Хабаровск (Россия) — Эффективная экономическая политика — 169
Сущность предложения
Включение инновационных управленческих инструментов – программно-целевого и среднесрочного планирования; бюджетирования, ориентиро-ванного на результат, обеспечило эффективное и устойчивое социально-экономическое развитие города.
Внедрение комплексной системы мер, разработанной в соответствии с основными приоритетами социохозяйственного развития, определяемыми Стратегическим планом, направленных на развитие промышленной политики, учитывающих экономическую политику государства и региона, а также интересы жителей города и субъектов предпринимательской деятельности, с учетом смены парадигмы эксплуатации природной среды, позволили улучшить параметры развития экономики города.
Отдельным направлением выделено развитие производственного муниципального сектора экономики, формируя жизнеобеспечивающую сферу деятельности.
В 2011 году разработана бюджетная стратегия города Хабаровска до 2020 года с целью выработки рекомендаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу по оптимизации бюджетной и налоговой политики города Хабаровска, повышению качества бюджетных услуг, повышению эффективности использования бюджетных средств.
Организационно-технологическое решение вопроса
Разработана концептуальная схема муниципаль-ной поддержки развития промышленности в городе, включая формирование приоритетных направлений проведения политики протекционизма малого предпринимательства в промышленности.
(Постановление Мэра города от 12.10.2004 № 1505).
Разработан комплекс мероприятий, способствующих развитию новых форм муниципально-частного партнерства, преимущественно инновационно ориентированной направленности.
(Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, Решение Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 № 306; постановление администрации города Хабаровска от 05.08.2009 № 2782).
Разработаны долгосрочная целевая программа и природоохранные мероприятия, обеспечивающие соответствие между влиянием хозяйственной дея-тельности на окружающую среду и ее ассимилирующими способностями.
(Постановление администрации города от 21.10.2010 № 3379).
Внедрение в практику основных направлений Концепции развития муниципального производ-ственного сектора экономики позволили усовер-шенствовать институциональную политику по управлению в этой сфере. (Постановление Мэра города от 30.08.2005 № 1408).
Принят План первоочередных действий по обустройству жизни в городском округе «Город Хабаровск» на 2012–2016 годы, разработанный с учетом поручений избирателей и жителей Хабаровска, опирающийся на базовые программные ориентиры государственных органов власти, что позволяет рассчитывать на участие последних в реализации жизнеобеспечивающих проектов. За период реализации Плана будет введено в эксплуатацию около 100 наиболее крупных объектов промышленного и социального назначения.
На основе наказов избирателей, общественных организаций, коллективов и рядовых горожан сформирована Народная программа и народный бюджет.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
На реализацию программных мероприятий в 2011 году будет израсходовано более 4 млрд. руб.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Позитивные изменения в экономике города позво-лили направить на социальные расходы более 65% доходов, и как результат, – обеспечить реализацию социальных программ.
Основными социальными результатами проводи-мой деятельности стали:
– стабилизация положения на рынке труда (на 25.11.2011 официально регистрируемый уровень безработицы составил 0,46% к численности экономически активного населения против 0,64% на 01.01.2011);
– увеличение размера средней заработной платы к концу 2011 года в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом;
(справочно: 2008 год – 24,0 тыс. руб., 2010 – 30,4 тыс. руб., 2011 – 35,0 тыс. руб.);
– улучшение демографической ситуации в городе: население Хабаровска прирастет на 1,7 тыс. чел. и составит 579,7 тыс. человек.
– появление устойчивой динамики снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уменьшение сброса сточных вод в р. Амур, увеличение объема переработки пластиковых отходов.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Оборот организаций города в 2011 году составит 337 млрд. руб., что выше уровня 2010 года на 15,8%, объем производства промышленности – 72,0 млрд. руб., с ростом к уровню 2010 года на 15,5%.
При этом ожидаемый индекс потребительских цен за 2011 год прогнозируется в пределах 7,5%, что позволяет говорить о реальном приросте экономики.
В 2011 году объем инвестиций в основной капитал достигнет 135 млрд. рублей, что в 1,4 раза выше уровня 2010 года.
Сальдированный финансовый результат по основным видам экономической деятельности в 2011 году составит 22,3 млрд. руб., или в 1,7 раза выше аналогичного периода 2010 года.
Сохраняется устойчивая тенденция роста субъектов малого бизнеса, доля оборота малого бизнеса в обороте организаций города по всем видам экономической деятельности достигает почти 40%, численность занятых в малом бизнесе постоянно увеличивается и составляет 114 тыс. человек, или 32% от общей численности занятых в экономике города.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Вышеназванные концептуальные разработки получили высокую оценку внешних высококвалифицированных независимых экспертов о конечных и промежуточных достигнутых результатах, что свидетельствует о возможности их использования в практике других муниципальных образований.
Отрасль применения практики (технологии)
Экономика.
Дата внедрения практики (технологии)
2005–2011 годы.
Отзывы, награды
В 2010 году – Диплом III степени Общероссийского конкурса региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов РФ «Регионы России: от кризиса к развитию», организованного Минрегионом РФ и ГД РФ в номинации «За эффективную реализацию городских стратегий развития».
В 2011 году – Диплом III степени Общероссийского конкурса региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов РФ «Стратегические инициативы в управлении региональным развитием», организованного Минрегионом РФ и ГД РФ в номинации «За формирование системы стратегического и территориального планирования города».
Практика отмечена дипломом IV Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2011 год.
Документы практики:
Контакты:
Администрация города Хабаровска, Управление экономического развития
680000, ул. Карла Маркса, д. 66
Телефоны: +7 (4212) 41-97-47, 41-98-48, 41-94-41
E-mail: economy@khabarovskadm.ru
E-mail:zdv9-34@mail.ru
Отдел экономического анализа и территориального развития, начальник отдела – Воронцова Лариса Сергеевна
Телефон: +7 (4212) 41-97-23
Администрация города Хабаровска
Тел.: (421-2)30-65-09
Факс: (421-2)31-53-46
e-mail: root@mayor.kht.ru
Сайт Администрации: http://khabarovskadm.ru/