Ставрополь (Россия) — Как уменьшить неравенство в здоровье жителей города — 51
7.2. Здравоохранение --> 7.2.1. Организация оказания на территории города медико-санитарной помощи в стационально-поликлинических и больничных учреждениях.
7.2. Здравоохранение --> 7.2.7. Профилактика заболеваний, пропаганда и стимулирование здорового образа жизни, прежде всего отказа от курения и употребления алкоголя.
Практики города Ставрополя
Сущность предложения
Город Ставрополь является одним из 80 городов, которые в 1994 году подписали «Аалборгскую хартию» европейских городов за устойчивое развитие. Этот факт определил стратегию администрации города в рамках международного проекта Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города» как комплекс мероприятий по созданию в городе социальных, экономических и духовных условий для комфортной жизни горожан.
Город Ставрополь участвует в проекте «Здоровые города» с 1996 года. В городе функционирует организационная структура проекта (координационный комитет, бюро проекта, координатор и рабочие группы по основным направлениям работы, в состав которых вошли представители всех отраслевых (функциональных) органов администрации города, ученые, представители общественных организаций).
Реализация проекта «Здоровые города» в городе Ставрополе имеет своей целью помимо улучшения здоровья и качества жизни жителей ликвидацию социальных различий в отношении всех факторов, влияющих на здоровье населения, создание условий для развития здоровья на основе межсекторальных принципов взаимодействия.
Организационно-технологическое решение вопроса
Реализация проекта «Здоровые города» в городе Ставрополе базируется на четырех основных принципах:
— приоритетность вопросов здоровья при планировании деятельности всех секторов, ведомств;
— интегрирующая форма проекта, предусматривающая долгосрочную и оперативную координацию подпрограмм и мероприятий разных уровней и отраслей направленности, то есть их вертикальную и горизонтальную интеграцию;
— участие в реализации проекта всех ветвей власти, социальных институтов и городского сообщества;
— предоставление в первую очередь уязвимым группам населения возможностей для развития здоровья.
В 2009 году город Ставрополь был аккредитован для участия в V фазе проекта.
Ключевой темой данной фазы стали вопросы равенства жителей в достижении здоровья.
Для эффективной деятельности по реализации V фазы проекта был подготовлен План по снижению неравенства в здоровье. Было решено подготовить и издать «Профиль здоровья граждан города Ставрополя, находящихся в уязвимой жизненной ситуации». Для его подготовки проведено социологическое исследование качества жизни данных категорий граждан, опрошены 600 человек.
Анкетирование жителей осуществлялось с использованием специально адаптированного опросника, разработанного на основе Осфолдского опросника «HePro».
После обработки результатов анализа статистических данных и ответов респондентов были определены векторы работы по снижению неравенства в здоровье.
По данным исследования более 39% респондентов тратят на питание более половины своего дохода. Это коррелирует с процентом людей, у которых не хватает средств на самое необходимое – 32,7%.
Управления социальной сферы администрации города Ставрополя подготовили ряд предложений.
Для улучшения ситуации в здравоохранении необходимо:
1. Расширение сети лечебных учреждений за счёт строительства семи новых учреждений здравоохранения;
2. Создание офисов врачей общей практики в новых микрорайонах города, что позволит приблизить медицинскую помощь к населению. Это особенно важно для маломобильных групп (инвалиды, пожилые).
3. Создание подстанций скорой помощи в различных районах города.
4. Расширение сети социальных приютов, где лица без паспорта, прописки, медицинского полиса могли бы временно проживать, и для них можно было бы организовать необходимое медицинское обследование силами муниципальных лечебных учреждений. Это крайне важно для управления ситуацией при распространении инфекционных и других социально-значимых заболеваний.
5. Увеличение затрат муниципального и краевого бюджетов на медицинское обслуживание лиц без полиса медицинского страхования (из числа социально уязвимых групп населения), что позволило бы оказывать им медицинскую помощь в соответствии со стандартами.
6. Решение проблемы учёта мигрантов, их обязательное медицинское страхование за счёт работодателя.
7. Решение проблемы медицинского обслуживания так называемых скрытых «гостевых» мигрантов за счёт обязательного медицинского страхования всех въезжающих в страну граждан вне зависимости от цели визита.
Для уменьшения неравенства с социально уязвимыми категориями граждан, нуждающихся в социальной поддержке, планируется:
— оказание адресной материальной помощи за счет средств бюджетного фонда социальной поддержки населению, ежемесячных денежных выплат за счет средств бюджета города Ставрополя, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности;
— улучшение здоровья, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и наступления инвалидности посредством направления на оздоровление в Центр восстановительной медицины и реабилитации г. Ставрополя, посещение занятий плаванием в составе группы «Здоровье»;
— оказание психологической помощи и поддержки пожилым людям в вопросах, связанных с улучшением их жизни, восполнением дефицита общения, получением эмоциональной поддержки путем создания Совета пожилых людей;
— создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости инвалидов с помощью «Клубов ищущих работу».
Для изменения ситуации в отношении неравенства в здоровье нами были реализованы пилотные проекты: «Территориальный центр здоровья» для детей из уязвимых категорий. Это результат межсекторального сотрудничества управления образования и управления здравоохранения. За год в нем побывали 1600 человек детей-посетителей центра.
Разработан «Социальный гид города Ставрополя». В его обсуждении приняли участие 120 человек из числа уязвимых категорий граждан. В его основу легли 54 нормативных акта всех уровней, регламентирующие оказание социальных услуг гражданам города Ставрополя. Это руководство было очень востребовано представителями уязвимых групп населения, поскольку в нем содержится информация об их правах и услугах в сфере здравоохранения, образования, труда, досуга, общественной жизни.
При сотрудничестве с экспертами, входящими межсекторальные рабочие группы по направлениям жизнедеятельности, были сформулированы задачи Плана по снижению неравенства в здоровье:
— повышение качества и доступности медицинской помощи;
— повышение качества, доступности и адресности оказания социальных услуг;
— обеспечение экологической устойчивости и уменьшение неравенства по территориальному принципу;
— создание условий для ведения здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья населения в целом;
— содействие сокращению бедности и неравенства в здоровье;
— повышение осознания проблемы неравенства в здоровье, содействие процессу принятия наиболее здоровых решений с учетом проблемы неравенства.
— совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам неравенства в здоровье населения.
В настоящее время План по снижению неравенства в здоровье жителей города Ставрополя утвержден и принят к исполнению.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
В ходе исследования установлено, что оценка собственного здоровья зависит от семейного положения, уровня доходов и места проживания – ниже, чем у других, она у вдовцов, малообеспеченных и проживающих в «депрессивных» районах города.
Высокий уровень стресса отмечается у безработных, вдовцов и жителей Юго-Западного района, что обусловлено отсутствием стабильности, недостаточной социально-психологической поддержкой и перенаселением Юго-Западного района (высокий уровень шума, дорожные пробки и т.д.).
Наименьшее внимание физической активности уделяют безработные и мигранты. Независимым фактором риска приобретения табачной и алкогольной зависимости является низкий уровень образования, у этой же категории самый высокий уровень употребления спиртосодержащих жидкостей. Употребление в пищу овощей и фруктов значительно снижено у жителей микрорайона Демино, что связано с удаленностью от продуктовых рынков.
Среди вредных воздействий на здоровье ставропольцы отметили шум, загрязнение воздуха и, впервые, курение в присутствии респондентов.
Менее всего рассчитывают на чью-либо помощь лица, имеющие временную работу, находящиеся на попечении, мигранты.
На электоральную активность ставропольцев влияют уровень доходов и длительность проживания в данной местности — люди с низким уровнем доходов и мигранты реже участвуют в выборах. Другим фактором снижения избирательной активности является район проживания (реже участвуют в выборах жители районов Мамайки, Биофабрики).
Наиболее востребованной горожанами является участковая медицинская служба. Ей, а также системе образования и социальным службам доверяет наибольше количество ставропольцев. Менее всего системе здравоохранения и образования доверяют жители Мамайки и Демино. Отмечается невысокий уровень доверия полиции (у инвалидов он равен 3,7%, а у мигрантов — 0). Менее всего склонны оказывать доверие различным структурам опекаемые, мигранты, лица, проживающие в неблагоприятных районах.
Низкий уровень удовлетворенности отношением врачей к пациентам отмечается у инвалидов и мигрантов, что, скорее всего, вызвано этическими и деонтологическими проблемами. Трудности в госпитализации испытывают лица, находящиеся на попечении, и имеющие временную работу, а также мигранты. Различным формам дискриминации (по мнению респондентов) подвергаются люди с низким уровнем образования, а также проживающие в коммунальных квартирах. Самую низкую оценку району своего проживания дают лица, находящиеся на попечении, что связано с низкой мобильной доступностью объектов для этой категории респондентов, а также жители удаленных от центра районов города, что, вероятно, связано с отсутствием эффективного транспортного сообщения, неразвитостью объектов социально-культурной инфраструктуры.
Таким образом, векторами деятельности по снижению неравенства в вопросах здоровья по результатам социологического исследования являются:
— выравнивание уровня развития следующих территорий города: Демино, Мамайки, Биофабрики по сравнению с более успешными (Центр, Ботаника);
— улучшение медико-психологического сопровождения опекаемых, инвалидов;
— повышение доступности (территориальной, ценовой, мобильной) социально-культурных объектов для лиц, находящихся на попечении;
— создание специальных программ социальной помощи малообеспеченным гражданам;
— повышение доступности, транспарентности, снижение степени бюрократизации административных структур и органов власти;
— разработка программ по адаптации мигрантов;
— создание городских консультационных пунктов для уязвимых групп граждан, оказывающих им юридическую и психологическую поддержку бесплатно;
— разработка городских и отраслевых планов снижения неравенства в здоровье, повышения качества и доступности услуг, оказываемых слабозащищенным категориям граждан.
Наиболее актуальными направлениями деятельности в сфере образования являются:
— сохранение и укрепление здоровья детей из уязвимых групп населения на основе комплексного решения психолого-педагогических, медицинских и социальных проблем образования;
— организация обучения педагогов образовательных учреждений в течение учебного года по методу мультисемейной терапии, работа с сетью социальных контактов;
— организация работы с родителями по формированию здоровьесбережения учащихся вышеуказанной категории (лекторий для родителей детей-инвалидов в течение года, семинар для родителей, имеющих детей с ослабленным здоровьем «Нетрадиционные методы оздоровления детей в условиях ДОУ и семьи», семинар-практикум для родителей «Здоровье детей в наших руках»);
— обеспечение бесплатным питанием учащихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений в течение года согласно постановлению главы города Ставрополя для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя»;
— организация обучения детей компьютерной грамотности в период осенних и весенних каникул;
— проведение мониторинга здоровья школьников, здоровьесберегающей работы общеобразовательных учреждений совместно с Российским государственным социальным университетом;
— продолжение работы по апробации Паспортов здоровья учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, Паспортов здоровья муниципальных общеобразовательных учреждений города Ставрополя в течение года;
— обеспечение детей из социально незащищенных семей оздоровлением и отдыхом в период летней оздоровительной компании.
Документы практики:
Контакты:
Администрация города Ставрополя
355035, г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, д.94
Телефон: +7 865-2 26-03-10
Факс: +7 865-2 26-77-66
http://www.stavropol.stavkray.ru/
E-mail:goradm@stv.runnet.ru