Барнаул (Россия) — Внедрение в эксплуатацию медицинской информационной системы взаимодействия на уровне «ПАЦИЕНТ — ВРАЧ – ОРГАНИЗАТОР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ», а также на уровне межучережденческого взаимодействия — 37


Сущность предложения

Интенсивный рост информационных потоков в системе здравоохранения непременно приводит к необходимости автоматизировать и оптимизировать взаимодействие на всех уровнях: пациент, врач, руководитель, надзорный орган. Подавляющее большинство существующих на рынке разработчиков медицинских информационных систем предлагают локальные решения: взаимодействие в рамках одного медицинского учреждения.
В городе Барнауле функционирует глобальная, общегородская медицинская информационная система (далее — МИС), представляющая собой единый информационный ресурс.
Создание и внедрение системы является ключевым моментом информатизации системы здравоохранения и преследует следующие цели:
— Создание единого централизованного подхода к решению задачи по защите информационных систем с персональными данными в каждом учреждении здравоохранения города.
— Подготовка медицинских ресурсов учреждения к оказанию услуг населению города посредством современных методов связи.
— Оптимизация дублирующихся информационных систем (или их блоков), отчетных форм, способов передачи данных.
— Оперативное обеспечение медицинского работника всей полнотой информации о пациенте, поддержка принятия решения.
— Поэтапный переход к ведению медицинской документации в электронном виде.
Доступ к системе предоставлен:
1. Каждому жителю города Барнаула, при наличии компьютера и выхода в Интернет. Пациент имеет возможность записаться (используя Интернет-портал) на прием к участковому врачу на удобное для себя время. Рассматривается возможность получения пациентом всей личной медицинской документации, которая есть в наличии в электронном виде.
2. Каждому медицинскому работнику, при наличии автоматизированного рабочего места. При этом врач может получить всю полноту информации о пациенте, которая была накоплена во всех учреждениях города. Доступ осуществляется при соблюдении определенных процедур, связанных с разграничением прав доступа. Также врач получает доступ к ресурсам собственного учреждения для
записи пациента на обследование, на консультации, на прием к другим профилирующим специалистам. Кроме того, врач получает возможность использовать ресурсы других учреждений, если они более доступны для пациента, чем в собственном учреждении.
3. Организатору здравоохранения надзорного органа, с целью проведения анализа по выполнению требований и стандартов оказания медицинской помощи, как в разрезе медицинских работников, так и в разрезе учреждений здравоохранения.
В связи с вступлением в силу Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных», медицинская информационная система развертывается на принципах обеспечения специальных требований к защите персональных данных.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

В городе Барнауле функционирует 40 лечебно-профилактических учреждений, каждое подключено к общегородской корпоративной сети передачи данных (КСПД) через одного провайдера по оптоволоконной технологии.
В 28 из 40 учреждениях здравоохранения внедрены первые модули МИС – «Электронная регистратура», АРМ «Поликлиника», АРМ «Стационар», «Интернет-регистратура» — запись на прием к участковому врачу через Интернет.
База данных МИС содержит информацию обо всех жителях города (более 600 тысяч), включая данные о состоянии здоровья.
Для оценки эффективности МИС, как инструмента поддержки работы врача, и, в рамках программы оснащения материально-технической базы, автоматизированными рабочими местами оснащены кабинеты участковых врачей в 6 муниципальных учреждениях здравоохранения (далее – МУЗ). А в 4 учреждениях оснащены кабинеты всех медицинских специалистов. Кроме того, во все учреждения поставлены автоматизированные рабочие места для регистратуры и отделов статистики (где обрабатываются персональные данные пациентов). Всего в учреждения здравоохранения поставлено 470 комплексов компьютерной техники со специальным программным обеспечением и средствами защиты информации.
Количество пользователей МИС на данный момент составляет более 600 во всех МУЗ города.
Организационное решение вопроса.
Заказ на разработку МИС выполнен Комитетом по делам здравоохранения города Барнаула. Постановка задач осуществляется совместно с КГУЗ “Медицинский центр — управляющая компания Алтайского медицинского кластера”. Техническая реализация МИС выполняется некоммерческим партнерством «Медицинские компьютерные технологии». Эта же компания предоставляет доступ к сертифицированной защищенной корпоративной сети передачи данных. Обязанности по внедрению МИС возложены полновластно на само муниципальное учреждение здравоохранения. Выполнение комплекса мероприятий по защите информационных систем персональных данных заказано компании – ООО «Центр информационной безопасности» при непосредственном участии МУЗ.
Внедрение во всех 40 МУЗ города первых модулей МИС и выполнение комплекса мероприятий по защите персональных данных запланировано до конца 2011 года. В 2012 году планируется доработка МИС с целью включения в систему более 20 специализированных медицинских регистров и автоматизированных систем, которые в настоящее время функционируют независимо друг от друга.
Технологическое решение вопроса.
Медицинская информационная система представляет собой автоматизированный программный медицинский комплекс, предназначенный для обеспечения деятельности ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений), связанной с записью пациентов на прием к специалистам, внесением результатов осмотра, фиксацией данных по дополнительной диспансеризации, отчетностью по работе с занесением всех материалов наблюдения в базу данных.
Комплекс состоит из клиентской части АРМ «Поликлиника», АРМ «Стационар», базы данных информационной системы и системы управления базами данных FireBird 2.5.
Клиентские части АРМ «Поликлиника», АРМ «Стационар» разработаны в рамках модульной модели построения программ, и состоит из нескольких загружаемых модулей. Администратор системы может управлять списком загружаемых модулей (подключать новые, временно отключать имеющиеся).
Медицинская информационная система является клиент-серверной информационной системой, ориентированной на интегрированную многопользовательскую работу медицинского персонала из разных лечебно-профилактических учреждений в общей базе данных. Для обеспечения информационной безопасности в системе реализован механизм разделения информационных потоков на уровне отдельных ЛПУ.
Одной из основных задач МИС является обеспечение работы сотрудников регистратуры с пациентами, для этого в программном комплексе реализованы следующие функции:
— управление рабочим графиком специалистов;
— запись пациентов на прием;
— печать талона амбулаторного больного.
Кроме того, в задачи программного комплекса входит составление отчетности по результатам приема пациентов специалистами. Для этого в модуле отдела статистики реализованы следующие функции:
— ввод результатов приема пациентов;
— ввод результатов дополнительной диспансеризации;
— создание печатных форм.
В системе используется современное оборудование хранения данных D-Link DNS-323, D-Link DSN-2100-10, современное оборудование средств связи, а также программное обеспечение СУБД Oracle, Firebird (свободное ПО с открытым кодом), операционные системы MS Windows 2003/2008 Server и Mandriva Linux (свободное ПО с открытым кодом).
В качестве сервера баз данных используется сервер HP Proliant DL360 G6 с двумя процессорами Intel Xenon E5650, которые работая с использованием технологии Hiper Threading, обеспечивают производительность 24 ядер в сумме. Установленная на сервере оперативная память составляет 24 Гб. Для хранения данных используются высокоскоростные SAS диски, работающие в режиме RAID 0. Для обеспечения бесперебойной работы сервера установлены два блока питания, подключенные к двум независимым UPS Inelt Monolit II — 3000 и Inelt RT-3000.
В соответствии с положениями Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июня 2006г. проведены организационные и технические мероприятия по защите информационных систем персональных данных.
На первой части программно-технических комплексов установлены средств защиты информации, направленном на защиту информации передаваемой по открытым каналам связи (“Vip Net Client”). На данных рабочих местах не предусмотрено хранение персональных данных, а имеется лишь возможность получения удаленного доступа к серверу баз данных.
На второй части комплексов, кроме шифрования каналов связи (“Vip Net Client”) установлены средства защиты информации от несанкционированного доступа “Secret net 6”, что позволяет использовать автоматизированное рабочее место с функциями выгрузки и печати баз данных с персональными данными.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Источником финансирования является бюджет города. Средства выделялись по целевой программе «Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения города», а также направлялись на выполнение неплановых мероприятий по защите персональных данных.
Финансирование расходов на разработку и внедрение МИС — 2 млн. руб.
На подключение МУЗ к корпоративной сети передачи данных – 1 млн. руб.
На приобретение автоматизированных рабочих мест врача со средствами защиты информации – на сумму 18,7 млн. руб.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Существенно возрастает качество и доступность медицинской помощи за счет более полного информационного обеспечения врача и пациента.
Для жителя города появилась возможность записаться (используя Интернет-портал) на прием к врачу на удобное для себя время.
Для органов управления здравоохранением появляется возможность оперативного управления и своевременного принятия управленческих решений.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Экономический эффект увязывается с экономией бюджетных средств, в связи с тем, что выполняется централизованный подход к выполнению мероприятий по защите информационных систем персональных данных.
Количество автоматизированных рабочих мест, к которым необходимо принимать меры организационного и технического плана по защите персональных данных, существенно ниже при внедрении общегородской МИС. Так как хранение персональных данных происходит не на вычислительных мощностях самого лечебного учреждения, как при традиционном подходе (локальная МИС), а на одном комплексе серверов, которым управляет надзорный орган. Соответственно, затраты на защиту персональных данных в самом учреждении здравоохранения, заменяются на затраты по обеспечению защищенного, шифрованного доступа к данным на отдаленном сервере. И являются при этом существенно ниже.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Медицинская информационная система внедрена не только в МУЗ города Барнаула, но и в краевых медицинских учреждениях, расположенных в городе, а также в 2 районных больницах Алтайского края. В 2012 году планируется распространить МИС на все медицинские учреждения Алтайского края. В перспективе, любой районный врач в отдаленном районе может получить всю полноту информации о своем пациенте, который когда-либо наблюдался в каком-либо медицинском учреждении Алтайского края.
Медицинская информационная система продолжает развиваться. Совершенствуются уже введенные в работу сервисы и добавляются новые модули. Накапливается и совершенствуется база медицинских знаний.
Предусматривается доступ к «штатному ресурсу» всех учреждений здравоохранения, что позволит вести базу медицинского персонала с учетом квалификационных характеристик, своевременной профессиональной подготовки, персональных данных и некоторых других параметров, что соответствует требованиям Минздравсоцразвития РФ к ведению единой базы данных медицинских работников.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Здравоохранение.

 

Дата внедрения практики (технологии)

Пилотный – с 2008г. В полном объёме — с 2011 года.

 


  

Документы практики: