Магадан (Россия) — Эффективная реализация программ социального и экономического развития города — 28
Сущность предложения
Проведение мониторинга реализации городских целевых программ муниципального образования «Город Магадан» для оценки целевого использования бюджетных средств с применением системы целевых индикаторов эффективности реализации программных мероприятий и определением рейтинга результативности и эффективности действующих программ.
Результаты мониторинга позволяют направлять бюджетные ресурсы на достижение общественно значимых и количественно измеримых результатов деятельности муниципалитета с одновременным контролем за достижением намеченных целей и результатов.
С целью создания условий и предпосылок для оптимизации управления муниципальными финансами и результативной реализации Программ, разработан Порядок оценки их эффективности.
Внедрение оценки эффективности результатов деятельности департаментов, комитетов, управлений мэрии города Магадана, муниципальных предприятий и учреждений при реализации Программ является частью бюджетной реформы, позволяющей органам местного самоуправления обеспечить преемственность своей социально-экономической политики, сделать оценку стандартной, неотъемлемой процедурой в рамках муниципального управления. Все действующие городские программы разработаны в соответствии с основными направлениями Стратегического плана.
Проведенная оценка эффективности действующих программ за 2010 год показала, что 16 целевых программ из 38 получили оценку эффективности в диапазоне от 80 до 100% (отлично), 8 программ имеют хорошую оценку, 4 – удовлетворительную.
Объем исполнения программ в сравнении с 2009 годом увеличился на 34,5%. Улучшились фактические значения целевых индикаторов у таких программ, как «Обеспечение потребителей города Магадана качественной питьевой водой» на 2006-2010 годы (до 100%), «Благоустройство дворовых территорий муниципального образования «Город Магадан» на 2006-2010 годы (на 43%), «Совершенствование условий жизнедеятельности жителей города Магадана с ограниченными возможностями» на 2009-2013 годы (на 26,9%).
Организационно-технологическое решение вопроса
Муниципальная правовая база программно-целевого планирования разработана в 2005 году и постоянно совершенствуется. В настоящее время разработка и реализация муниципальных программ регламентируется следующими документами:
— порядок принятия решений о разработке долгосрочных городских целевых программ, их формирования и реализации на территории муниципального образования «Город Магадан», утвержденный постановлением мэрии города Магадана от 29.12.2010 года № 4328;
— порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ на территории муниципального образования «Город Магадан», утвержденный постановлением мэрии города Магадана от 19.01.2011 года № 111;
— порядок оценки эффективности городских целевых программ, долгосрочных городских целевых программ, ведомственных целевых программ, муниципальных программ, действующих на территории муниципального образования «Город Магадан», утвержденный постановлением мэрии города Магадана от 04.02.2011 г № 349;
— ежегодно утверждается Перечень долгосрочных городских целевых программ и ведомственных целевых программ, предлагаемых к разработке на следующий год.
Все действующие на территории муниципального образования «Город Магадан» программы включены в Единый реестр программ, который размещен на официальном сайте мэрии города Магадана http://www.magadangorod.ru/. Работает экспертный совет по оценке городских целевых программ. Все проекты программ проходят процедуру публичных слушаний.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
На финансирование программ из всех источников в 2010 году было направлено 946,6 млн. рублей, из них:
— 47 % — средства местного бюджета;
— 53,8 % — внебюджетные источники, в т.ч. средства бюджетов других уровней. В сравнении с 2009 годом объем финансирования программ за счет всех источников увеличился более чем в 1,5 раза.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Программно-целевой метод планирования способствует повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, улучшению качества жизни горожан путем благоустройства городской территории, обеспечения горожан благоустроенным жильем, модернизации жилищно-коммунального комплекса, развития здравоохранения, образования, культуры, спорта. По сравнению с 2007 годом в городе Магадане площадь ветхого и аварийного жилого фонда сократилась на 7,0 тыс. кв. м., на 14,6% увеличился объем работ по строительству и капитальному ремонту дорог и дворовых территорий, более чем в 2 раза выросло число детских городков, в 1,5 раза — протяженность освещенных дорог.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Программно-целевой метод дает возможность перераспределения финансовых ресурсов в пользу наиболее эффективных направлений, сокращения малоэффективных бюджетных расходов.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Данная практика применяется в деятельности органов местного самоуправления с 2005 года, но первые городские целевые программы были приняты еще в 2002 году.
Отрасль применения практики (технологии)
Приобретенный с 2005 года опыт применения программно-целевого метода планирования и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ позволит муниципальному образованию «Город Магадан», начиная с 2013 года, перейти на исполнение программного бюджета.
Дата внедрения практики (технологии)
2005 год.
Отзывы, награды
Практика отмечена дипломом IV Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2011 год.
Статья «Программно-целевое планированиеоснова социально-экономического планирования» опубликована в №5-6 информационно-аналитического журнала «Вестник МАГ» за 2007 год.
Документы практики:
Контакты:
Мэрия города Магадана
телефон приемной — 8 413-2 62-50-47
факс приемной — 8 413-2 62-49-40
e-mail: admin@cityadm.magadan.ru
Официальный сайт органов местного самоуправления города Магадана http://www.cityadm.magadan.ru/