Ярославль (Россия) — Автоматизация бюджетного процесса города Ярославля — 41
Сущность предложения
Автоматизированная система «Бюджет» (АС «Бюджет») совместно с автоматизированной системой «Удаленное рабочее место» (АС «УРМ») обеспечивают: комплексную автоматизацию деятельности финансового органа (ФО) города и главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), на всех этапах составления и исполнения бюджета; автоматизацию финансовой деятельности получателя бюджетных средств (ПБС) и организацию электронного обмена данными между ПБС и ФО.
Объектами автоматизации являются: ФО, 23 ГРБС и 460 ПБС
Решаемые задачи: формирование проекта бюджета; исполнение бюджета в рамках среднесрочного финансового планирования в соответствии с действующим бюджетным законодательством; обеспечение создания системы управленческого бюджетного учета и отчетности финансового органа; поддержка различных вариантов кассового обслуживания исполнения бюджета в органах Федерального казначейства (ФК).
Полное описание концепции решения
Постоянное совершенствование бюджетного процесса привело к увеличению функций ФО, повышенным требованиям к качеству и достоверности обрабатываемой информации при значительном увеличении объема обрабатываемых данных. Появление технических ресурсов, специализированного программного обеспечения (ПО) и наличие специалистов по информационным технологиям позволило автоматизировать бюджетный процесс.
Предпосылки создания системы:
- возросший объем обрабатываемой информации;
- повышение требований к качеству и достоверности предоставляемых данных в режиме реального времени;
- оснащенность компьютерной техникой рабочих мест и наличие локально-вычислительной сети;
- появление специализированных программных продуктов;
- наличие специалистов в области информационных технологий.
Цель создания системы:
- Внедрение новых форм и методов управления общественными финансами на основе современных информационных технологий.
- Поддержка среднесрочного финансового планирования с возможностью учета плановых показателей на один или три года с различной степенью детализации по кодам классификации операций сектора государственного управления для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств.
- Создание единого централизованного хранилища данных ФО.
- Повышение эффективности работы сотрудников ФО, ГРБС и ПБС и оперативности их взаимодействия благодаря использованию специализированного программного обеспечения и методов групповой обработки данных в едином централизованном хранилище.
- Существенное сокращение объема трудоемких рутинных операций, минимизация количества ошибок, допускаемых при ручной обработке информации, благодаря механизмам автоматического контроля и экспорта/импорта данных.
- Внедрение технологии конвейерной обработки и множественного визирования электронных документов различными исполнителями в пределах зоны их ответственности, учитывающей существующую нормативно-правовую базу и обеспечивающей защищенность, управляемость и доступность документов.
- Получение достоверной оперативной информации и необходимой аналитической отчетности в режиме реального времени.
- Организация электронного документооборота с ПБС, органами Федерального казначейства и банка.
- Ведение автоматизированного учета как бюджетных средств, так и средств, полученных от приносящей доход деятельности, и средств, находящихся во временном распоряжении.
Требования, предъявляемые к системе:
- круглосуточная работоспособность системы;
- наличие обработки исключительных ситуаций;
- автоматизированный мониторинг действий пользователей;
- защита информации от несанкционированного доступа;
- распределенный доступ пользователей к системе (каждый редактирует только «свои данные» и имеет доступ только к тем данным, которые ему настроены);
- использование существующей сети УРМ;
- обеспечение сохранности информации при авариях(отказах технических средств, потере питания т.п.);
- должна быть обеспечена возможность поэтапного наращивания, как производительности, так и функционального состава системы;
- система должна иметь открытые интерфейсы для развития и интеграции;
- система должна обеспечить хранение и распространение нормативно-справочной, нормативно-методической информации, форм отчетности;
- перенастройки при изменении нормативно-правовой базы в части управления бюджетным процессом без изменения программного кода.
Состав и структура системы:
- бюджетная роспись по доходам;
- бюджетная роспись расходов;
- бюджетная роспись источников финансирования дефицита бюджета;
- смета доходов и расходов по средствам от приносящей доход деятельности;
- реестр расходных обязательств;
- поступление доходов;
- казначейское исполнение бюджета;
- расход средств, от приносящей доход деятельности;
- возврат средств, поступающих во временное распоряжение;
- обслуживание лицевых счетов, открытых в органах ФК («03» счета);
- бухгалтерский учет;
- свод казначейских документов;
- электронный обмен с органами ФК, банком и ПБС;
- сбор и консолидация отчетности;
- бюджетные обязательства по муниципальным контрактам.
Для качественного функционирования системы разработчиком предусмотрено постоянное обновление системы. Возможность развития и модернизации системы обеспечивается заложенными функциональными требованиями к системе в целом: модульность, масштабируемость, интегрированность, открытость, гибкость. В рамках исполнения решения муниципалитета города Ярославля от 05.12.2008г. №25 «О Программе реформирования муниципальных финансов города Ярославля на 2008-2010 годы» планируется приобретение и внедрение автоматизированной информационной системы «Управление процессом планирования бюджета», которая позволит сократить трудозатраты на планирование бюджета города с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).
Ресурсное обеспечение создания и развития системы (средства)
Система использует клиент-серверную технологию и функционирует на базе операционной системы Windows. Система поддерживает системы управления базами данных Oracle и Interbase (и совместимые с ними).
Связь между ФО и ПБС осуществляется по любому каналу, поддерживающему протокол TCP/IP (локальная сеть, Internet — соединение, модемное соединение).
Ожидаемый социально-экономический или иной эффект создания системы:
- Повышение производительности и качества работы сотрудников всех звеньев бюджетного процесса.
- Повышение оперативности и качества управления бюджетным процессом.
- Переход на безбумажную технологию.
Перечень автоматизируемых деловых процессов
- Учет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;
- Ведение кассового плана по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;
- Формирование реестра расходных обязательств;
- Учет объемов финансирования;
- Учет смет доходов и расходов по средствам от приносящей доход деятельности;
- Учет кассового исполнения бюджет;
- Учет кассовых поступлений в бюджет;
- Учет кассовых выплат из бюджета;
- Сводный бухгалтерский учет;
- Бюджетная отчетность;
- Автоматический бюджетный контроль;
- Учет муниципальных контрактов;
- Использование электронно-цифровой подписи (ЭЦП);
- Организация электронного документооборота с ПБС, органами ФК и банком.
Правовая принадлежность
Исключительное право на систему имеет разработчик системы НПО «Криста» г. Рыбинск.
Возможность тиражирования
Возможно использование системы в звене ФО муниципального образования, ФО субъекта федерации.
Архитектура решения, требования к инфраструктуре
Описание технологических компонент, из которых состоит решение:
- архитектура системы построена на основе унифицированных технических решений;
- при модернизации системы, моделировании процессов применяется унифицированная методология, а также максимально используется заложенная в поставляемом прикладном программном обеспечении функциональность;
- прикладное программное обеспечение системы построено с использованием стандартных и унифицированных методов разработки программных систем;
- в составе системы по возможности применяются типовые (унифицированные) классификаторы и справочники, действие которых на территории РФ и городе Ярославле определено соответствующими нормативными актами и стандартами. В системе предусмотрена возможность наращивания классификаторов и справочников, как в отношении количества элементов, так и в части развития их структуры (развитие иерархических структур, создание дополнительных группировок и т.д.).
Методология внедрения решения
- Нормативно-правовое обеспечение (бюджетный кодекс, приказы Министерства финансов, постановления мэра, приказы и распоряжения директора, договора с разработчиком ПО, ПБС, соглашения с органами ФК и банком);
- Методология внедрения по графику внедрения ПО и графику перехода учреждений на казначейское исполнение бюджета;
- Методология настройки (настройку осуществляют разработчик ПО и специалисты ФО);
- Преднастроенное ПО
Документы практики:
Контакты:
Департамент финансов мэрии г.Ярославля
150000, г.Ярославль, ул.Андропова,6 тел.(4852) 30-46-98
Контакты правообладателя и разработчика: ООО «ИС Криста»
152901, Ярославская обл, г.Рыбинск, ул.Малая Казанская, д.7, тел.(4855) 29-19-60
Мэрия города Ярославля.
150000, г. Ярославль, ул. Андропова, д. 6
Телефон: +7 485-2 40-40-05
http://city.yar.ru
http://www.city-yar.ru/
E-mail: upd@city.yar.ru, mayor@cityhall.yar.ru, ud@city-yar.ru