Уфа (Россия) — Привлечение граждан к работе органов местного самоуправления — 64

 

Сущность предложения

I. Опрос граждан.
В целях выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления проводится опрос граждан.
Результаты опроса носят рекомендательный характер. Участниками опроса могут быть жители городского округа, обладающие избирательным правом. Минимальная численность жителей, участвующих в опросе, определяется решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Совет) исходя из особенностей опроса. Опрос граждан проводится, прежде всего, в районах городского округа, к территориям которых относится рассматриваемый вопрос.
Участники опроса участвуют в нем на основе свободного, равного и прямого изъявления мнения. В ходе опроса каждый его участник обладает одним голосом, которым он вправе воспользоваться только лично.
II. Публичные слушания.
В целях соблюдения конституционного права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов жителей городского округа город Уфа Республики Башкортостан и реализации права граждан на участие в местном самоуправлении для решения вопросов местного значения проводятся публичные слушания по следующим вопросам:
1) проект устава городского округа, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект бюджета городского округа и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития городского округа, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, вопросы реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании городского округа;
5) иные вопросы в соответствии с федеральными законами.

Организационно-технологическое решение вопроса

I. Опрос граждан.
Решение о назначении опроса граждан принимается Советом.
Состав и наименование комиссии по подготовке и проведению опроса граждан (далее – Комиссия) определяются органом местного самоуправления, назначившим опрос граждан.
В решении о назначении опроса граждан указываются:
1. дата и сроки проведения опроса;
2. формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3. форма опросного листа;
4. количество граждан, участвующих в опросе;
5. территория проведения опроса;
6. иные вопросы.
Решение о назначении опроса граждан подлежит опубликованию (обнародованию).
Комиссия состоит из председателя, секретаря и членов Комиссии. Состав Комиссии утверждается решением Совета. Организация работы Комиссии возлагается на председателя Комиссии.
Комиссия:
1. организует сбор подписей при проведении опроса;
2. определяет перечень лиц, приглашаемых для сбора подписей;
3. определяет количество опросных листов и обеспечивает их изготовление;
4. составляет заключение о результатах проведенного опроса с указанием численности граждан, принявших участие в опросе, количества положительных и отрицательных ответов на поставленный вопрос и другой необходимой информации.
Полномочия Комиссии прекращаются после официального опубликования решения Совета об утверждении результатов опроса.
Опрос граждан проводится в течение 30 дней с момента принятия решения о назначении опроса.
К сбору подписей могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители городского округа город Уфа в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца и продолжительностью не более четырех часов. Опросные листы выдаются председателем Комиссии лицам, осуществляющим опрос, под роспись. Опрос проводится путем поквартирного обхода. Опрашивающий лично обходит квартиры и предлагает жителям принять участие в опросе, ознакамливает их с вопросом (вопросами), предлагаемым (предлагаемыми) при проведении опроса, и порядком заполнения опросного листа.
Опросный лист может быть заполнен как опрашивающим, так и опрашиваемым по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность и место жительства. При опросе его участник ставит любой знак в квадрате под словом «за» или «против» в соответствии с изъявленным им мнением. Подписывает опросный лист лично опрашиваемый. В случае, если опрашиваемый не имеет возможности самостоятельно расписаться в опросном листе, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением опрашивающего. Лицо, оказавшее опрашиваемому участнику опроса помощь, расписывается в опросном листе в графе «Подпись участника опроса» с указанием своей фамилии, имени, отчества и паспортных данных, а также фамилии лица, которому была оказана помощь.
В случае, если опрашиваемый считает, что при заполнении опросного листа совершил ошибку, он вправе обратиться к опрашивающему, выдавшему опросный лист, с просьбой выдать ему новый опросный лист взамен испорченного. Опрашивающий выдает опрашиваемому новый опросный лист. Испорченный опросный лист погашается путем перечеркивания опросного листа опрашиваемым с внесением своей подписи.
Комиссия в течение 5 рабочих дней со дня проведения опроса граждан:
а) подсчитывает результаты опроса. Недействительными признаются опросные листы неустановленного образца, а также не позволяющие достоверно установить мнение опрашиваемого;
б) на основании полученных данных составляется заключение о результатах проведенного опроса, в котором указывается следующее:
— число граждан, принявших участие в опросе;
— число опросных листов, признанных недействительными;
— количество голосов, поданных «за»;
— количество голосов, поданных «против»;
— одно из следующих решений: признание опроса состоявшимся; признание опроса несостоявшимся.
Если опрос проводился по нескольким вопросам, то подсчет голосов по каждому вопросу производится отдельно. Комиссия признает опрос состоявшимся, если в нем приняло участие более 50 процентов граждан от утвержденного решением Совета количества.
Заключение о результатах опроса составляется в двух экземплярах, подписывается председателем Комиссии и передается в Совет.
Заключение о результатах опроса подлежит рассмотрению на заседании Совета. По результатам рассмотрения заключения Совет принимает решение об утверждении результатов опроса или об отказе в утверждении результатов опроса и проведении повторного опроса по тому же вопросу.
Решение Совета по рассмотрению результатов опроса подлежит обязательному опубликованию (обнародованию).
II. Публичные слушания.
Решением Совета для проведения публичных слушаний формируется комиссия. Организация работы комиссии возлагается на председателя комиссии, являющегося ведущим публичных слушаний (далее – Ведущий). Для выполнения возложенных на неё функций комиссия:
— организует прием и группировку поступающих предложений по проекту муниципального правового акта, подлежащего вынесению на публичные слушания;
— определяет перечень лиц, приглашаемых для участия в публичных слушаниях;
— вправе направить проект муниципального правового акта, подлежащего вынесению на публичные слушания, и предложения по нему экспертам с просьбой дать на них свои заключения;
— направляет в орган местного самоуправления, назначивший публичные слушания, неотозванные предложения по проекту муниципального правового акта, имеющиеся на них экспертные заключения;
— регистрирует участников публичных слушаний;
— принимает заявки на выступление от участников публичных слушаний;
— обеспечивает ведение протокола публичных слушаний;
— организует выставки, экспозиции демонстрационных материалов по проекту муниципального правового акта, подлежащего вынесению на публичные слушания, выступления представителей органов местного самоуправления, инициаторов публичных слушаний на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Перед началом проведения публичных слушаний комиссия городского округа организует регистрацию их участников, принимает заявки на выступления.
Ведущий открывает публичные слушания, представляет себя и секретаря публичных слушаний, оглашает наименование муниципального правового акта, количество участников публичных слушаний, количество заявок на выступление, количество и обобщенные сведения о поступивших предложениях по предлагаемому проекту муниципального акта, сведения об инициаторах публичных слушаний, экспертах и другие сведения.
Поступившие предложения по проекту муниципального правового акта, подлежащего вынесению на публичные слушания, обсуждаются последовательно по соответствующим положениям (статьям) проекта муниципального правового акта, если иной порядок не установлен Ведущим.
Для организации прений Ведущий оглашает поступившие предложения по конкретному положению (статье) проекта муниципального правового акта, подлежащего вынесению на публичные слушания.
После этого Ведущий предоставляет слово участнику публичных слушаний, внесшему в установленном порядке указанное (указанные) предложение (предложения) по проекту муниципального правового акта, подлежащего вынесению на публичные слушания, и подавшему заявку на выступление, в порядке очередности.
После обсуждения всех поступивших предложений по проекту муниципального правового акта, подлежащего вынесению на публичные слушания, Ведущий предоставляет слово иным участникам публичных слушаний, желающим выступить по теме публичных слушаний.
Комиссия в течение 5 дней со дня проведения публичных слушаний:
— направляет в орган, назначивший публичные слушания, все неотозванные предложения по проекту муниципального правового акта, подлежащего вынесению на публичные слушания, имеющиеся заключения экспертов, сведения о количестве участников публичных слушаний, высказавших свое мнение (поддержку или несогласие) относительно неотозванных предложений, протокол публичных слушаний;
— обеспечивает опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний с указанием сведений о дате и месте проведения публичных слушаний, наименовании проекта муниципального правового акта, числе письменных предложений по нему, числе участников и выступлений на публичных слушаниях, числе предложений, рекомендованных органу, назначившему публичные слушания к принятию (отклонению).

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Реализация мероприятий по опросу граждан и проведению публичных слушаний не требует какого-либо финансирования и не влечет дополнительной нагрузки на бюджет городского округа.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Одним из важнейших социальных эффектов проведения опроса граждан и публичных слушаний является всестороннее исследование общественного мнения в процессе принятия решений, затрагивающих права и свободы граждан. Проведение опроса граждан и публичных слушаний является одним из основных факторов, обеспечивающих в условиях кризиса общественное спокойствие. В современных условиях развития общества учет мнения населения в процессе принятия решений делает их абсолютно легитимными с юридической точки зрения, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Учет мнений и замечаний жителей городского округа город Уфа Республики Башкортостан позволяет принимать обоснованные и взвешенные решения по различным вопросам общественной жизни и экономии бюджетных средств и ведет к рациональному использованию земельных участков, способствует рациональной застройке территории городского округа.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

I. Опрос граждан.
За период с декабря 2006 г. по июнь 2011 г. Советом проведено более десяти опросов граждан, в ходе которых было опрошено более 25 тыс. жителей городского округа.
II. Публичные слушания.
За период с декабря 2005 г. по октябрь 2011 г. Советом проведено более 100 публичных слушаний, в которых приняло участие более 18 тыс. жителей городского округа, поступило более 4,5 тыс. письменных обращений по вопросам, вынесенным на слушания.

Отрасль применения практики (технологии)

I. Опрос граждан.
Опрос применим в различных сферах общественной жизни, так как позволяет отразить мнение широкого круга лиц, в частности, по вопросам строительства объектов промышленности, социальной инфраструктуры и некоторым другим вопросам.
II. Публичные слушания.
Публичные слушания применимы при решении таких вопросов местного значения в области градостроительства и землепользования, как:
— проект устава городского округа, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
— проект бюджета городского округа и отчет о его исполнении, проекты планов и программ развития городского округа, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, вопросы реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки, вопросы о преобразовании городского округа, иные вопросы в соответствии с федеральными законами.

Дата внедрения практики (технологии)

I. Опрос граждан.
Практика проведения опросов граждан в городском округе город Уфа Республики Башкортостан начата в декабре 2006 г.
II. Публичные слушания.
Практика проведения публичных слушаний в городском округе город Уфа Республики Башкортостан начата в декабре 2005 г.

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом IV Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2011 год.


 

Документы практики:


Контакты:

Совет городского округа город Уфа

Ларина Марина Викторовна – секретарь
Телефон: +7 (347) 279 05 04
Факс: +7 (347) 279 05 07
http://www.gorsovet-ufa.ru

Администрация городского округа город Уфа

Глава администрации городского округа

тел.: +7 (3472) 84-28-16; 79-05-79

факс: 33-18-73

e-mail: cityadm@ufacity.info