Атырау (Казахстан) — Достижения в социальной реабилитации различных групп населения


Сущность предложения

Предоставление адресной социальной помощи и мер социальной поддержки малообеспеченным гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, социально-бытовой адаптации и реабилитации детей-инвалидов — содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что в будущем создаст формирование способности к выбору жизненной позиции и стремлению к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества, представление дополнительных бесплатных социальных услуг гражданам пожилого возраста, состоящих на обслуживании в отделе социальной защиты населения, мероприятия по поддержке людей с ограниченными возможностями и формирование безбарьерной среды для маломобильных граждан, оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной компенсации, проблема бездомности, создание кризисных центров для женщин, подвергшиеся бытовому насилию в семье, квотирование рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, для граждан ,прибывших с мест лишения свободы, детям -сиротам.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения. За последние годы это инвентаризация льгот и льготных категорий граждан, совершенствование нормативной правовой базы по предоставлению жилищно-коммунальных субсидий. Все эти меры направлены на усиление принципа адресности социальной поддержки. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи наиболее нуждающимся гражданам и исключает возможность граждан с высокими доходами получать значительные социальные выплаты за счет бюджетных средств. Полномочия в сфере предоставления мер социальной поддержки входят в круг полномочий органов местного самоуправления, низкие темпы роста размеров заработной платы, пенсий, детских пособий, других социальных выплат при постоянном росте потребительских цен на все виды товаров и услуг являются основными причинами роста социальной напряженности, поэтому эффективность решения социальных проблем на уровне местного самоуправления приобретает все большую актуальность. Вместе с тем, ряд социально незащищенных категорий граждан, таких как одинокие престарелые, инвалиды, семьи с детьми, среднедушевой доход которых незначительно превышает величину прожиточного минимума, не попадают под действие государственных нормативных актов и по этой причине обращаются за помощью в орган местного самоуправления.
По каждой дополнительной мере социальной поддержке, разработаны порядки предоставления указанных мер, утвержденные постановлениями Акима города. За 2012 год принято 21 постановлений, направленных на улучшение качества обслуживания социально уязвимых слоев населения. Разработаны целевые программы «Социальная поддержка населения города», «План развития территории», «Стратегический план», «Карта занятости» и другие, которые утверждены решениями Атырауского городского маслихата.
1. В городе проживает свыше 15736 социально-уязвимых категорий граждан, что составляет 13,1 % от общего количества населения города, а также 7634 инвалидов. Более 53 % граждан данной категории являются малоимущими. С целью улучшения их материального положения, проводится работа по оказанию малоимущим гражданам государственной социальной помощи в виде денежных средств, меры социальной поддержки по коммунальных услуг и жилищной помощи, предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации.
Ежегодно расширяется сфера обслуживания инвалидов, только 2012 году 123 инвалидам 1-ой группы, оказывается услуга индивидуального помощника, 101 инвалиду по слуху — услуга специалиста жестового языка, 364 инвалидам выданы обязательные гигиенические средства, 393 инвалидам выданы направления на получение протезной ортопедической помощи, 171 инвалидам по слуху выданы сурдотехнические средства и направления на получение слухового аппарата, 116 инвалидам предоставлены тифлотехнические средства, 129 инвалидам выданы направления в реабилитационный центр, 79 инвалидам выданы кресло-коляски, 346 инвалидам выданы путевки на санаторно-курортное лечение, 235 детям-инвалидам, обучающимся и воспитывающимся на дому назначена материальная помощь в размере 2,4 МРП за месяц. А также 6784 инвалидам выдана одноразовая материальная помощь.
Мероприятия по поддержке людей с ограниченными возможностями и формирование безбарьерной среды для маломобильных граждан являются одними из приоритетных направлений городской социальной политики.
В рамках этих мероприятий установлены пандусы в 842 учреждениях ,оказывающие социальные услуги (объекты здравоохранения, образовательные учреждения, реабилитационные центры и другие ). Работа по созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения будет продолжена в последующие годы. С 2011 года при отделе занятости и социальных программ г.Атырау была создана служба «Инватакси». В настоящее время в городе работает 1 «Инватакси» для лиц с ограниченными возможностями, и 1 специализированный микроавтобус со всеми удобствами для перевозки инвалидов-колясочников.

Основными мероприятиями программы являются:
— Установка пандусов и поручней в подъездах, где проживают инвалиды с заболеванием опорно-двигательной системы.
— Взаимодействие с общественными организациями инвалидов.
— Строительство отдельного жилого дома для инвалидов с заболеванием опорно-двигательной системы со всеми удобствами.
— Открытие в городе Атырау протезно- ортопедического цеха.

2. В рамках представления адресной социальной помощи и мер социальной поддержки малообеспеченным семьям гражданам в 2012 году социальную поддержку получили 1144 человек на сумму 28645,3 тысяч тенге. Меры социальной поддержки предоставляются в виде:
1. ежемесячных денежных выплат малообеспеченным семьям, ветеранам боевых действий из числа лиц, принимавших участие в боевых действиях в Афганистане, участвовавшие в ликвидации пожара на Чернобыльской АЭС, участникам ВОВ и лицам, приравненные к инвалидам ВОВ.
2. единовременной денежной выплаты семьям при рождении ребенка, по уходу за ребенком до одного года.
3. выплата единовременной помощи на погребение.
4. обеспечение малообеспеченных граждан, одиноких пожилых граждан продуктами питания, сельскохозяйственной продукции за счет спонсоров, организация программ , имеющих целью находить одиноких, изолированных пожилых людей и прерывать их изоляцию путем организации социального обслуживания на дому.
В рамках представления социальной помощи отдельным категориям граждан предоставлены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилищная помощь в виде ежемесячной денежной компенсации. За 2012 год выплачено 490 семьям 11858,1 тысяч тенге компенсации. 699 работникам образования, работающим в сельской местности, выделены 3495,0 тысяч тенге на приобретение топлива.
3. Проблема бездомности имеет два основных аспекта:
а) Социальный — отсутствие жилья и комплекс проблем, связанный с этим. Характеризуется отсутствием у людей минимальных условий для поддержания своей жизни, здоровья и санитарно-гигиенического состояния Длительное пребывание в подобных условиях ведет к утрате социальных, трудовых навыков,
б) Правовой — отсутствие регистрации и возможности ее получить (ввиду отсутствия права на жилое помещение) и ряд проблем с этим связанный — существенное ограничение в гражданских правах: в трудоустройстве, в получении медицинских и социальных услуг, ограничения во многих сферах жизни, связанных с отсутствием регистрации, а часто, и удостоверения личности.
Все эти проблемы в г. Атырау решаются городским центром социальной адаптации лиц ,не имеющих определенного места жительства, созданного на базе городского отдела занятости и социальных программ, путем оказания бездомным специальной социальной услуги. В комплексе работа отделений учета бездомных лиц, социальной адаптации направлена на решение насущных проблем лиц без определенного места жительства. Начиная с ведения учета и восстановления документов до многоэтапной системы взаимосвязанных действий: предоставления социально- бытовых, медицинских и психологических услуг, направленных на возвращение бездомных к самостоятельной полноценной жизни.
Меры социальной поддержки предоставляются в виде:
1. Выявление бездомных лиц и оказание социальных услуг;
2. Оказание медицинских услуг;
3. Оформление удостоверения личности и регистрация места пребывания;
4. Организация питания;
5. Обеспечение бездомных одеждой по сезону;
6. Трудоустройство бездомных:
— заключение договора о сотрудничестве с Центром занятости населения.
7. Организация взаимодействия специалистов государственных структур, общественных и благотворительных организаций с целью адаптации бездомных лиц в общество в кратчайшие сроки с максимальным эффектом.
Согласно данной программе на 2013 год запланировано открытие ночлега для бездомных лиц. С этой целью:
1. оборудуется помещение для ночлега бездомных лиц согласно санитарным нормам и техническим требованиям;
2. проводится работа по подбору персонала.
4. Цель создание кризисных центров для женщин, подвергшихся бытовому насилию в семье:
1. выявление женщин, остро нуждающихся в социально-психологической реабилитации и адаптации;
2. оказание психологической, консультативной, юридической и социальной помощи;
3. проведение мероприятий по профилактике социального неблагополучия женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Меры социальной поддержки предоставляются в виде:
1. круглосуточная работа телефона доверия;
2. круглосуточный прием женщин, подвергшихся бытовому насилию в семье;
3. оказание медицинских услуг;
4. организация питания;
5. оказание психологической, консультативной, юридической и социальной помощи;
6. привлечение женщин к общественно полезному труду, трудоустройство на постоянное место работы в случае необходимости.
7. представление временных мест в общежитиях для нуждающихся в жилье.
5. Квотирование рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, для граждан, прибывших с мест лишения свободы, детям — сиротам. Согласно ежегодно принимаемого постановления Акима города установлена 3% квота для данной группы населения. На основании этого постановления каждый работодатель принимает на работу людей с ограниченными возможностями, граждан ,прибывших с мест лишения свободы, и детей -сирот по направлению отдела занятости и социальных программ. Так за 2012 год на 26 предприятиях города трудоустроено 122 граждан из целевых групп населения.
В ходе реализации Программы занятости -2020, граждане из числа малообеспеченных, безработных, оралманов могут получить арендное жилье сроком на пять лет с последующей приватизацией. Граждане, получившие арендное жилье по Программе занятости, трудоустраиваются Центром занятости на постоянную работу, получают микрокредиты на открытие собственного дела и в течение пяти лет накапливают средства для приватизации арендного жилья.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Источник финансирования — местный бюджет.
Годовой бюджет 490595,0 тысяч тенге.
Источник финансирования – республиканский бюджет.
Годовой бюджет 80084,0 тысяч тенге.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

В 2006 году адресная социальная помощь назначена и выплачена 391 малоимущим семьям, в которых проживает 1903 человека на общую сумму 19175,5 тысяч тенге.
По состоянию на 01.12.2012 года адресная социальная помощь назначена 138 малоимущим семьям, в которых проживает 717 человек на общую сумму 16126,8 тысяч тенге.
В 2006 году 600 льготникам назначена и выплачена компенсация расходов на коммунальных услуги и жилищную помощь на сумму 17087,7 тысяч тенге.
По состоянию на 01.12.2012 года выплаты компенсации произведены 490 гражданам на сумму 11858,1 тысяч тенге.
Социальный эффект в результате работы реабилитационного центра для лиц без определенного местожительства привело к:
— формированию адекватного общественного мнения о лицах без определенного места жительства;
— повышению эффективности, качества, адресности, доступности предоставления социальных услуг данной категории граждан;
— содействию возвращению трудоспособных граждан к трудовой деятельности;
— снижению уровня преступности;
— уменьшению уровня смертности и случаев обморожения бездомных лиц в период сильных морозов.
Уровень безработицы снизился по городу с 8,2 % в 2006 году до 4,9 % в 2012 году.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Сокращение социальных выплат, снижение уровня безработицы показывает улучшение социально-экономического положения населения города.
Прозрачность и доведение выплат до конкретных получателей, их персонифицированный учет (наличие информации о получателях, их доходах в информационной системе «Е-Собес», «Рынок труда», «Занятость» — бюджетные расходы расписываются по получателям АСП, ГДП и услуг).
Выведение граждан из состояния бездомности и вывод их в общество позволяет уменьшить расходы на социальную поддержку лиц без определенного места жительства, а их трудовая деятельность приносит экономическую пользу государственному бюджету.
Обеспечение малообеспеченных, безработных арендным жильем, возможность получить специальность с последующим трудоустройством, позволяет вывести из состояния иждивенчества молодежь, повышает стремление граждан работать, накопить определенный капитал для приватизации арендного жилья.
Выдача микрокредитов на открытие собственного дела под минимальный процент, без залога позволяет людям из уязвимых групп населения не чувствовать себя ущемленными людьми.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика реализуется в Атырауском городском отделе занятости и социальных программ на территории г. Атырау.
Подобные практики могут внедряться во всех крупных городах Казахстана.
Может применяться в центрах ранней реабилитации детей-инвалидов и отделениях социально-бытовой адаптации, территориальных центрах социального обслуживания населения.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Социальная защита населения.

 

Дата внедрения практики (технологии)

 

 

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.

 


  

Документы практики: