обсуждение увиденного и прочитанного с близкими и друзьями, творчество в рукоделии… Как впрочем и продолжаю жить. Но для меня, занятия в школе гидов — значимое событие последних месяцев!
На моей памяти в нашем городе этой первый обучающий проект для жителей возрастной категории 55+. Посещаю школу с превеликим удовольствием!»

 

Контакты

Ткаченко Алексей Михайлович, директор МАУК «ВЦ «Галерея», tam@centergalereya.ru.
Светлова Галина Михайловна, руководитель проекта, muzei@centrgalereya.ru

 


 

Документы практики: