Пенза (Россия) — Школа – системообразующий модуль социокультурного комплекса — 34


Сущность предложения

Включение учреждений образования в решение социально значимых задач развития микрорайонов города для предоставления академических, досуговых, оздоровительных, социальных услуг и программ для детей и взрослых.
Социально-ориентированная интеграция деятельности учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, спорта и туризма, общественных структур по месту жительства.
Интеграция образовательных, социальных, медицинских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских программ, обеспечивающих совместную общественно полезную деятельность детей и взрослых.
Улучшение жизненного пространства школьников и жителей города Пензы, создание условий для формирования здорового образа жизни.
Внедрение модели общественно-активной школы, использующей принципы демократизации, добровольчества, партнерства с окружающим сообществом.
Для того чтобы школа стала конкурентоспособной, она должна превратиться из закрытой системы в открытую. Только открытая школа, активно взаимодействующая с местным сообществом, сможет наиболее полно реализовать не только заказ государства, но и родителей, власти, бизнеса, готовых стать равноправными партнерами.

Организационно-технологическое решение вопроса

Целенаправленная работа по формированию социокультурных комплексов в городе Пензе началась с 2006 года. Решением Пензенской городской Думы от 26.10.2007 N 787-40/4 принята и была реализована муниципальная целевая программа «Школа — системообразующий модуль социокультурного комплекса» (2008 — 2010 гг.).
Системообразующим элементом социокультурного комплекса являются общеобразовательные учреждения. Вместе с другими учреждениями образования, а также с учреждениями культуры, здравоохранения, социальной защиты, спорта, туризма, досуговой деятельности по месту жительства и организациями жилищно-коммунального хозяйства они составляют основу социокультурного комплекса различных микрорайонов города Пензы. Все они стали основой развития инфраструктуры комплекса как универсального образования для проживания, социально-экономического обслуживания, отдыха, всестороннего развития человека, умственного, культурного и физического становления личности, а также воспитания подрастающего поколения.
В 2011 и 2012 годах образовательные учреждения продолжают работать в режиме межведомственного взаимодействия.
В рамках программы реализуются проекты «Открытая библиотека» совместно с Управлением культуры, «Открытый бассейн», «Спорт для всех» совместно с Комитетом по физической культуре, спорту и молодёжной политике, «Социальная приёмная» совместно с Социальным управлением, «Реабилитационный центр» совместно с Управлением здравоохранения.
В процессе реализации Программы предполагается сформировать школу, которая стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным, ресурсным центром микрорайона. Коллектив школы должен владеть социальными технологиями работы с общественностью: проведение социальных опросов, оценка нужд, создание некоммерческих организаций, проведение кампаний и конкурсов социальных проектов. Такая работа позволит решать социальное проблемы сообщества, снижать социальную напряженность, помогать находить решение острых ситуаций местного уровня, не дожидаясь решения власти.
Работа по модели общественно-активных школ позволяет более эффективно использовать ресурсы школы в интересах всех людей, живущих вокруг. Школа, превращаясь в «гражданский центр» микрорайона, получает реальную помощь и содействие от местного сообщества, коммерческих структур, власти и получает возможности самостоятельно решать не только задачи образования, но и другие социальные проблемы с помощью привлечения местных ресурсов. Реализация Программы способствует самоорганизации и развитию местного сообщества на основе диалога и взаимовыгодного сотрудничества.
В настоящее время инструментом, обеспечивающим скоординированное решение этой проблемы, является программно-целевой метод управления, исключающий какой-либо риск при решении проблемы данным методом и позволяющий осуществлять эффективное соединение программных целей с путями их достижения, определять объем и адресность использования. Программа способствует реализации базовой идеи развития муниципальной системы образования — созданию открытой воспитательной среды.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Основным источником финансирования являются средства бюджета города Пензы. Кроме того, осуществлялось софинансирование из бюджета Пензенской области при строительстве спортивных объектов. Объемы средств, направленные на реализацию мероприятий, уточняются при разработке проекта бюджета на соответствующий год с учетом возможностей бюджета города Пензы.
Общий объём финансирования программы с 2006 года составил 397 млн.759 тыс. рублей.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

В процессе реализации программных мероприятий были достигнуты следующие показатели: увеличение социокультурных комплексов, имеющих программу развития до 25 (в 2006 году – 18 СКК, в 2009 году – 20 СКК); увеличение доли учащихся и жителей микрорайона, участвующих в мероприятиях, проводимых в рамках программы развития социокультурных комплексов до 35%; увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих в работе модель общественно-активной школы до 25%; увеличение бассейнов, работающих в режиме «Открытый бассейн» до 18: увеличение количества школьных библиотек, работающих в режиме «Открытая библиотека», до 20; увеличение количества кружков, секций, клубов по интересам и т.д. до 250; увеличение количества спортивных и физкультурно-оздоровительных секций и клубов в социокультурных комплексах до 330.
В 2011-2012 уч. году библиотечный фонд увеличился на 10 тыс. экземпляров (9%), количество читателей — на 2 118 человек (8%).
Всего в 2006 году в социальные приёмные обратились – 2855 человек, в 2010 – 28292 человека, в 2011 году – 28 645 человек, в 2012 году – 29 847 человек.
В ходе реализации практики построены 9 ФОКов и 2 спортивных зала, отремонтированы 29 спортивных залов и 14 школьных плавательных бассейнов, 15 бассейнов в детских садах, оборудованы 10 реабилитационных центров. Комплексные спортивные площадки, гимнастические городки используются для проведения уроков физкультуры, занятий учащихся близлежащих школ в спортивных секциях, ведения учебно-тренировочного процесса детско-юношеских спортивных школ. При ФОКах организован прокат коньков и лыж для детей и жителей микрорайонов. Под руководством учителей физической культуры, тренеров ДЮСШ, педагогов дополнительного образования организована спортивно-массовая работа с детьми и молодежью по месту жительства.
В рамках учебной программы по обучению плаванию в 2011-2012 уч. году занимались 445 групп учащихся(9280 чел.). Свободный доступ был организован для 1318 учащихся (88 групп), бассейны посещали ребята из 31 близлежащей школы.
Центры реабилитации и оздоровления детей созданы в 2006 году в 3х общеобразовательных учреждениях, с 2010 года Центры работают в 10 общеобразовательных учреждениях. Целью работы центров является создание единого оздоровительного пространства. Работники центров проводят большую просветительскую работу в сфере здоровья с учащимися, их родителями и жителями микрорайона. В центрах проходит качественная реабилитация детей после перенесённых заболеваний. В 2011/12 уч. году реабилитацию прошли 20 тысяч тысяч школьников.
В 2011 году впервые в городе на базе учреждения образования открыт Центр здоровья. Центр здоровья расположен в ЛСТУ №2. В Центры здоровья могут обращаться следующие категории граждан:
1. Здоровые и практически здоровые лица с 15 летнего возраста (1 и 2 группа здоровья по результатам профилактических медицинских осмотров);
2. Лица, получившие по результатам комплексного обследования в Центре здоровья рекомендации динамического наблюдения.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Эффективность реализации программы можно определять по следующим показателям:
1. Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. В результате проведённой работы в 2011 – 2012 учебном году количество детей, состоящих на учёте в ПДН и на внутришкольном учёте снизилось на 9 % с 324 до 292 чел. По итогам 2011-2012 уч. года количество правонарушений, совершённых несовершеннолетними составило 206, что на 38% меньше чем в 2010-2011 уч. году (328 правонарушений). Количество преступлений также снизилось с 34 в 2010-2011 уч. году до 24 в 2011-2012 уч. году.
2. Улучшение здоровья школьников. В 2011-2012 учебном году регулярно физкультурой и спортом занимаются 80 % учащихся.
3. Увеличение количества учащихся и их родителей, охваченных досуговой деятельностью. В 2011-2012 году занятость учащихся в системе дополнительного образования достигла 95% от общего количества учащихся общеобразовательных учреждений. Увеличилось количество массовых мероприятий, проводимых в СКК: для учащихся – на 47 % (с 3 000 чел. до 5 000 чел.), для родителей и жителей микрорайона – на 60 % (с 2700 чел. до 4 000 чел.).

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

г. Пенза, Пензенская обл., Россия.

Отрасль применения практики (технологии)

Образование, здравоохранение, культура, спорт, молодёжная политика, туризм, социальная защита, строительство, занятость населения.

Дата внедрения практики (технологии)

В городе Пензе практика реализуется с 2006 года.

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


                                    

Документы практики:


                                    

Контакты:

Администрация города Пензы. Управление образования

г. Пенза, ул. Володарского, д. 5
Начальник – Голодяев Юрий Александрович.
Телефон: +7 (8412) 560220