Оренбург (Россия) — Внедрение единой информационно-образовательной сети — 70


Сущность предложения

В настоящее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности, что способствовало формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса и вызвало необходимость создания единой информационно-образовательной сети города Оренбурга.
В результате реализации комплекса целевых программ осуществлены важные мероприятия по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Одним из таких направлений является создание и развитие единой информационно-образовательной сети города Оренбурга, призванной обеспечить открытость и общедоступность информационных и образовательных ресурсов.

Масштаб мероприятия

Мероприятия по внедрению единой информационно-образовательной сети затрагивает всю муниципальную образовательную систему города Оренбурга, а именно: 51 тыс.учащихся общеобразовательных учреждений, 24 тыс.учащихся муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 3,5 тыс. педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.

Организационное решение вопроса

Внедрение единой информационно-образовательной сети в городе Оренбурге осуществляется на основе:
— приоритетного национального проекта «Образование»,
— комплексной федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 — 2005 годы»,
— муниципальной целевой Программы информатизации образования города Оренбурга на 2008 — 2010 годы.
Работа ведется в следующих направлениях:
1) компьютеризация образования (оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой);
2) интернетизация образования (использование интернет-ресурсов в образовательном процессе);
3) программное обеспечение образовательного и управленческого процесса;
4) повышение квалификации педагогов построение единой оптоволоконной сети учреждений образований города.

Технологическое решение вопроса

— По состоянию на 01.12.2010 в общеобразовательных учреждениях города насчитывается 3356 компьютеров, 140 компьютерных классов, 73 мультимедийных класса, 10 видеоклассов, 334 интерактивных досок, 346 ноутбуков, 28 мобильных классов, 730 мультимедийных проекторов с экранами, 1 нанотехнологическая лаборатория «НАНОЭДЬЮКАТОР». Всем школам обеспечен бесплатный и неограниченный доступ к ресурсам Интернет. На сегодняшний день 93 образовательных учреждений имеют собственные Интернет-ресурсы.
Во все общеобразовательные учреждения города поступили программные комплексы:
— программный комплекс, обеспечивающий управление образовательным учреждением («1С:ХроноГраф Школа 2.5»);
— программный комплекс, обеспечивающий планирование учебного процесса и оперативное управление им (система составления и ведения расписания) «ХроноГраф 3.0 Мастер»;
— программный комплекс, обеспечивающий консолидацию данных образовательных учреждений на муниципальном уровне («1С:ХроноГраф Контингент для Управлений образования», «1С:ХроноГраф Кадры для Управлений образования»).
В 2008 году во все общеобразовательные учреждения поступили Стандартные базовые пакеты программного обеспечения (СБППО) – «Первая помощь» c 56-ю дисками с наиболее востребованным программным обеспечением российских и зарубежных производителей. Благодаря этому проекту с 2008 года все образовательные учреждения получили возможность использовать лицензионную операционную систему и программное обеспечение. Данная лицензия действует до 01.01.2011 г., в связи с чем в 2009 г. в школы города поступил пакет свободно распространяемых программ и операционной системы. В общеобразовательных учреждениях города появился выбор в использовании необходимого программного обеспечения (ПО). Так, в декабре 2010 года планируется проведение аукциона на поставку в учреждения лицензионного ПО.
Построена кабельная система с использованием волоконно-оптических линий связи (в настоящее время в ней объединено 50% общеобразовательных учреждений).

Cоциальный результат

Приобретение компьютерной и интерактивной техники позволило сделать процесс обучения более ярким и наглядным. Услуга предоставления сети Интернет во все общеобразовательные учреждения города устраняет дифференциацию между учащимися и способствует равному доступу всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам.

Экономический результат

Программный комплекс «1С:Хронограф» позволяет автоматизировать планирование и организацию учебного процесса в школе, а родителям в перспективе с домашнего компьютера – не только контролировать обучение ребенка, но и помогать ему в учебе во взаимодействии с педагогами. Этот комплекс обеспечивает возможность автоматизации административной деятельности сотрудников образовательных учреждений (директора, завуча, диспетчера расписания, классного руководителя, учителя) и служит основой формирования единого информационного образовательного пространства. Программы комплекса обеспечивают возможность хранения и анализа информации о преподавательских кадрах, учащихся, их успеваемости, обеспечивают создание и ведение расписания занятий.
В соответствии с тем, что эффективная автоматизация любого производственного процесса, в том числе и образовательного, в обязательном порядке решает задачи взаимосвязи администрирования и содержания, функционал системы «1С:ХроноГраф Школа» распределен по различным категориям пользователей, выполняющих свою привычную практическую работу. Обеспечивая процесс структурного и учебного планирования, кадрового и финансового учета, учета движения контингента, организации документооборота и отчетности, пользователи-администраторы, от директора до классных руководителей, формируют базу данных образовательного учреждения, предоставляя ее в распоряжение пользователей-преподавателей, обеспечивающих взаимосвязь административной и содержательной составляющей информационной системы.
Построение кабельной системы с использованием волоконно-оптических линий связи (в настоящее время в ней объединено 50% общеобразовательных учреждений) обеспечило автоматизацию управления на основе данных об обучающихся, педагогических работниках, имуществе, финансах образовательных учреждений статистика и учет движения обучающихся, уровень квалификации и прохождение аттестации педагогических работников, систему бюджетирования образовательных услуг, учет и расходование средств, полученных от предпринимательской деятельности.

Реализация предложения

Достигнуты следующие показатели развития информатизации образования города Оренбурга: 15 учащихся на 1 компьютер, 150 на 1 интерактивную доску, 70 на 1 мультимедиапроектор, 140 на 1 ноутбук. В 2007 году менее 50% педагогов школ города Оренбурга использовали информационные технологии в своей профессиональной деятельности, сейчас эта цифра приближается к 70%. Количество педагогов, умеющих пользоваться компьютером, приближается к 100%. Будущее в развитии информатизации образования – дистанционное взаимодействие (через единый портал) дошкольного образовательного учреждения, общеобразовательного учреждения, учреждений профессионального образования, педагогов и родителей. Развитие дистанционного образования для детей-инвалидов.

Финансовые ресурсы

За 2008-2010 годы на приобретение компьютерной и вычислительной техники для образовательных учреждений города Оренбурга направлено более 84 млн.рублей из различных источников финансирования.
На реализацию мероприятий по предоставлению услуги доступа к сети Интернет и работы учреждений посредством одного сервера и электронной почты в 2008-2010 годах направлено 5 млн. рублей.


                                                                                     

Документы практики:


                                                                                     

Контакты:

Администрация города Оренбурга. Социальная сфера.

Заместитель Главы города Оренбурга по социальным вопросам

тел. :(3532)987021

Общий отдел (канцелярия)

тел. : (3532) 987117

e-mail : general@admin.orenburg.ru

http://www.admin.orenburg.ru