Кострома (Россия) — Дошкольное образование. Организация внешкольного досуга. Развитие системы патриотического воспитания в детском саду.


Сущность предложения

Моя семья — моя Родина — моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание в дошкольной образовательной организации. И эти этапы необходимо пройти с опорой на возрастные особенности детей. Дошкольникам необходимо найти свое место в сложном многополярном мире, став достойными представителями своего народа и своей страны. Обращение к проблеме этнокультурного образования в современном обществе, как средство воспитания основ толерантности (уважения, чуткости, доброты), связано с происходящими в стране значительными изменениями. Среди дошкольников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребёнка понимать богатое многообразие культуры нашей страны, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания. Проблема этнокультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей, осознание ребенком своей принадлежности к российским культурным ценностям.

Очевидно, что культурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Всё это обосновывает значимость образования дошкольника, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни.

Именно детский сад является тем учреждением, которое закладывает общие основы воспитания и обучения, способствует овладению родной речью, становлению основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственного развития с принятием моральных норм и национальных ценностей.

Для реализации поставленных задач проекта, была использована система эффективной социализации дошкольников, разработанная Н. П. Гришаевой старшим научным сотрудником ИС РАН, научным руководителем инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников. Комплексное использование современных авторских технологий Н.П. Гришаевой в условиях ДОУ будет способствовать эффективной социализации дошкольников, достижению целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных в ФГОС ДО и ФОП ДО..

Цель проекта: Формирование целостной картины мира, чувство принадлежности к нашей стране Россия.

Задачи:

— Обеспечить успешную адаптацию в современном социо – культурном пространстве личности ребенка, способной к усвоению норм и ценностей; взаимодействию со взрослыми и сверстниками, саморегуляции собственных действий, готовой к совместной деятельности; принадлежности к семье, гражданская принадлежность.

— Совершенствовать работу педагогического коллектива по социально- коммуникативному развитию воспитанников.

— Использовать эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи на основе социального партнерства.

Основные методы:

1. Организация (разработки и внедрения, реализация) ресурсного обеспечения (дидактического, материального, информационного).

2. Контроль, коррекция.

Новизна проекта состоит в том, что отработана и обоснована педагогическая модель использования технологии «Ситуация месяца» — « Большое путешествие по регионам России » в организации совместной деятельности с воспитанниками, направленных на развитие начального этнокультурного и социального опыта дошкольников, а также всесторонняя проверка эффективности в ходе образовательной деятельности.

Условия формирования ведущей идеи проекта, условия возникновения.

Возникновение проекта тесно связано с процессом обновления содержания образования, с внедрением новых образовательных технологий. Первым условием возникновения опыта является — раннее начало. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента социального опыта ребенка. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. В этот период закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающему миру. Дошкольная образовательная организация призвана создать основу для развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования духовно- нравственного, гражданско — патриотического, гармоничного физического, психического и социального развития. Решающим фактором для поликультурного воспитания является создание определенных условий в ДОО. Этнокультурная компетентность – это не просто представления об истории и культуре других наций, народов, это признание этнокультурного разнообразия.

Изучение запросов родителей по отношению к ДОО показывает, что от 85 до 93% родителей считают, что цель ДОО – «эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка», главной задачей ДОО считают «формирование успешной личности». Это второе условие возникновения опыта.

Третье условие возникновения опыта – требования, предъявляемые к современному педагогу. Современный педагог должен владеть технологиями обеспечения нравственного, гражданско – патриотического, социального развития дошкольника. Воспитатель дошкольного образования должен владеть необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков.

Реализация основных концептуальных идей опыта базируется на следующих принципах:

— Принцип научности предполагает подкрепление внедряемых образовательных технологий научно обоснованными и практически адаптированными в условиях групп старшего дошкольного возраста.

— Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса социализации и предполагает тесное взаимодействие педагогов и родителей.

— Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

— Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений в процессе освоения умений и навыков, вырабатываются динамические стереотипы.

— Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения режима.

— Принцип активного обучения обязывает строить образовательный процесс с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

— Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется внутренняя мотивация.

— Принцип результативности предполагает получение положительного результата. Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у дошкольников навыки позитивного отношения к миру.

Теоретическая база проекта. Нормативно-правовое обеспечение.
− Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.12г., №273 –ФЗ;

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

− Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одной из приоритетных задач является обеспечение исторической преемственности поколений, хранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью.

− Положение « Об использовании и совершенствовании методов обучения и воспитания, образовательных технологий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 28 города Костромы.

Теоретические концепции.

Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.

Теория Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребёнка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно её ведущего вида — игры) для развития ребёнка.

Теория Л.А. Венгера о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.

Теория поликультурного образования В.П. Борисенков, Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова

Методическое оснащение:

«Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии» : методическое пособие.- М.: Вентана–Граф, 2017.- 320 с.

Струкова Л.М., Проскурина С.В. «Технологии эффективной социализации в образовательной организации. Технологические карты», брошюра Москва 2018,

С.В. Кривцова «Жизненные навыки для дошкольников. Игры – путешествия».

Технологии проекта. Система конкретных педагогических действий, содержание работы.

Цель проекта: Главной задачей является организация дружественного социума на территории Детского сада и развитие социально – личностных навыков, морально- нравственных, патриотических качеств у воспитанников.

Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:

— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях народов России,

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

В процессе педагогической деятельности педагогам ДОУ предлагается проявить целенаправленную творческую деятельность по освоению в своей практике современных технологий, направленных на этнокультурное воспитание дошкольников. В процессе организации работы по использованию современных подходов с детьми дошкольного возраста в ДОУ был осуществлен комплекс мер, включающий в себя:

— педагогическая целесообразность выбора методов и приемов, технологий, форм работы с воспитанниками по совершенствованию социального — коммуникативного направления работы;

— повышение мастерства педагогов, творческого потенциала, развития профессиональных и личностных качеств педагогов;

— повышение интереса педагогов, детей и родителей к данной ситуации месяца «Большое путешествие по регионам России»;

— установление сотрудничества с другими учреждениями (Историческая библиотека Дома Романовых).

Все это привело к построению оптимальной педагогической модели использования современных подходов, то есть к достижению максимально возможных положительных результатов по ситуации месяца.

Механизм реализации проекта:

На протяжении одного месяца в детском саду реализуется проект « Большое путешествие по регионам России», который направлен на углубление знаний детей о богатом культурном наследии нашей страны. В начале ноября каждая возрастная группа выбирает для себя уникальный регион или край Российской Федерации, чтобы погрузиться в его традиции, обычаи и колорит.

1. Исследование регионов

Наше путешествие начинается с изучения избранного региона: его флага, герба, национальных особенностей и культуры. Дети узнают много нового о таких регионах, как Урал, Дагестан, Чечня, Мордовия, Карелия, Якутия и Крым. Эта работа помогает им научиться ценить и уважать разнообразие культур нашей страны. Формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к своей Родине. Чаще всего выбор региона для проживания связан с семьей воспитанника иного региона.

2. Создание музеев в группах

В каждой группе происходит изменение предметно-пространственной среды — создаются мини-музеи, с разнообразными экспонатами региона. В музеях дети становятся экскурсоводами. Они делятся полученными знаниями с воспитанниками, рассказывая о культуре того региона в котором проживают и делают акцент на её уникальности.

3. Дети совместно с родителями готовят национальные костюмы на каждого ребенка, проходит дегустация национальных блюд, помогают изменить интерьер групповой ячейки.

4.Путешествие по образовательному пространству детского сада. Каждую пятницу мы устраиваем Клубный час, когда дети могут свободно перемещаться из группы в группу. Это отличная возможность узнать что-то новое о республиках, которые изучают их сверстники, и расширить свои горизонты.

5.Финальное мероприятие с родителями И, конечно, в последнюю пятницу месяца мы приглашаем родителей на заключительное событие, которое мы назвали » Фестиваль культур». Дети с родителями в аэропорту «покупают авиабилет » и «приземляются» в разных регионах нашей страны. В каждой локации дети экскурсоводы проведут увлекательную экскурсию по своим интерактивным «музеям», а затем все вместе отправятся на Фестиваль культур- большую ярмарку. На ярмарке можно приобрести предметы быта, самобытные предметы, изготовленные в Мастерских детьми в течение месяца. В этот день они поделятся всем, что узнали, и продемонстрируют свои таланты! Большая концертная программа разнообразна, творческие номера соответствуют традициям разных народностей.

6. Воспитание патриотизма Данный проект направлен не только на обучение, но и на формирование гражданской идентичности у детей, воспитание любви к своей Родине и уважения к культурному разнообразию. Мы уверены, что, погружаясь в культурное наследие России, наши дети станут более чувствительными и открытыми к миру вокруг.


Используйте стрелки «вверх-вниз» для просмотра документа.

Дошкольное-образование.-Большое-путешествие-по-регионам-России

 

Дошкольное образование. Организация внешкольного досуга. Развитие системы патриотического воспитания в детском саду (pdf файл)


Дополнительные материалы

Также смотри ссылки в pdf файле (выше)