Красноярск (Россия) — Разработка и внедрение инновационных форм образования — 4


Сущность предложения

В условиях введения ФГОС начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования возникает необходимость скорейшей перестройки системы образования. Требуются новые программы, нормативно-правовое и методическое обеспечение, подготовленные педагоги. МБОУ Лицей №9 «Лидер» в 2011 году получил статус Федеральной инновационной площадки (ФИП) Министерства образования и науки РФ по теме «Образовательное пространство школы как взаимодействие индивидуальных реально-виртуальных образовательных сред для одаренных детей. Идея проекта, с которым лицей получил статус ФИП, заключается в том, чтобы создать реально-виртуальное образовательное пространство школы, направленное на раннее выявление и развитие одаренностей учащихся через индивидуальные образовательные программы, современные образовательные среды, формируемые под потребности и возможности каждого учащегося, через широкое использование цифровых информационных технологий и ресурсов при условии сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Мы считаем, что все дети талантливы и одаренные в какой-либо области. Педагогами лицея разрабатываются инновационная модель общего образования, соответствующая ФГОС и возрастным особенностям детей, новые технологии, методические рекомендации, нормативно-правовые акты, позволяющие реализовывать данную модель, инновационные программы повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных учреждений.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

2010-2011 гг. – проектирование и апробация новой модели образования во 2, 3, 5 классах, введение нелинейного расписания в этих классах, включающего учебную и внеучебную деятельность, прогулки, питание. Учащимся предлагаются на выбор разные формы организации учебного процесса по отдельным предметам. Программы новых курсов разрабатываются на основе новых стандартов с использованием действующих примерных и авторских программ, учебников, цифровых и электронных Он-Лайн ресурсов. Используются облачные технологии, дистантное прохождение программ. На основе индивидуального выбора учащимися образовательных программ разрабатывается нелинейное расписание. Класс как единица существует номинально, учащиеся обучаются в группах сменного состава (мобильных группах). Содержательный материал курсов по предметам один и тот же, формы организации разные: наряду с уроком – мастерские, лаборатории, международные проекты, журнал, виртуальная газета, квест. Индивидуальные образовательные программы выбираются детьми на 1 четверть, утверждаются директором. С новыми курсами учащихся и родителей педагоги знакомят в конце каждой четверти, учащиеся имеют возможность в течение недели пройти все курсы и определить, какой из них более интересен. Образовательный процесс выходит за стены лицея, для его организации используются библиотеки, парки, театры, музеи, пригородные зоны. В конце четверти проходит итоговая аттестация и итоговое событие, на которых учащиеся демонстрируют предметные, метапредметные и личностные результаты, свою успешность в какой-либо области. Сопровождение образовательного процесса осуществляется специалистами психолого-медико-социальной службы. Выявление одаренности детей осуществляется посредством предоставления огромного поля выбора различных конкурсных мероприятий и олимпиад.
В течение года проходит лицейский интеллектуальный марафон, конкурс «Знакомьтесь, юные таланты», «Защита творческих работ учащихся 2-11 классов» и др. (http://www.liceum9.ru/index.php/liceum9-overview).
Разрабатывается электронная система мониторинга, создается автоматизированная система управления образованием на сайте лицея.
Разработаны следующие документы и программы:
— методические рекомендации по созданию психолого-медико-социальной службы;
— функциональные обязанности специалистов психолого-медико-социальной службы;
— положение о психолого-медико-социальной службе;
— образовательные программы повышения квалификации для руководителей и педагогов ОУ;
— каталог цифровых образовательных Он-Лайн ресурсов:
«Методист-проектировщик инновационной деятельности» и «Организатор экспертной деятельности в команде»;
«Организация детского управления образованием. Модели детского управления образованием»;
«Администратор Нашей новой школы»;
«Организация работы с одаренными детьми»;
«Внедрение Он-Лайн сервисов в образовательный процесс».
С готовыми продуктами можно ознакомиться на сайте лицея http://www.liceum9.ru в разделе «Инновационная деятельность»: http://www.liceum9.ru/index.php/innovatsionnaja-dejatelnost/664-federalnaja-innovatsionnaja-ploschadka
С ходом реализации образовательной программы в рамках новой модели можно ознакомиться в разделе «Образовательная программа лицея»: http://www.liceum9.ru/index.php/obrazovatelnaja-programma-litseja
2011-2012 гг. – проектирование и апробация новой модели в 1-4, 5-6 классах, 10-11 классах. В старшей школе организация образовательного процесса строится на основе индивидуальных учебных планов в лекционно-зачетной системе в тесном сотрудничестве с Сибирским федеральным университетом: Институт космических и информационных технологий, Институт управления. Экономики и природопользования, Политехнический институт. Старшеклассники имеют возможность пользоваться ресурсами библиотеки и лабораторий СФУ. Создание электронного журнала. Электронных дневников, личных кабинетов учащихся, родителей, педагогов.
Будут разработаны следующие документы и материалы:
— программы повышения квалификации:
«Государственно-общественное управление образованием»;
«Экспедиция как путешествие за образованием»;
«Экскурсионная деятельность как образовательная технология»;
«Психолого-медико-социальное сопровождение образовательного процесса»;
— положение о центре работы с одаренными детьми;
— методические рекомендации по организации профильного обучения на третьей ступени общего образования;
— методические рекомендации по эффективному устройству спортивных объектов инфраструктуры ОУ и их использованию, способствующему укреплению здоровья школьников;
— методические рекомендации по созданию информационного пространства современной начальной школы отвечающей принципам новым ФГОС.
2012-2013 гг. – проектирование и апробация модели в 1-4, 5-8, 10-11 классах.
Будут разработаны следующие документы и материалы:
— программы повышения квалификации:
«Экономика образования»;
«Конструктор реально-виртуальных образовательных сред»;
«Система оценки качества образования в ОУ»;
«Начальная школа как пространство формирования способности ребенка к выбору»;
— методические рекомендации по мониторингу уровня сформированности ключевых компетентностей у учащихся через включенность их в учебные, социальные проекты, социальные практики, специально организованные мониторинговые события.
2013-2014 гг. – проектирование и апробации модели в 1-11 классах. Система управления образовательным процессом полностью автоматизирована.
Будут разработаны следующие документы и материалы:
— описание инновационной модели общего образования;
— программы повышения квалификации:
«Инновационная образовательная программа»;
«Экономика образования».
— методические рекомендации по расчету норматива финансирования, штатное расписание;
Проектирование, рефлексия, анализ, экспертиза происходят на постоянно действующем семинаре, участниками которого являются все педагоги лицея. Семинары проводятся как очно, так и в Он-Лайн режиме с участием партнеров (гимназия №56 г. Ижевска, прогимназия №108 г. Улан-Удэ).
Учет новых видов деятельности педагогов в условиях новой модели отражается в положении о новой системе оплаты труда. Промежуточные результаты реализации проекта представляются на межрегиональных конференциях «Эврика-Авангард», организуемых Институтом проблем образовательной политики «Эврика» и Министерством образования и науки РФ.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Источники финансирования:
Бюджетные средства (региональные субвенции, субсидии, муниципальный бюджет) – заработная плата, налоги, коммунальные услуги, оплата связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию зданий, средства и запчасти компьютерной техники, оборудование, хозяйственный инвентарь, расходные материалы, оздоровление детей, питание льготной категории детей, повышение квалификации, подписка на периодические издания, культурно-массовые мероприятия, приобретение программного обеспечения, учебно-наглядных пособий, программа энергосбережения).
Внебюджетные средства (Некоммерческий фонд «Попечительский совет лицея № 9»):
гранты (участие в конкурсах) – оборудование для лабораторий, учебно-наглядные пособия, повышение квалификации, проведение фестивалей, конкурсов, выездных школ, погружений;
добровольные пожертвования – создание комфортных, безопасных условий (ремонтные работы, дизайн, охрана), приобретение оборудование, поездки детей на конкурсы, проведение мероприятий Благотворительные взносы – ремонтные работы, приобретение оборудования, проведение мероприятий. Платные образовательные услуги – заработная плата, приобретение оборудования, повышение квалификации, проведение мероприятий.
Общий объем финансирования на реализацию инновационной образовательной программы:
2011 г. – общий объем 90760,8 тыс. руб., в т.ч. бюджетные средства 53563,2 тыс. руб. привлеченные средства 37197,6 тыс. руб.
2012 г. – общий объем 95000,0 тыс. руб., в т.ч. бюджетные средства 54000,0 тыс. руб., привлеченные средства 41000,0 тыс. руб.
2013 г. – общий объем 100000,0 тыс. руб. в т.ч. бюджетные средства 56000,0 тыс. руб., привлеченные средства 44000,0 тыс. руб.
2014 г. – общий объем 115200,0 тыс. руб., в т.ч. бюджетные средства 58000,0 тыс. руб., привлеченные средства 67000,0 тыс. руб.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Перечень достигнутых внешних эффектов в 2010-2011 гг.
1. Увеличение численности учащихся на 31 чел. (1 класс комплект) по сравнению с концом прошлого учебного года в результате реализации модели школы как школы возраста на всех ступенях, которая отражается виртуально на сайте лицея, реализуется не только в образовательном учреждении, но и в пространстве города. При проектной мощности лицея 750 учащихся, сегодняшняя численность 1213 учащихся не приводит к ухудшению условий, так как образовательное пространство включает различные объекты городской среды.
2. Класс стал чисто номинальной единицей. При средней наполняемости классов 25,8 учащихся, численности в отдельных классах 30 и более учащихся, при индивидуализации образовательных программ, формировании мобильных групп по выбору, количество детей в мобильных группах не превышает 25 человек.
3. При реализации новой модели, соответствующей ФГОС, необходима организация образовательного процесса по типу школы полного дня с нелинейным расписанием, включающего различные виды деятельности, разные формы проведения занятий, прогулки, перерывы на питание, что не ухудшает, а наоборот, улучшает здоровье детей.
4. Доверие со стороны властных структур, министерства образования и науки Красноярского края, Красноярского краевого института повышения квалификации, учредителя, бизнес-организаций – выделение значительных средств на создание комфортных, безопасных условий, материально-техническое оснащение лабораторий, спортивного зала, оборудование детских игровых площадок, организация летних образовательных программ, статус пилотной школы по введению ФГОС основного общего образования, передача дополнительных помещений для организации образовательного процесса за пределами лицея и т.д.
5. Увеличилась востребованность команды Инновационного центра повышения квалификации лицея со стороны муниципальных органов управления образованием по вопросам новой системы оплаты труда, работе с одаренными детьми, управления образовательной программой, государственно-общественному управлению, внедрения Он-Лайн сервисов в образовательный процесс. (Балахтинский, Больше-Улуйский, Боготольский и др. районы).
6. Приток молодых специалистов в лицей, в том числе и выпускников лицея (учителя, инженеры, педагоги дополнительного образования), увеличение численности в полтора раза, которая сейчас составляет 30 чел.
7. Повышение компьютерной грамотности родителей за счет постоянного включения в виртуальную образовательную среду их собственных детей (общение на форуме с педагогами, друг с другом, просмотр выставленных детьми на сайт собственных продуктов, участие в Он-Лайн собраниях, просмотр видеотрансляций событий с Он-Лайн видеосервера).
8. Повысилось количество обращений средств массовой информации по поводу съемки разных сюжетов про новую школу. Тем самым лицей формирует положительный образ инновационной школы и образования в целом.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Наша модель позволяет зафиксировать подтверждение идеи нормативно-подушевого финансирования – чем больше детей в школе, тем больше у школы средств, тем больше образовательных возможностей у детей, и тем выше качество образования.
Часто наблюдается ситуация, что при увеличении детей в школе, при ее большой загруженности начинает падать качество образования в этом ОУ (работа в две смены, большая нагрузка на учителей, уменьшение предложения по дополнительному образованию детей и пр.). Отрабатываемая лицеем №9 модель показывает, что при особом устройстве образовательного процесса, использовании индивидуализации образования, современных информационных и педагогических технологий, можно добиваться повышения качества образования при увеличении количества учащихся в школе.
Сейчас в Школу будущего первоклассника набрано 100 детей, т.е. в будущем это 4 класса. В течение года регулярно поступают просьбы родителей взять детей из других школ на все ступени образования.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Лицей является городской базовой площадкой по внедрению информационных технологий в образовательный процесс, по организации профильного обучения на третьей ступени общего образования, краевой базовой площадкой по организации работы с одаренными детьми, базовой площадкой Красноярского краевого института повышения квалификации, краевой пилотной школой по введению ФГОС начального общего и основного общего образования, лицей одним из первых включен в краевой эксперимент по введению новой системы оплаты труда. На базе лицея проходят семинары для руководителей и педагогов ОУ Красноярского края, заседания правительственных комиссий по выше перечисленным направлениям, а также государственно-общественному управлению образованием, организации совместной занятости детей и семьи, психолого-медико-социальному сопровождению образовательного процесса, экономике образования, управления инновационной образовательной программой и др.
Разрабатываемые модели образования, программы, методические рекомендации, нормативно-правовые акты предлагаются руководителям и педагогам ОУ Красноярского края, России в рамках семинаров, вебинаров, конференций, круглых столов, в 2005 году продукты инновационной деятельности, разработанные лицеем в рамках Госконтракта Института проблем образовательной политики «Эврика» и Министерства образования и науки РФ, были опубликованы в книге «Инновационность как конкурентоспособность» издательства «Эврика», г. Москва.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Новая модель образования, программы повышения квалификации, методические рекомендации, нормативно-правовые акты могут применяться в системе образования. Модель автоматизированной системы управления, схемы управления могут быть применены к любой бизнес-организации.

 

Дата внедрения практики (технологии)

В 1998 году лицей получил статус Федеральной экспериментальной площадки, в 2001 г. – статус Федеральной авторской экспериментальной школы по направлению «Развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении».

 

Отзывы, награды

29.09.1998 – диплом Министерства образования РФ о присвоении статуса Федеральной экспериментальной площадки за реализацию проекта «Различные виды деятельности как предметность образования», школа получила право на принятие нестандартных управленческих решений и учебно-воспитательных задач в рамках проекта «Создание Комплекса непрерывного образования».
1998 г. – школа награждается дипломом «Лучшее образовательное учреждение Красноярского края».
1999 г. – педагогический коллектив школы награждается дипломом главного управления образования города Красноярска «Через развитие образования — к развитию города» за общественно значимую для жизни города образовательную инициативу.
1999 г. – педагогический коллектив школы награждается дипломом главного управления образования администрации города Красноярска «За активное участие в развитии экологического образования, оздоровление окружающей среды в черте города».
С 2001 г. – школа входит в число лучших школ города Красноярска по результатам образовательной деятельности, что подтверждается грамотами.
1999-2002 гг. – педагогический коллектив школы принимает активное участие в разработке методики и правовой базы организации попечительских советов образовательных учреждений.
С 2000 г. по проекту школы при поддержке главного управления образования администрации города Красноярска, агентства образования Красноярского края на базе школы проходят городские и краевые слеты одаренных детей.
2001 г. – педагогический коллектив включается в проект Британского совета «Социально активная школа», принимает иностранные делегации, награждается дипломом Британского совета за активное участие в проекте.
2001 г. – школа становится победителем Всероссийского конкурса социальных проектов «Сделаем свое будущее», город Москва.
2001 г. – за разработку и апробацию образовательной программы для педагогов «Развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении» школе присвоен статус Федеральной авторской экспериментальной школы Министерства образования Российской Федерации, который дал право на реализацию образовательной программы Инновационного центра повышения квалификации педагогических кадров, разработанной педагогами лицея.
2002-2006 гг. – лицей является соисполнителем государственного контракта Института проблем образовательной политики «Эврика» (город Москва) и Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке инновационной модели общего образования, получает грантовую поддержку в размере 2,75 млн. руб.
2004 г. – лицею присвоен статус городской базовой площадки по внедрению информационно-коммуникационных технологий (пр. № 286 а/п от 12.10.2004).
2005 г. – лицей становится Ассоциированной школой издательства «Просвещение» и его официальным партнером по вопросам апробации учебно-методической литературы (трехстороннее соглашение о сотрудничестве между лицеем, издательством «Просвещение», Институтом проблем образовательной политики «Эврика» от 15.07.2005 г.).
2007 г. – лицею присвоен статус городской базовой школы по организации профильного образования на третьей ступени общего образования (постановление от 27.06.2007 № 376 администрации города Красноярска).
2007 г. – лицей стал победителем краевого конкурса проектов «Мой спортивный школьный двор» в рамках краевой целевой программы «Дети», в результате на пришкольном участке выстроены современные спортивные площадки.
2008 г. – лицей становится базовой площадкой Красноярского краевого института повышения квалификации педагогических кадров и работников образования по подготовке директоров и их заместителей.
2006-2009 учебные гг. – лицей становится победителем районного и краевого конкурсов сайтов, конкурсов программ информатизации.
2003, 2006, 2008 г. – школьный двор лицея становится победителем городского смотра-конкурса, награжден денежными сертификатами.
2008 г. – лицей награждается дипломом «Лучшая организация по развитию социального партнерства в городе Красноярске в номинации «Образование».
С 2008 г. на базе лицея при содействии Региональной общественной организации Красноярского края «Развитие образования» проводится краевой фестиваль занковцев «Хрустальная сова».
2009 г. – диплом региональной общественной организации Красноярского края «Развитие образования» за активное продвижение идей развивающего обучения по системе Л. В. Занкова.
2006, 2008, 2009 гг. лицей – победитель конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», получил гранты на общую сумму 2,5 млн. рублей; программы развития лицея 2006-2009 гг. были направлены на создание образовательной среды начальной, подростковой и старшей школ.
2009 г. – лицей получает свидетельство о внесении учреждения в Федеральный реестр «Всероссийская книга почета».
2010 г. – лицей становится экспериментальной площадкой по апробации Федеральных государственных образовательных стандартов начальной школы.
2010 г. – лицей включен в краевой эксперимент по введению новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений.
2010 г. – лицей начал реализацию проекта «Умная школа», направленного на создание реально-виртуальной среды, обеспечивающей индивидуализацию образования, получение образовательных результатов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, лицей вошел среди первых в общероссийскую сеть «Умная школа», созданную по инициативе Института проблем образовательной политики «Эврика», г. Москва.
2011 г. – лицей включен в список пилотных школ по введению ФГОС основного общего образования.
2011 г. – лицею присвоен статус Федеральной инновационной площадки Министерства образования и науки РФ (приказ от 26.05.2011 № 1819)

 


Документы практики:


Контакты:

МБОУ Лицей №9 «Лидер» г. Красноярск

Директор — Осетрова Ирина Геннадьевна
Телефон/факс: +7 (391) 236-61-00
Мобильный телефон: +7 (391)240-03-77
Зам. директора по инновационной деятельности — Бронникова Ирина Ивановна
Телефон: +7 (391) 236-64-46
Мобильный телефон: +7-960-752-84-94,
e-mail: fap71@rambler.ru
http://www.liceum9.ru