Барнаул (Россия) — Организация процесса годового планирования социально-экономического развития в районах городского округа — города Барнаула Алтайского края — 1

 

Сущность предложения

До 2012 года инструментом текущего планирования в администрациях районов города выступал план социально-экономического развития, принимаемый во исполнение Программы комплексного социально-экономического развития города Барнаула на 2008-2017 годы. Структура плана и набор показателей определялся администрацией района самостоятельно.
Планы в конце 2012 года сменили программы социально-экономического развития (далее – программы). Для программ была определена единообразная структура, которая включала анализ текущей социально-экономической ситуации на территории района, основные проблемы развития, цели, задачи, основные мероприятия и ожидаемые результаты. Практика разработки, принятия и реализации программ администрациями районов города выявила следующие недостатки:
— высокие затраты человеческих и временных ресурсов для формирования, корректировки и мониторинга документа:
— ответственными исполнителями мероприятий по проектированию, строительству, ремонту и реконструкции объектов жилой, транспортной и инженерной инфраструктуры, включенных в программы, выступали профильные комитеты администрации города Барнаула;
— у администраций районов города отсутствовали финансовые рычаги для реализации большинства мероприятий и показателей программ;
— показатели программ недостаточно отражали конкретную работу специалистов администраций районов города;
— администрации районов города имели сложности со сбором данных для мониторинга выполнения принятых программ;
— сложный механизм внесения изменений в программы, в связи с утверждением их постановлением администрации города.
В целях оптимизации процесса текущего планирования социально-экономического развития в районах города Барнаула в IV квартале 2013 года принято решение о замене программ на индикативные планы социально-экономического развития. Для обеспечения сопоставимости индикативных планов между районами города разработан единый макет. Перечень показателей макета индикативных планов определен исходя из непосредственных полномочий администраций районов города. Практика индикативного планирования зарекомендовала себя эффективным инструментом оценки работы администраций районов. Она позволяет обеспечивать поступательное развитие районов в соответствии с целевыми ориентирами, обозначенными в Стратегии социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года и муниципальных программах, в части развития экономического и инфраструктурного потенциалов, социальной инфраструктуры и территориального общественного самоуправления.

 

Организационное и технологическое решение вопроса

Первым шагом при оптимизации процесса текущего планирования социально-экономического развития в районах города стало формирование макета индикативных планов. В разработке макета приняли участие специалисты 11 отраслевых комитетов администрации города Барнаула и 5 администраций районов города. В результате проведенной работы 30.01.2014 постановлением администрации города №140 утвержден макет индикативных планов социально-экономического развития районов города Барнаула (приложение 1).
Первоначально макет включил 21 показатель. В структуре макета выделено 5 разделов:
1. развитие экономического потенциала,
2. развитие инфраструктурного потенциала,
3. развитие социальной инфраструктуры,
4. развитие территориального общественного самоуправления,
5. индикаторы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Макет индикативного плана ежегодно подвергается актуализации и пересмотру. Индикативные планы на 2015 год содержали 19 показателей. Постановлением администрации города №355 от 17.03.2015 (приложение 2) исключены показатели:
— удельный вес населения, систематически занимающегося в организациях культуры, от общего количества жителей района, в связи с отсутствием возможности отслеживания значений показателя в разрезе районов;
— доля энергетических ресурсов, расчеты за потребление которых осуществляются на основании приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории городского округа, в связи с фактическим исполнением показателя.
Индикативными планами на 2016 год установлены пороговые значения 19 показателей, объединенных в 4 блока: развитие экономического потенциала, развитие инфраструктурного потенциала, развитие социальной сферы, развитие территориального общественного самоуправления. В соответствии с постановление №2539 от 25.12.2015 (приложение 3) исключен показатель «Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами», в связи с выполнением поставленной перед администрациями районов города задачи удержать стопроцентное значение показателя. В качестве замены определен показатель отражающий деятельность отрядов народной дружины районов. Исключен раздел «5. Индикаторы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» содержащий один показатель «Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги». Данный показатель вошел в раздел «4. Индикаторы развития инфраструктурного потенциала».
Значения показателей индикативных планов на очередной отчетный период согласовываются в ходе совещания у заместителя главы администрации города по экономической политике со специалистами отраслевых комитетов администрации города Барнаула. В ходе совещания представители администраций районов города обосновывают предлагаемые плановые значения. В соответствии с решениями, принятыми на совещании, индикативные планы на очередной отчетный период утверждаются постановлениями администраций районов города.
В целях контроля за реализацией индикативных планов социально-экономического развития в комитете экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города осуществляется ежеквартальный мониторинг выполнения их показателей. Итоги 9 месяцев отчетного года рассматриваются на расширенных аппаратных совещаниях у главы администрации города.
В администрациях районов города выполнение индикативных планов рассматривается на аппаратных совещаниях и заседаниях коллегий.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Финансовые ресурсы на разработку макета индикативных планов социально-экономического развития районов города Барнаула не выделялись. Достижение плановых значений показателей осуществляется сотрудниками администраций районов города в рамках текущей деятельности.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Основная цель реализации индикативных планов — повышение уровня и качества жизни населения — достигается путем повышения эффективности работы проводимой администрациями районов города по благоустройству, улучшению экологического и санитарного состояния, вовлечению жителей в занятие спортом, организации их досуга и развитию общественного самоуправления (приложение 4).
Создание новых постоянных рабочих мест позволяет сохранить управляемую ситуацию на рынке труда. С начала 2014 года введено 7995 мест. Преобладающими в структуре являются места, созданные на предприятиях потребительского рынка – это каждое второе новое рабочее место.
Проводится планомерная работа по сокращению сети нестационарных торговых объектов. С начала 2014 года снесено 121 сооружение, размещенное на неотведенных земельных участках без разрешительных документов, а так же срок действия, которых истек. Еще одним направлением по улучшению городского облика является борьба с несанкционированной рекламой. Усилиями администраций районов города демонтировано 5615 рекламных конструкций.
Одним из основных вопросов является санитарно-экологическое состояние территорий. Результатом усилий специалистов администраций районов города стало увеличение охвата частного сектора договорной системой вывоза твердых бытовых отходов с начала 2014 года на 28% до 80,5%. В рамках контроля за санитарным состоянием проведено 1480 рейдовых мероприятий, в ходе которых выявлено и устранено более 10 тысяч фактов нарушения правил благоустройства. Большую роль в сохранении экологического равновесия играют проводимые на территории районов города экологические мероприятия и акции. В плановом порядке организовано 1340 мероприятий экологической направленности.
Наряду с улучшением инфраструктуры проживания перед администрациями районов стоит задача создания условий для занятия спортом, организации культурного досуга жителей, привлечения их к общественной жизни. Численность занимающихся физической культурой и спортом за последние три года увеличилась более чем на 25 тыс. человек. Для жителей районов организовано более 2500 культурно-досуговых, культурно-просветительских мероприятий, культурно-спортивных праздников, фестивалей и выставок. Благодаря объединению усилий органов территориального общественного самоуправления, управляющих компаний и граждан при поддержке администрации города создаются новые и приводятся в порядок существующие спортивные и детские игровые площадки, уровень обеспеченности дворов площадками возрос на 2,3 п.п. до 75,3%.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

В результате выполнения администрациями районов города индикативных планов социально-экономического развития с начала 2014 года в бюджет города в виде штрафов за административные правонарушения поступило 4,4 млн. рублей (приложение 5).
Специалистами администраций районов города ежегодно составляется более 5000 административных протоколов, из них 80% за нарушение правил благоустройства. В виде штрафов в бюджет города перечислено 4,3 млн. рублей.
В рамках возложенных полномочий сотрудниками администраций районов города осуществляется муниципальный земельный контроль. Материалы проверок направляются в Управление Росреестра по Алтайскому краю для рассмотрения и принятия решения о привлечении виновного лица к ответственности. На основании актов проверок Управлением Росреестра по Алтайскому краю возбуждено 89 дел об административных правонарушениях земельного законодательства. В виде штрафов в бюджет города перечислено 123,3 тыс. рублей.

 

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

Практика применяется с 2014 года для организации годового планирования социально-экономического развития районов городского округа — города Барнаула Алтайского края.
Практика может быть применена в других городах России, имеющих внутригородское деление.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Муниципальное управление

 

Дата внедрения практики (технологии)

2014 год

 

География использования практики (технологии)

городской округ — город Барнаул Алтайского края

 

Отзывы, награды

 

 

 


 

  

Документы практики: