Ставрополь (Россия) — Использование этнокультурного компонента в формировании активной гражданской позиции, культуры межнационального общения молодежи в образовательном пространстве лицея поликультурного макрорегиона — 20
8.1. Библиотека городских практик. Общественные и религиозные организац. и объедин.--> 8.1.4. Опыт культурно-просветительской и воспитат. деятельности религиозных организаций
Практики города Ставрополя
Сущность предложения
Реализация программы решает качественно новые задачи образования, определенные стратегией социально-политического развития России: формирование навыков самообразования и самореализации личности; осознание национальной системы ценностей посредством исторической преемственности поколений; формирование российской идентичности; сохранение и развитие языков и культур всех народов Российской Федерации; формирование уважительного отношения к традициям и культуре других народов; подготовка учащихся к общению в условиях полиэтничности и поликультурности.
В этой связи, в учебно-воспитательной деятельности решаются задачи:
• изучение региональных национально-культурных традиций в диалектическом единстве с российскими и общечеловеческими ценностями (в единстве региональной, федеральной и цивилизационной составляющих);
• формирование навыков межэтнического, межкультурного общения, диалога (круглые столы учащихся и родителей, дискуссии, конференции, презентации);
• формирование этнокультурных компетенций.
Мероприятия программы проекта:
• разработка программ элективных курсов регионального компонента в учебном плане;
• проведение обучающих семинаров:
• для учителей по теме «Этнокультурная компетентность в контексте современного образовательного процесса»
• для родителей — «Межкультурная коммуникация в полиэтничном регионе»;
• сотрудничество с диаспорами, учеными, общественными организациями города;
• оформление стендов и уголков, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности;
• создание в лицее музея этнокультуры народов Северного Кавказа;
• введение в традицию проведение Дней этнокультуры в лицее, где активное участие принимают представители диаспор, совета старейшин Ставропольского края, студенты и преподаватели Северо-Кавказского федерального университета, ставропольского казачества.
Организационно-технологическое решение вопроса
Разработка научно обоснованной модели формирования этнокультурной компетентности учащихся в образовательном пространстве многонационального региона. Разработка научно обоснованной модели формирования этнокультурной компетентности учащихся в образовательном пространстве многонационального региона.
Корректировка структуры управления образовательным учреждением, обеспечивающей объединение усилий социально-педагогических и психологических служб, деятельность которых направлена на реализацию целей в области формирования этнокультурной компетентности учащихся.
Организация работы временных научно-исследовательских групп, включающих преподавателей, учителей, студентов и школьников по разработке творческих проектов в рамках эксперимента.
Учебно-методическое и кадровое обеспечение процесса формирования этнокультурного компонента в образовательной и воспитательный деятельности лицея.
Организация работы по приобщению коллектива учащихся, учителей, родителей к изучению, исследованию, сбору материалов, представляющих особенность этнической культуры титульного этноса (русских) и этнических общностей, представленных в регионе.
Организация работы временных творческих групп учителей и учащихся (по 5-10 человек в каждой группе).
Создание лекторских групп из числа учащихся 8-10 классов, которых консультируют учителя истории и литературы, преподаватели и студенты СКФУ.
Использование этноориентированной по форме и содержанию учебной и внеучебной работы.
Использование интерактивных методов обучения, направленных на формирование необходимых умений и навыков позитивного межэтнического общения.
Включение в образовательный процесс этнокультурного компонента, который способствует приобщению школьников к достижениям мировой, российской и этнической (родной) культур с реализацией возможностей национально-регионального компонента.
Проведение фестиваля искусств, фотовыставок, конкурса сочинений, творческих работ учащихся и их родителей «Мы разные — в этом наше богатство».
Подготовка учащимися презентаций об истории и культуре народов Северного Кавказа.
Поэтапная реализация проекта:
I. Подготовительный этап
Разработка инструментария для проведения диагностических срезов, позволяющих определить специфику функционирования образовательного пространства лицея полиэтничного макрорегиона, с целью уточнения и выработки основных принципов и направленности дальнейшей деятельности; проведение элективных курсов в 10 и 11 классах («Концепция «русской идеи» в отечественной культуре», «Гражданская и этнокультурная идентичность», «Культура межнационального общения», «Этническая история региона»).
Прогнозируемые результаты: выработка подходов, концептуальных оснований и направлений теоретической и практической части эксперимента.
II. Поисково-теоретический этап
Изучение литературы, определение проблемы исследования, анализ основных понятий, определение цели, задачи, объекта, предмета исследования.
Прогнозируемые результаты: программа исследования.
III. Констатирующий этап
Разработка процедуры и методического инструментария исследования, изучение роли лицея в многонациональном регионе в формировании этнокультурных компетенций у учащихся, определение педагогического потенциала социума лицея.
Прогнозируемые результаты: разработка программ по предметам гуманитарного и естественного блока учебного плана с использованием этнокультурного компонента; проведение элективных курсов, разработанных с учетом этнокультурного компонента; проведение дней национальной культуры, включающих – фольклорные концерты, выставки народных промыслов, национальной кухни, костюмов (фольклорный праздник «Русский этнос: история и современность», неделя «Русской культуры»).
IV. Формирующий этап
Определить перспективные и эффективные подходы в обучении (сочетающие в себе традиционные и инновационные приемы), способствующие включению этнокультурного компонента в образовательный процесс, которые могут использоваться как в преподавании различных учебных дисциплин, так и в процессе воспитания. В их числе можно выделить:
• создание и внедрение в учебный процесс интегрированных курсов с учетом этнокультурного компонента; разработку авторских инновационных программ, учитывающих государственную (общероссийскую), национально-региональную и местную (локальную) специфику;
• разработку и учебную реализацию специализированных курсов по изучению этнокультурного наследия народов России и Северного Кавказа;
• приобщение учащихся к этнокультурным ценностям, наследию, нормам и традициям своего этноса.
• формирование этнокультурной компетентности, навыков конструктивного межкультурного диалога посредством следующих методов (моделей) обучения и воспитания:
• решение приоритетных воспитательных задач по формированию:
• этнокультурной грамотности;
• межкультурной компетентности;
• навыков этнокультурного диалога.
• формирование сложной структуры идентичности современного россиянина, включающую общегражданскую и этническую идентичности, а также:
• мировоззрения новых поколений, определяющих будущее этноса на основе использования историко-культурного наследия;
• позитивного этнического самосознания;
• навыков межэтнического, межкультурного общения, диалога.
Прогнозируемые результаты: разработка учебных программ (элективных курсов), составленных с учетом этнокультурного компонента; написание цикла статей по теме эксперимента; подготовка и проведение фестиваля на тему «Этнокультурные особенности народов России и Северного Кавказа»; проведение круглого стола; оформление стендов и уголков, способствующих формированию гражданской и этнокультурной идентичности.
V. Обобщающий этап
Проведение повторных диагностических срезов, позволяющих выявить роль лицея в многонациональном регионе в формировании этнокультурных компетенций у учащихся.
Прогнозируемые результаты:
обобщение полученных результатов в виде методических рекомендаций; подготовка сборника статей и программ, обобщающих опыт работы в рамках эксперимента по формированию этнокультурных компетенций у учащихся «Практический опыт формирования культуры межэтнических отношений учащейся молодежи».
Опыт работы представлен:
• на конференции Общественного совета Северо — Кавказского федерального округа «Гармонизация межэтнических отношений и укрепление общественной идентичности: опыт позитивных практик», март 2011 года;
• на международном семинаре по теме «Образование детей в поликультурном мире: международный опыт и перспективы развития», Москва, декабрь 2010;
• на краевой коллегии министерства образования «О повышении роли воспитания и дополнительного образования в условиях введения образовательных стандартов», декабрь 2010;
• на первом Всероссийском съезд учителей истории и обществознания. Москва,март 2011,(выступление учителя истории и обществознания;
• на городской конференции «Ставрополь — город межэтнического согласия и межконфессионального диалога»;
• на курсовом мероприятии в лицее (план стажировочной площадки СКИПКРО) по проблеме «Формирование этнокультурного компонента в образовательном пространстве лицея полиэтнического макрорегиона»,11.11.2011
• на заседании экспертной сессии городской научно-практической конференции «Ставрополь-город межэтнического согласия и межконфессионального диалога» в МОУ лицее № 35 « Пути формирования культуры межнационального общения средствами образования», 17.11.2011
Управленческие решения:
• решение педагогического совета об утверждении программы проекта и плана его реализации;
• приказ о реализации проекта экспериментальной деятельности по названной проблеме;
• приказ о формировании творческих групп;
• отчет о результатах работы творческих групп;
• на заседании научно — методического совета;
• промежуточные отчеты лицея по эксперименту;
• отчет о результатах эксперимента и рекомендации по использованию его результатов.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Реализация практики осуществляется без специального финансирования.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Опыт города Ставрополя может быть реализован в муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации.
Отрасль применения практики (технологии)
Образование.
Дата внедрения практики (технологии)
2009 год.
Отзывы, награды
Диплом I степени Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Северо – Кавказскому федеральному округу.
Диплом I степени краевого этапа Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя».
Грамота участника финального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».
Документы практики:
Контакты:
Администрация города Ставрополя
355035, г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, д.94
Телефон: +7 865-2 26-03-10
Факс: +7 865-2 26-77-66
http://www.stavropol.stavkray.ru/
E-mail:goradm@stv.runnet.ru