Уфа (Россия) — Развитие единой комплексной системы опеки и попечительства, профилактики социального сиротства, оказания социально-психологической помощи замещающим семьям и семьям, оказавшимся в социально опасном положении — 15
7.1. Соцзащита --> 7.1.4. Организация системы опеки и попечительства.
Практики города Уфы
Сущность предложения
Муниципальная политика в области семейного устройства в г. Уфе несет межведомственный и программный характер и направлена на поддержку и помощь семьям разных категорий граждан. Большое внимание уделяется семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и семьям, взявшим на воспитание приемного ребенка.
Значительное внимание в г. Уфе уделяется развитию семейного устройства детей-сирот, поддержке опекунских, приемных семей, семей усыновителей. Но вместе с тем, ежегодно появляются сотни новых социальных сирот и большая часть бюджетных средств в системе защиты детства тратится на их содержание. Остается высоким число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
На сегодняшний день в городском округе город Уфа проживает 194 605 детей в возрасте от 0 до 17 лет. 3642 детей находятся на учете органов опеки попечительства как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Из них 125 находится на патронатном воспитании, 236 детей воспитываются в приемных семьях, 1112 детей усыновлены посторонними гражданами, 1704 детей оформлены под опеку и попечительство.
С каждым годом в Уфе уменьшается количество детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Если в 2009 г. в интернатных учреждениях воспитывалось 588 детей, то в 2011 уже 500, а в 2012 г. – 460. Ежегодно увеличивается количество детей-сирот, устроенных в замещающие семьи: в 2009 г. – 497, в 2010 г. – 451, в 2011 г. – 434, в 2012 г. – 540. Вместе с тем количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно не снижается: в 2009 г. – 491, в 2010 г. – 485, в 2011 г. – 456, в 2012 году – 473.
Основной источник социального сиротства – неблагополучные семьи, в которых нарушаются права детей. К сожалению, основным способом защиты их прав по-прежнему остается отобрание, при этом лишение родительских прав выступает как основная мера в работе с родителями.
Очевидно, что справиться с проблемой сиротства невозможно только лишь устраивая детей в замещающие семьи. Необходимо организовать планомерную, комплексную профилактическую работу с неблагополучными семьями, направленную на восстановление кровной семьи, обеспечение в ней условий для соблюдения прав ребенка. На сегодняшний день мер, предпринимаемых органами местного самоуправления в сфере профилактики социального сиротства, недостаточно, а реализация муниципальной политики в этом направлении не приводит к значительному снижению числа социально неблагополучных семей.
На муниципальном уровне недостаточно развита единая межведомственная система выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству для проведения высокоэффективной профилактической работы. Не создана система информирования и кризисного консультирования нуждающихся в помощи несовершеннолетних детей и семей. Недостаточно развита система профессиональной помощи семье на сложных этапах ее развития. Учреждения социальной защиты населения в основном ведут работу по преодолению глубоких семейных кризисов, а не по их предупреждению, основным объектом работы для социально-психологических центров системы образования и молодежной политики по-прежнему является ребенок, а не вся семья в целом.
Деятельность по возвращению детей в родные семьи, реабилитации семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, комплексному сопровождению замещающих семей не имеет достаточного нормативного обеспечения. Отсутствуют стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, замещающими семьями, воспитывающими детей-сирот. Предоставление необходимых социальных услуг этим семьям не гарантировано.
Отсутствует система профессиональной подготовки кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства и жизнеустройства детей-сирот. В связи с этим в 2013 году в городе Уфа внедряется пилотный проект, направленный на сокращение социального сиротства и развитие института замещающей семьи.
Цель проекта – разработка и апробирование модели функционирования единой городской структуры, обеспечивающей сокращение социального сиротства и развитие института замещающей семьи. Задачи проекта:
1.Преодоление межведомственной разобщенности в деятельности органов и учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
2.Оптимизация организационной структуры органов управления и учреждений системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей.
3.Разработка и принятие нормативно-правовых актов и методических документов, обеспечивающих ребенку, находящемуся в социально-опасном положении либо лишенному родительского попечительства, объем реабилитационных мероприятий согласно его статусу.
4.Внедрение минимальных стандартов в сфере профилактики социального сиротства, защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, комплексного сопровождения семей с несовершеннолетними детьми, в том числе, оставшимися без попечения родителей.
5.Создание единой системы обучения и профессиональной переподготовки специалистов сферы защиты детства.
Организационно-технологическое решение вопроса
В рамках пилотного проекта предусматривается создание единой городской структуры по профилактике социального сиротства и развития института замещающей семьи, включающей в себя: социально-психологические центры, социальные приюты, детские дома. Основным координатором пилотного проекта являются органы опеки и попечительства города Уфы.
Этапы реализации проекта:
I этап — подготовительный. Разработка организационно-управленческой структуры и локальной нормативно-правовой базы с целью реорганизации существующей в г. Уфе системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
II этап — основной. Внедрение единой муниципальной структуры, обеспечивающей сокращение социального сиротства, защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей, и развитие института замещающей семьи.
III этап – заключительный. Анализ и оценка результатов проекта, общественное обсуждение итогов эксперимента по созданию в г. Уфе единой городской системы, обеспечивающей сокращение социального сиротства и развитие института замещающей семьи. Распространение полученного опыта в Республике Башкортостан.
Основные мероприятия проекта:
Стандартизация услуг и управленческих механизмов в сфере профилактики социального сиротства, их апробация в экспериментальном режиме на территории г. Уфы.
Внедрение услуг по профилактике социального сиротства, по социально-психологическому патронажу замещающих семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по обеспечению социализации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение диагностическим, реабилитационным оборудованием, оргтехникой учреждений системы профилактики безнадзорности, правонарушений и социального сиротства.
Создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Создание условий для внедрения и развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приобретение методических материалов, оборудования, переподготовка специалистов).
Развитие семейных форм устройства детей (усыновление, опека, попечительство, приемные семьи, патронатные семьи).
Мониторинг выполнения планов по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Согласно выделенным лимитам бюджетных обязательств бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Республики Башкортостан.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Увеличение количества услуг, оказанных семьям, находящимся в группе риска по социальному сиротству.
Снижение доли вторичных выводов детей, возвращенных кровным родителям.
Увеличение доли матерей, изменивших решение отказаться от ребенка в родильном доме, в общем количестве женщин, изъявивших такое желание. Увеличение доли замещающих семей, охваченных комплексным сопровождением, в общем количестве замещающих семей.
Увеличение количества услуг, оказанных выпускникам детских домов и замещающих семей.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Средняя стоимость пребывания одного ребенка в Республике Башкортостан составляет:
в социальном приюте в месяц – 21335 рублей, в год – 256000-260000 рублей;
в детском доме в месяц – 57700 рублей, в год – 693000-695000 рублей.
Развитие единой комплексной системы опеки и попечительства, профилактики социального сиротства, оказания социально-психологической помощи замещающим семьям и семьям, оказавшимся в социально опасном положении, направлено на сохранение кровных семей и предотвращение попадания детей в социальные приюты и детские дома, а также на восстановление родителей в родительских правах, передачу детей из интернатных учреждений на воспитание в замещающие семьи.
Таким образом, внедрение практики и передача на воспитание каждых десяти детей из интернатных учреждений в кровную либо замещающую семью сокращает расходы бюджета на их содержание от 2560 тысяч рублей до 6950 тысяч рублей в год.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Внедрение пилотного проекта позволит сократить количество детей-сирот в городе Уфа и распространить полученный положительный опыт на территории Республики Башкортостан.
Отрасль применения практики (технологии)
Социальная сфера.
Дата внедрения практики (технологии)
2013-2014 годы.
Документы практики:
Контакты:
Администрация городского округа город Уфа
Глава администрации городского округа
тел.: +7 (3472) 84-28-16; 79-05-79
факс: 33-18-73
e-mail: cityadm@ufacity.info