Воронеж (Россия) — Профилактика правонарушений в подростковой среде — 2

 

Сущность предложения

Проблема борьбы с правонарушениями в подростковой среде является сегодня остроактуальной. Она требует для своего решения эффективного взаимодействия и комплексного подхода, при котором перед различными организациями, в том числе и библиотеками, стоят задачи направленные на осуществление профилактических мероприятий. Библиотека всё чаще становится одной из «площадок профилактики молодёжных правонарушений», поскольку это продиктовано её статусом – открытости и доступности для разных социальных слоев населения, том числе и детей из неблагополучных семей и семей «группы риска».
Работа библиотек муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа город Воронеж «Централизованная библиотечная система» в этой связи строится по трём основным направлениям:
«СЕМЬЯ» — включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности библиотечного учреждения, повышение информационной культуры родителей.
«ПОДРОСТОК» — социальное информирование детей и подростков, повышение правовой культуры.
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» — информационное сопровождение молодёжи, формирование критического отношения к вредным привычкам и асоциальному поведению, повышение уровня жизненной компетентности детей и подростков и выработку навыков здорового образа жизни.

Организационное и технологическое решение вопроса

На протяжении ряда лет, библиотеки муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа город Воронеж «Централизованная библиотечная система» являются активными участниками муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение общественного порядка» в части исполнения Подпрограмм «Участие в профилактике терроризма и экстремизма» и «Профилактика правонарушений». За период существования программы, в ней приняли участие 13 библиотек-филиалов. В библиотечных мероприятиях, направленных на профилактику подростковых правонарушений, приняли участие свыше 5,5 тыс. человек.
В ходе работы был проведен комплекс мероприятий по данному направлению, в который вошли:
— информационные выставки с циклом бесед «Учимся жить в мире с самим собой и другими». Обсуждения проходят в интерактивной форме в контексте разбора понятия толерантность (или терпимость), уважительного отношения к людям разных взглядов, а также этнических, религиозных и социальных групп и развития ненасильственной коммуникации.
— циклы часов информации «Противостоять агрессии». Сотрудники библиотек рассказывают учащимся о появлении экстремизма, как крайнего несогласия и радикальных действий против окружающих. 24 мая в рамках программных мероприятий библиотека № 40 совместно с управой Ленин-ского района провела урок–предостережение «Терроризм: понятие, ответственность, предупреждение». Присутствующих на уроке учащихся 7-х классов МБОУ СОШ № 34 познакомили c историей международного терроризма и рассказали о трагических событиях в Москве, Беслане, Минеральных водах. Особое внимание было уделено правилам поведения в экстремальных ситуациях, что необходимо предпринять при обнаружении подозрительных предметов. В конце мероприятия был показан ролик «Как не стать жертвой теракта?». Также все участники получили памятку с информацией о правилах поведения в экстремальных ситуациях. http://www.libvrn.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=2872&sphrase_id=3140
Основываясь на статьях Конституции РФ, сотрудники библиотек рассказывают об ответственности за совершение преступлений, связанных с пропагандой, оправданием и поддержкой экстремистской деятельности, терроризма. Юридическая игра «Что мне нужно? Что я должен?» была проведена в библиотеке №4 им.Е.Исаева. Целью игры было — обобщить знания об основных правах детей; показать связь прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам; вызвать у школьников уважение к своим правам и правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции. Школьники, разбившись на три команды, бросая кубик на игровое поле и выбирая цифровое определение года жизни, рассуждали о том, какие права и обязанности есть у них, начиная от своего рождения и заканчивая 18-летием. Материал игры был подготовлен, опираясь на «Конвенцию прав ребенка».
Особое внимание уделяется младшим школьникам. С ребятами обсуждаются вопросы личной безопасности, недопущения вреда окружающим, выявления пропаганды террора в соцсетях, адекватной реакции на сомнительную информацию, например, о разжигании национальной розни.
— круглые столы. 23 апреля в библиотеке №9 им.А.Жигулина состоялась встреча за круглым столом «Молодежь говорит экстремизму – нет!». Для участия в разговоре были приглашены студенты Воронежского юридического техникума. Участники и гости круглого стола обсудили серьезную тему об опасности экстремизма, о толерантном отношении друг к другу, а так же о патриотизме, гуманности и взаимном уважении, о недопустимости экстремизма и терроризма в межнациональных отношениях. Начальник отдела по работе с молодежью управы Железнодорожного района г. Воронежа Кондратьева Л.Н. рассказала о специальной программе отдела по профилактике экстремизма среди молодежи в районе. Живой интерес вызвало выступление помощника благочинного Казанского церковного округа по миссионерскому служению отца Анатолия. В своем рассказе Отец Анатолий говорил о значении знаний традиций и культуры других народностей, о терпимости и взаимопонимании, ответил на многочисленные вопросы аудитории. В конце мероприятия гости заполнили анкету,
позволившую выявить отношение молодежи к проявлениям экстремизма в нашем обществе. Для всех гостей мероприятия были подготовлены буклеты «Я за культуру мира! Я – против экстремизма!», « Осторожно, экстремизм!» и листовка «Экстремизму — нет!». http://www.libvrn.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=2700&sphrase_id=3142
— городские конкурсы. Организатором одного из таких конкурсов выступила Центральная городская библиотека им. А. Платонова. Конкурс плакатов «Я за культуру мира» был ориентирован на молодежную аудиторию и направлен на формирование толерантного сознания у подрастающего поколения. Конкурс проходил в двух категориях «Рисунок» и «Компьютерная графика». Около 100 работ было представлено на конкурс. Всего в конкурсе приняли участие 162 человека. По результатам присланных на конкурс работ была создана электронная галерея плакатов https://vk.com/album-32021112_237790481
— акции «Молодежь – ЗА культуру мира»,
Сотрудники Центральной городской библиотеки им. А. Платонова в парке «Орленок» ежегодно проводят акцию «Молодежь – ЗА культуру мира». В ходе акции жителям Воронежа (учащимся, студентам и гостям нашего города) раздаются листовки «Экстремизму — Нет!». Ежегодно в акции участвуют более 300 человек.
— программно – проектная деятельность. Библиотеками муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа город Воронеж «Централизованная библиотечная система» были реализованы два крупных проекта, направленных на борьбу с «правовой безграмотностью» детей и молодёжи и, как следствие, профилактику преступных проявлений в обществе.

В основе проекта библиотеки №6 «Права человека – воля к счастью» работа консультативного библиотечного центра по защите прав ребёнка от негативных явлений окружающей среды (неформальные группы, наркозависимость и др.) и интерактивному обучению подростков универсальным правам и основным свободам человека. Проект был направлен на работу с младшими школьниками. Изучение прав человека осуществлялось на основе художественных произведений посредством Театра книги. Были выбраны следующие сюжеты и поставлены театрализованные постановки:
— сюжет из книги А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», где главный герой попадает в «Страну Дураков»;
— инсценировка по знаменитому роману американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» о правах рабов и милосердии;

— инсценировка из повести «Вам и не снилось», отражающей все стороны вопроса неприкосновенности частной жизни, прав подростков, нарушение прав родителями по отношению к детям;

— инсценировка отрывков из романа В.Каверина «Два капитана»: Сомнение Кати в гибели Сани Григорьева, Воинское преступление Ромашова. Соперничество одного толкает на подлость, трусость, а другой не смотря на все испытания, остается человеком чести, совести, достоинства.
— сцена встречи Тимура и Мишки Квакина, на которой Тимур призывал Мишку и его друзей не ломать заборы, не разорять сады по ночам, не драться (А.Гайдар «Тимур и его команда»).
— инсценировка из знаменитой сказки В. Катаева «Цветик – семицветик». После инсценировки обсуждался поступок Жени, пожертвовавшей последний лепесток для излечения Витиного недуга.
Театрализованные представления были проанализированы юрисконсультом и социальным педагогом о правонарушениях и нравственном поведении героев произведений. Опыт библиотеки показал, что с младшими школьниками наиболее острые проблемы целесообразно отрабатывать через такие мягкие формы воздействия, как фильмы, праздники, театральные представления
Проект библиотеки №20 «Лаборатория успеха «Не формат» был направлен на работу с детьми 12-18 лет с отклоняющимся поведением. На начальном этапе сотрудниками библиотеки были организованы выездные мероприятия в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Участники проекта знакомились с художественными произведениями социальной тематики с последующим их обсуждением. На втором этапе была организована работа со школьниками образова-тельных средних и средне – специальных учебных заведений на базе библиотеки: была оборудована «Комната доверия», посещая которую ребята обсуждали возможности противостояния внешней агрессивной среде, участвовали в тренингах, встречались с успешными людьми, сверстниками. На последнем, третьем этапе участники проекта в качестве волонтёров организовали фестиваль социальных фильмов, работу с центром заня-тости населения и т.д.
В своей работе библиотеки активно используют мультимедийные продукты и наглядные средства передачи информации. В фонде библиотек представлены тематические мультфильмы, видео ролики, научно – популярные фильмы.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Бюджет городского округа г. Воронеж.
Работа ведётся в тесном контакте с депутатами Воронежской городской и областной Думы. Депутаты неоднократно помогали МБУК «ЦБС» г. Воронежа в приобретении оборудования и оргтехники для разработки мультимедийных мероприятий, направленных на профилактику преступности среди подрастающего поколения.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Работа в данном направлении всегда была в ведении специалистов психологов, социальных педагогов, представителей правоохранительных органов. Дети и подростки сталкивались с настороженностью и негативным отношением к ним со стороны окружающих. Библиотека же, как совершенно новый участник системы профилактики правонарушений, во-первых, предлагает через свою традиционную функцию помощь родителям и педагогам, столкнувшимся с отклоняющимся поведением, во-вторых, предполагает работу с детьми в новых для них условиях, используя доброжелательный, личностный подход, в диалоге с ребёнком. Таким образом, библиотека стала «третьим местом» в системе школа – семья и делает работу по борьбе с молодёжной преступностью более эффективной.
Стараниями библиотек учащиеся вечерних школ, средних образовательных учреждений, колледжей, лицеев и гимназий регулярно встречаются с представителями различных общественных организаций, правоохранительных органов, психологами, социальными педагогами и др. Среди них представители областного центра социальной помощи семье и детям «Буревестник», сотрудники ОМОНа Управления Росгвардии по Воронежской области, Национальной палаты при губернаторе Воронежской области, национальных диаспор, Воронежской епархии.
Например, значительное число тематических мероприятий по профилактике молодёжной преступности сотрудники библиотеки №40 проводят для учащихся школы – интерната для детей сирот №1 г. Воронежа.
Помимо этого библиотеки находятся в постоянном контакте с подростками. Проводятся социологические исследования по теме «Экстремизм в молодежной среде г.Воронежа». Так, анонимное анкетирование, проведенное с группой студентов (25 человек), показало, как молодые люди относятся к экстремизму, каковы на их взгляд причины его распространения:
• Признавших за собой экстремистские взгляды в некоторой мере – 15%;
• Согласных, что экстремистские настроения распространены среди молодежи – 75%;
• Сталкивались с представителями экстремистских взглядов в городе – 27,5%;
• Считают важным правовое воспитание молодежи – 90%;
Ведется активная работа в социальных сетях. Так, сотрудники Центральной городской библиотеки им. А.Платонова организовали обсуждение в социальной сети ВКонтакте темы «Я – против экстремизма» http://vk.com/topic-32021112_33981449

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Проведение мероприятий по борьбе с молодёжной преступностью имеет определенный финансовый результат. Все мероприятия проводятся на бесплатной основе. Использование библиотечных помещений позволяет сократить расходы городского округа на аренду. Творческие способности сотрудников библиотек, волонтёров исключают необходимость привлечения модераторов за дополнительную плату. Организация данной деятельности силами работников библиотек (помещение, обору-дование, специалисты) экономит средства муниципального бюджета на дополнительные финансовые затраты, связанные с созданием и оснащением специальных организаций и выплатой заработной платы дополнительным специалистам.

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

Данный проект реализуется на территории городского округа г. Воронеж. Опыт его реализации может быть использован в городах с разветвлённой библиотечной структурой.

Отрасль применения практики (технологии)

Проект может быть реализован в таких отраслях, как культура, образование, правовое воспитание и др.

Дата внедрения практики (технологии)

С 2012 года.

География использования практики (технологии)

Российская Федерация, Воронежская область, городской округ г. Воронеж.

Контакты

394036, г. Воронеж, ул. Фридриха Энгельса, д. 14
Тел./факс +7(473)239-56-12
E-mail: ushgal@list.ru


 

Документы практики: