Мурманск (Россия) — Продвижение бренда муниципального образования город Мурманск — 3


Сущность предложения

Брендинг города Мурманска заключается в создании системы имиджевой символики города, отражающей его уникальные особенности и являющейся фактором привлечения туристического потока, инвесторов, а также служащей для позиционирования города среди местных жителей.

Основная проблема, на решение которой направлен брендинг Мурманска – это повышение его имиджевой, туристической и инвестиционной привлекательности.

 

Организационное и технологическое решение вопроса

В целях разработки бренда города Мурманска в 2013 году был проведен открытый конкурс среди экспертных организаций на выполнение научно-исследовательской работы по разработке проектов концепции и программы продвижения бренда города Мурманска, а также на выполнение опытно-конструкторской работы по разработке имиджевой символики города Мурманска.
Победителем конкурса стало ООО «Эй-Ту-Зет Рисерч» (Stas Marketing, А.К. Стась).
В целях рассмотрения результатов работ при администрации города был создан Координационный совет по разработке концепции, программы продвижения и платформы бренда города Мурманска, включивший как представителей органов власти муниципального и регионального уровня, так и крупнейших предприятий города, общественных и научных организаций.
По итогам первого этапа работы был проведен комплексный анализ имиджевой привлекательности города Мурманска, в том числе социологические опросы местных жителей, туристов, побывавших в Мурманске, а также людей, которые никогда в Мурманске не были, на предмет того, как город воспринимается, какие ассоциации вызывает, насколько привлекателен. Кроме того, проведен ряд исследований СМИ с информацией о Мурманске.
На основании данного анализа был проведен SWOT-анализ имиджевой привлекательности города Мурманска, включивший информацию о сильных, слабых сторонах, возможностях и угрозах Мурманска.
По итогам анализа было предложено несколько ключевых идей (гипотез) бренда города Мурманска. Право выбора ключевой идеи было оставлено за населением города Мурманска (путем голосования в социальных сетях и на сайте администрации города), а также за Координационным советом по разработке концепции, программы продвижения и платформы бренда города Мурманска.
В качестве ключевой выбрана следующая идея бренда Мурманска:
«МУРМАНСК – ЭТО ФОРПОСТ РОССИИ В АРКТИКЕ».
На втором этапе разработчиком была предложена программа продвижения бренда, т.е. комплекс мероприятий, направленный на повышение имиджевой привлекательности. Среди основных мероприятий данной программы – непосредственно разработка имиджевой символики города.
На третьем этапе разработчиком предложено несколько вариантов имиджевой символики города (визуальных символов), каждый из которых основывался на определенной легенде, свойственной Мурманску. По итогам голосования населения Мурманска и членов Координационного совета была выбрана имиджевая символика, приведенная в презентации (прилагается).
Имиджевая символика представляет тесно соединенные в три уровня буквы слова «Мурманск» и пиктограмму (в зависимости от тематики мероприятия). Желтый цвет бренда символизирует Полярный день, синий — это лёд, зеленый – это Северное сияние, красный – это рыба). (Цвета бренда подсказал и сам город, наши дома).
В целях закрепления интеллектуальных прав собственности на товарный знак «бренд Мурманска» в 2014 – 2015 гг. была проведена работа по регистрации его в Роспатенте.

Кроме того, в целях нормативного закрепления правил использования имиджевой символики города и обеспечения предоставления разрешений предпринимателям на использование бренда, были разработаны:
— Положение об имиджевой символике города Мурманска, утвержденное постановлением администрации города Мурманска от 06.10.2014 № 3277;
— Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на право использования имиджевой символики города Мурманска», утвержденный постановлением администрации города Мурманска от 21.11.2014 № 3839.
Сегодня любой предприниматель города может получить разрешение на право использования имиджевой символики совершенно бесплатно и мы отмечаем устойчивый рост интереса со стороны бизнеса к логотипу города.

Создан специальный раздел на официальном сайте администрации города Мурманска со сведениями о бренде.

Бренд активно используется и нашел свое воплощение в оформлении транспорта, остановочных комплексов.
Имиджевая символика отражена и в туристическом информационном киоске города Мурманска, используется при изготовлении сувенирной продукции. Бренд размещен и на футболках болельщиков мурманской команды КВН. Некоторые виды кондитерской продукции производятся также с использованием бренда. В марте 2016 года в рамках комплексной арктической экспедиции «Барнео-2016» имиджевая символика города Мурманска побывала на Северном полюсе. На месяц огромная дрейфующая льдина превращается в научный центр по изучению Арктики и туристической Меккой для желающих покорить Северный полюс. «Барнео» организует и поддерживает Экспедиционный центр Русского географического общества. Таким образом, благодаря экспедиции, отмечена значимость Мурманска в освоении арктических территорий и роль Мурманска в качестве форпоста России в Арктике.
(Фото по данному разделу приведены в презентации).

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Разработка имиджевой символики производилась в рамках ВЦП «Повышение инвестиционной привлекательности города Мурманска» на 2013-2014 годы» за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск. Объем финансирования составил 1900 тыс. руб. (2013 год).
Регистрация бренда в Роспатенте была произведена за счет средств муниципальной программы «Развитие конкурентоспособной экономики» на 2014-2018 годы (подпрограмма «Повышение инвестиционной привлекательности» на 2014 – 2018 годы). Объем финансирования составил: 44,8 тыс. руб. за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск, в том числе: 28,6 тыс. руб. – 2014 год (за регистрацию и проверку заявки), 16,2 тыс. руб. — 2015 год (за проведение регистрационных действий и выдачу свидетельства).

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

По данным Мурманскстата:
рост численности туристов (иностранных и российских граждан, размещённых в коллективных средствах размещения г. Мурманска):
за 2014 год – 86 151,
за 2015 год – 97 722.
Имиджевая символика активно используется и при оформлении городской среды: в парках, скверах (см. презентацию) и жители Мурманска отмечают, что за последние годы город действительно преобразился.
Многие световые композиции в городе выполнены с использованием яркой имиджевой символики Мурманска, что особенно важно для поддержания настроения мурманчан в условиях темной Полярной ночи.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Планируется: увеличение объемов производства компаний, занимающихся производством сувенирной продукции, услуг компаний, занимающихся рекламной деятельностью и т.д.

 

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

Практика реализована в городе Мурманске (Мурманская обл., Российская Федерация), объекты использования описаны в разделе 3 «Организационное и технологическое решение вопроса».

 

Отрасль применения практики (технологии)

Туризм, повышение инвестиционной привлекательности

 

Дата внедрения практики (технологии)

2013 год

 

География использования практики (технологии)

Место реализации практики (технологии): город, регион, страна.

 

Отзывы, награды

— I место на Международном фестивале территориального маркетинга и брендинга OPEN в г. Минске (19-21.06.2014) (http://www.citymurmansk.ru/img/all/436_press_reliz_minsk.pdf).
— на II Международном конкурсе «Туристский бренд: лучшие практики» бренд Мурманска был отмечен как лучший территориальный бренд в категории «Профессиональный проект (действующий туристский бренд)»
(http://www.citymurmansk

 


Документы практики:


Контакты:

Администрация города Мурманска

183006, г. Мурманск, проспект Ленина, 75
Телефон:+7 (8152) 45-55-72, 45-81-60
E-mail: cityadm@polarcom.ru
E-mail: murmancanc@com.mels.ru