Запорожье (Украина) — Реорганизация финансово управленческой модели бюджетного лечебного учреждения на принципах государственно-частного партнерства — 4


Сущность предложения

Сущностью проекта является внедрение принципов государственно частного партнерства в организацию работы коммунальных учреждений здравоохранения.
Пилотной моделью апробации принципов государственно частного партнерства избрана реорганизация деятельности коммунального учреждения «Городская клиническая больница № 3», в состав которой входят отделения исключительно хирургического профиля, в учреждения нового финансово-управленческого формата на принципах государственно частного партнерства.
Описание и социально-экономический анализ проблемы, на решение которой направлен проект.
Город Запорожье является областным центром Запорожской области и значительным промышленным центром Юго-восточного региона Украины с населением около 800 тысяч жителей. Город характеризуется высокой концентрацией предприятий металлургической промышленности, высокой техногенной нагрузкой на жителей города, неблагоприятными показателями экологического состояния окружающего среды.
Показатели здоровья населения города Запорожье в течение последних 20 лет отличаются высоким уровнем общей смертности, отрицательным естественным приростом, выше среднеукраинских показателями болезненности и заболеваемости.
Особенности экологического состояния территории, высокий уровень вредных факторов производства промышленных предприятий, особенности возрастной структуры населения предопределяют уровень заболеваемости, болезненности и смертности населения города значительно выше среднеукраинских показателей.
Необходимость быстрого возобновления трудовых ресурсов для обеспечения функционирования промышленного комплекса города, сокращения сроков временной неработоспособности и предоставление медицинской помощи больным всех возрастных групп согласно современных стандартов предъявляют ряд требований системе здравоохранения города относительно внедрения высокотехнологичных современных лечебно-диагностических методик и максимально эффективного использования имеющихся средств, которые не отвечают возможностям системы здравоохранения города в условиях ограниченного бюджетного финансирования.
Наиболее уязвимой медицинской проблемой, в которой острее всего оказывается несостоятельность ее решения лишь мощностями бюджетной системы здравоохранения, мы определили проблему предоставления специализированной стационарной хирургической помощи.
Современная специализированная хирургическая помощь базируется на новейших технологиях с привлечением дорогостоящего оборудования. Вместе с тем, несостоятельность предоставления надлежащей стандартизированной медицинской помощи больным хирургического профиля на бесплатной основе в коммунальных учреждениях здравоохранения приводит к значительной финансовой нагрузке на пациента в виде необходимости прямых платежей в момент получения медицинской помощи, к использованию устаревших методов диагностики и лечения, кроме того, требования Бюджетного кодекса Украины относительно деятельности коммунального лечебного учреждения в условиях ограниченного бюджетного финансирования не дают возможности руководству учреждения принимать эффективные управленческие решения относительно оптимизации расходов за счет перераспределения функций персонала, экономии расходов на энергоносителях за счет внедрения энергосберегающих технологий, сокращения малоэффективных, финансово отягчающих форм предоставления медицинской помощи, создания мотивационных схем оплаты труда медицинского персонала, а также относительно своевременного обновления медицинского оборудования учреждения в связи с крайне высокой стоимостью современного хирургического оборудования.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Принципы государственно-частного партнерства с возможностью привлечения инвестиционных средств частного партнера и делегирования ему управленческих функций, позволят оборудовать медицинское учреждение самым современным оборудованием, обеспечить предоставление гарантированного объема медицинской помощи населению согласно утвержденных стандартов на бесплатной основе, оптимизировать расходы, повысить уровень качества предоставления медицинской помощи.
Согласно проекта, новая пилотная модель организации работы лечебного учреждения на принципах государственно-частного партнерства будет реализовываться на базе коммунального учреждения «Городская клиническая больница № 3» при участии в разработке проекта управления по вопросам охраны здоровья Запорожского городского совета (руководитель проекта), Украинского Центра Содействия Развитию Государственного Частного Партнерства (методологическое обеспечение реализации проекта, определение оптимальных форм участия частного партнера в реализации данного проекта) и Запорожской Торгово-промышленной палаты (информационно правовое сопровождение проекта и аудит).
Основные качественные характеристики проекта.
Проект предусматривает разработку комплекса типовых методологических инструментов финансово правового характера, который дает возможность реализовать реорганизацию коммунальных учреждений в сфере здравоохранения в концессионные лечебные учреждения на принципах государственно частного партнерства.
Концессионная форма реализации государственно частного партнерства в здравоохранении создает надежные источники дополнительных финансовых поступлений в лечебные учреждения государственной и коммунальной системы здравоохранения с возможностью их реконструкции, модернизации, оптимизации общих расходов, повышения эффективности использования бюджетных средств и качества предоставления медицинской помощи населению. Дополнительные инвестиции частного партнера обеспечивают предоставление гарантированного объема бесплатной специализированной медицинской помощи населению с устранением теневых платежей пациента в момент получения медицинской помощи.
Перечень мероприятий проекта.
1. Разработка бюджетного механизма финансирования деятельности лечебного учреждения на принципах государственно частного партнерства.
2. Разработка и определение системы индикаторов оценки качества деятельности частного партнера в ходе мониторинга государственным партнером эффективности выполнения медико-социального задания.
3. Разработка критериев и условий проведения конкурса определения частного партнера-победителя.
4. Разработка типовых соглашений между государственным и частным партнером о предоставлении медицинских услуг населению на принципах государственно частного партнерства.
5. Правовое сопровождение организации и проведение конкурса по определению частного партнера-победителя.
6. Разработка методологического обеспечения внедрения принципов государственно частного партнерства в сфере предоставления медицинских услуг на примере реализации пилотного проекта по КУ ««Городская клиническая больница № 3» г. Запорожье.
7. Разработка Методического пособия по технологии внедрения государственно-частного партнерства в систему охраны здоровья Украины.
8. Публикация Методического пособия по технологии внедрения государственно частного партнерства в систему охраны здоровья Украины.
9. Проведение выездных учебных семинаров по вопросам организации деятельности лечебного учреждения на принципах государственно частного партнерства с выдачей сертификатов установленного образца.
Освещение в передовых медицинских изданиях и средствах массовой информации преимуществ деятельности лечебных учреждений на принципах государственно частного партнерства.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

 

Источники финансирования

Сумма (грн.)

Удельный вес от всей суммы

Финансирование со стороны местного бюджета

200 000

22,3 %

Финансирование конкурсных фондов

498 000

55,4 %

Финансирование со стороны организаций-партнеров (Запорожская торгово-промышленная палата)

200 000

22,3 %

СОВОКУПНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

898 000

100,0 %

 

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта, а именно, обеспечение коммунальных и государственных лечебных учреждений Украины унифицированными и надежными финансово правовыми инструментами внедрения принципов государственно частного партнерства в сферу здравоохранения приведет к массовому привлечению в сферу здравоохранения дополнительных инвестиций, что, в свою очередь, приведет к значительному повышению уровня медицинского обслуживания и социальной защищенности населения, в последующей перспективе – к улучшению показателей здоровья населения и демографической стабилизации.
Результаты проекта направлены на повышение доступности населения к высококачественной медицинской помощи согласно современных стандартов и протоколов лечения, минимизацию послеоперационных осложнений, максимальное возобновление работоспособности пациентов, повышение мотивированности и эффективности труда медицинского персонала.

Ожидаемые показатели социальной эффективности

1.

Устранение  вынужденных прямых неформальных платежей пациентов

Полное

2.

Предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи населению согласно госзаказа

Согласно контракта

3.

Увеличение заработной платы и мотивированности медицинского и вспомогательного персонала

На 50,0%

4.

Увеличение удовлетворенности пациентов качеством предоставления медицинской помощи

На 100,0%

 

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

 

I. Ожидаемые показатели клинической эффективности

1.

Увеличение  оборота  койки за счет сокращения  сроков пребывания на койке

На 30,0%

2.

Увеличение объема оперативных вмешательств за счет внедрения новейших технологий

На 25,0%

3.

Снижение показателей послеоперационных осложнений

На 25,0%

4.

Снижение показателей послеоперационной летальности

На 10,0 %

ІІ. Ожидаемые показатели экономической эффективности

1.

Сокращение расходов на энергоносители за счет внедрения энергосберегающих технологий

На 40,0%

2.

Сокращение коечного фонда и расходов на их содержание                                                                                             

На 30,0%

3.

Сокращение расходов на содержание вспомогательного персонала и вспомогательных служб

На 25,0%

 

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Проект имеет мощный потенциал последующего распространения опыта деятельности на все коммунальные лечебные учреждения города Запорожья, а также всей Украины.
Согласно проекта, новая пилотная модель организации работы лечебного учреждения на принципах государственно-частного партнерства будет реализовываться на базе коммунального учреждения «Городская клиническая больница № 3» г. Запорожья.
Проект рассматривается как имеющий высокий потенциал практической имплементации в бюджетной системе здравоохранения в Украине.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Целевыми группами проекта являются органы местного самоуправления Украины, руководящий состав городских и областных управлений здравоохранения и лечебных учреждений бюджетной системы здравоохранения, руководители частных лечебных учреждений, субъекты предпринимательской деятельности, а также персонал лечебных учреждений. В последующей перспективе целевыми группами данного проекта являются непосредственно пациенты, повышение качества предоставления которым медицинской помощи является основным содержанием и целью данного проекта.

 

Дата внедрения практики (технологии)

Предположительная дата внедрения новой финансово-управленческой модели на уровне лечебного учреждения после отработки методологии государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья Украины – III-IV кварталы 2012 года.

 

Отзывы, награды

Проект прошел первые отборочные этапы на Всеукраинском конкурсе проектов и программ развития органов местного самоуправления 2011 года, принял участие во Всеукраинской Выставке достижений городов Украины (в августе 2011 года), а также во Всеукраинском слете городов Украины с программами стратегического развития (в ноябре 2011).
Практика отмечена дипломом IV Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2011 год.

 


           

Документы практики:


           

Контакты:

Администрация города Запорожье

 

Заместитель мэра по социальным вопросам

тел.: (10-380-612)2246906

Общий отдел (канцелярия)

тел.: (10-380-612)2246918

web: http://www.meria.zp.ua

e-mail: zgik@commit.zp.ua