Барнаул (Россия) — Центральная диспетчерская служба — 20

 

Сущность предложения

Диспетчерское управление пассажирским транспортом посредством спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS с использованием программного продукта «АСУ-Навигация».

Организационно-технологическое решение вопроса

При создании ЦДС можно выделить несколько основных этапов:
Обследование рынка и выбор программного обеспечения для внедрения;
Организация технической инфраструктуры;
Внедрение и адаптация программного обеспечения; Организация работы ЦДС.
Организация движения и обеспечение безопасности движения представляют собой комплекс мероприятий в реализации которых, задействованы десятки высококвалифицированных сотрудников, огромное количество нормативных документов регламентирующих управляющие воздействия на движение, объединивших в себе опыт наработанный годами. Специалистами информационно-вычислительного центра МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула было проведено обследование производственных процессов, что позволило досконально изучить работу структурных подразделений задействованных в организации движения. Были проанализированы регламентные и руководящие документы, отчетные формы, статистические данные. Исследована работа транспортных предприятий автомобильного и электрического транспорта, что позволило поставить актуальные задачи автоматизации важных производственных и учетных процессов. На основе данных анализа и исследования было создано техническое задание, отражающее все существенные требования к навигационно-информационной системе, учтена специфика работы ЕЦДС.
На основе технического задания было проведено исследование рынка навигационно-информационных систем. Результатом этого исследования явился выбор программно-аппаратного решения «АСУ-Навигация». В ходе работ по организации технической инфраструктуры была создана единая локальная вычислительная сеть, смонтировано серверное оборудование удовлетворяющее запросам системы, установлено системное программное обеспечение, обеспечены бесперебойная связь и энергоснабжение, организованно резервное копирование данных.

Навигационно-информационная система «АСУ-Навигация» представляет собой унифицированное программное обеспечение, которое в первую очередь ориентировано на централизованное управление городским пассажирским транспортом, включающее в себя такие задачи как: соблюдение плана по выходу подвижных единиц на маршруты, соблюдение расписания движения, диспетчерское управление при возникновении внештатных ситуаций, взаимодействие с оперативными службами города.
Внедрение навигационно-информационной системы «АСУ-Навигация» позволило автоматизировать следующие аспекты диспетчерского обслуживания:
Реализован визуальный контроль ситуации на электронной карте города, как всех подвижных единиц, так и по маршрутам в режиме реального времени. Это немаловажно, так как диспетчер должен в кратчайшие сроки принимать решения по управлению городским пассажирским транспортом.
Аналитическая работа составляет немаловажную часть в деятельности ЦДС. Данные собираемые навигационно-информационной системой позволяют создавать большое количество отчетных форм для дальнейшего анализа исполненного движения. Оцениваются такие параметры как: выполнение расписания движения, временные интервалы между транспортными средствами, нарушения скоростного режима, отклонение от маршрута, соблюдение режима труда и отдыха и т.д. Статистика ведется как в целом по городскому пассажирскому транспорту, так и в разрезе организаций, что позволяет органам власти контролировать, насколько добросовестно перевозчики выполняют свои обязанности по обслуживанию населения, особенно это важно на социально значимых маршрутах. Ежедневно отчетная документация передается в контролирующие организации в электронном виде. Данные, полученные из навигационно-информационной системы, учитываются при проведении работ по оптимизации маршрутной сети города. Так же эти данные позволяют анализировать качество работы диспетчера. Подобная система позволяет формировать максимально достоверную отчетность, а также является источником данных для разбора дорожно-транспортных происшествий и жалоб пассажиров.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Финансирование администрации г.Барнаула.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Повысилась регулярность движения транспорта, снизились нарушения линейной дисциплины.
В перспективе планируется расширение возможностей системы: электронная карта, с отображенными на ней подвижными единицами, доступная пользователям сети Интернет, доступ к карте с мобильных устройств, установка остановочных электронных табло информирующих пассажиров о времени прибытия следующего транспортного средства на основе данных системы.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Внедрение практики позволило сократить штат диспетчеров, контролеров и ревизоров на конечных станциях. Повышены эффективность и оперативность работы диспетчеров за счет автоматизации и использования современных телекоммуникационных технологий. Повышена эффективность использования подвижного состава за счет сокращения непроизводственных пробегов, сокращение времени простоя и увеличение машино-часов на линии. Данная практика способствует дисциплинированности перевозчиков.

Отрасль применения практики (технологии)

Практика может быть применена в различных отраслях (дорожные службы, силовые ведомства, службы такси и т.д.)

Дата внедрения практики (технологии)

С 2005г.

Отзывы, награды

Данный проект был отмечен благодарностью на IV Международном форуме по спутниковой навигации в городе Москва.


 

Документы практики: