Красноярск (Россия) — Социально-образовательный проект по предшкольному образованию «Планета Детства» — 5
Сущность предложения
Концепция модернизации российского образования, Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), комплексный проект образования, модель образования до 2020 года, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставят задачу повышения доступности качественного образования и эффективном использовании ресурсов: «Общее образование для всех и каждого».
Реализация данной задачи на региональном уровне на ряду с совершенствованием организационно-финансовых механизмов в системе образования, механизмов оценки и мониторинга качества образования, предполагает изменение механизмов взаимодействия с внешней средой, расширение рамок оказания качественных образовательных услуг потребителю, а так же их доступность.
Сегодня созрела острая необходимость организации предшкольного образования условиях образовательного учреждения и создание развивающей среды, направленной на психолого-педагогическое сопровождение, социальное укрепление и развитие личности ребёнка 5-7 лет.
ПРИЧИНЫ
1. Внешняя среда:
— социальная напряженность в обществе, связанная с неуверенностью в завтрашнем дне (социальное неравенство, отсутствие равных стартовых возможностей);
— демографическая ситуация (увеличение рождаемости, недостаточное количество мест в дошкольных образовательных учреждениях);
— отсутствие преемственности между дошкольным и школьным образованием.
2. Школа:
— наличие оборудованного физического пространства в школе, адекватного особенностям возраста;
— имеющийся потенциальный кадровый ресурс в школе.
Цель: создание развивающей среды для реализации предшкольного образования в условиях МБОУ СОШ №124 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
Задачи:
• создание предметно-пространственной среды для дошкольников;
• развитие творческого воображения (изобретательность, креативность, продуктивность мышления, рефлексивность и т.д.);
• формирование базиса социальной компетентности дошкольников через включение в особые формы совместной деятельности детско-взрослого сообщества школы;
• формирование мотивации к будущему обучению в школе;
• сохранение и укрепление здоровья детей;
• психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения детьми разных видов деятельности;
• обеспечение равных стартовых возможностей;
• создание системы мониторинга.
Организационно-технологическое решение вопроса
Этапы реализации проекта
На первом этапе – организационно-диагностическом (2011-2012 гг.):
• выявление противоречий. Разработка концепции программы;
• составление варианта реализации программы «Планеты Детства»;
• разработка модулей;
• разработка моделей модульного обучения;
• модель управления предшкольного образования;
• разработка критериев оценки;
• разработка должностных инструкций в связи изменением функциональных обязанностей;
• кадровое обеспечение;
• мониторинг.
На втором этапе – диагностико-практическом (2012-2013 гг.)
• оценка мониторинга первого этапа эксперимента и анализ результатов;
• разработка программы мониторинга второго этапа;
• апробация программы;
• корректировка программы;
• мониторинг.
На третьем этапе – практическом (2013-2014 гг.)
• оценка мониторинга третьего этапа эксперимента и анализ результатов;
• разработка программы мониторинга четвертого этапа;
• корректировка учебного плана программ;
• корректировка содержания модулей;
• мониторинг.
На четвертом этапе – аналитическом (2014-2015 гг.)
• разработка методических рекомендаций по созданию развивающей среды;
• разработка образовательной программы;
• разработка методических рекомендаций проведения занятий по модульному обучению;
• мониторинг реализации программы;
• создание лаборатории психолого-педагогического сопровождения детей до-школьного возраста;
• разработка нормативно-правового обеспечения предшкольного образования.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Объем финансирования – 1500,0 тыс. руб.
Финансирование проекта:
Спонсорская помощь, платные образовательные услуги, грантовая поддержка Администрации города Красноярска.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Первоначальным критерием эффективности проекта на наш взгляд, должна стать социальная и творческая успешность. При этом мы выделяем ряд позиций, позволяющим судить о результативности данного проекта:
Во-первых:
1. Выделение условий, при которых дети обнаруживают себя как соавторы в организации пространства временных характеристик среды.
2. Указание обстоятельств, при которых у детей возникает потребность в создании собственного творческого пространства для встреч другом с другом, со взрослыми и детьми других возрастов.
3. Описание и характеристика условий, при которых ребенок может самостоятельно создавать варианты пространства для собственной деятельности и специфика этих пространств в зависимости от предметного содержания детской деятельности. Предполагается, что этими данными будем располагать при реализации второго этапа экспериментального исследования.
4. Дети прошедшие все этапы программы «Планета Детства» Легко пройдут адаптацию при вхождении в школьную жизнь. Будут успешными по всем параметрам, предъявляемым по ФГОС.
В целом, полученные нами данные по первому этапу экспериментальной деятельности, наши утверждение о том, что особая архитектура (предметно-пространственная среда, построенная с учетом возрастных особенностей данного возраста) воздействует на образовательные процессы и жизнедеятельность детей и взрослых. Это подтверждается и особенностями работы пе-дагогов, воспитателей школы в течении года и особенностями инициативного поведения детей, и выходом самих авторов проекта на особенности детской картины мира и выстраивания пространства предшкольного образования в соответствии с этими представлениями.
Во-вторых:
1. Обеспечит равные стартовые возможности дошкольников, преемственность между дошкольным и школьным образованием.
2. Позволит снять социальную напряжен-ность в микрорайоне.
После завершения эксперимента:
• создание и апробация образовательной программы «Планеты Детства» по всем модулям и всем заданным результатам и их внешняя экспертиза.
• создание и апробация системы оценки качества и её внешняя экспертиза.
• апробация системы организации управле-ния проектом и механизмов реализации позволит построить институт предшкольного образования, систему его управления, финансирование, которые можно распространять на другие образовательные учреждения.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Привлечение спонсорских средств, грантовая поддержка, улучшения материально-технического базы школы.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
МБОУ СОШ №124 с углубленным изучением художественно-эстетического цикла.
Отрасль применения практики (технологии)
Образование.
Дата внедрения практики (технологии)
Внедряется с 2011 г.
Отзывы, награды
Отзывы коллег из других образовательных учреждений:
Реализация проекта позволит дошкольникам, попадая в новое архитектурное пространство (выстраиваемого с учетом особенности возраста), иметь возможность освоить его обживать, а на следующем шаге и преобразовывать, что позволит им в дальнейшем действовать самостоятельно инициативным и конструктивным. Иными словами, способ к освоению и преобразованию архитектурного (физического) пространства является первично-необходимым условием, обеспечив успешное освоение иных типов пространств (социального, художественно-эстетического, театрального и т.д.)
Документы практики:
Контакты:
МБОУ СОШ №124 г. Красноярск
660078, г. Красноярск, пер. Медицинский 29а,
Телефон: +7 (391) 261-00-12
E-mail: Olg-Nik-124@mail.ru