Барнаул (Россия) — Создание и развитие системы торгового обслуживания населения с низким уровнем дохода — 39

 

Сущность предложения

Создание и развитие системы торгового обслуживания населения с низким уровнем дохода, гарантирующей высокое качество товаров и услуг при доступных ценах.
Магазинам присваивается статус в соответствии с постановлением администрации города от 25.05.2009 №2992 и от 25.03.200 №1440 «Об утверждении Положения об определении статуса социального предприятия розничной торговли» Организация социальных магазинов начата в 2005 году, на основании ранее действовавшего постановления администрации от 29.07.2005 №2224.
Система социальной торговли действует на всей территории городского округа – г.Барнаула с 2005 года. Организация работы социальных магазинов помогает решать вопросы местного значения. Обеспечивает сохранение социальной стабильности на территории городского округа и не допускает возникновения социальной напряжённости. На 1 ноября в городе работают 73 продовольственных и 41 непродовольственный социальных магазинов.

Организационно-технологическое решение вопроса

Организационное решение.
Статус социального предприятия розничной торговли отражает деятельность магазина направленную на продажу товаров и предоставление услуг со скидкой, по доступным ценам, позволяющим удовлетворить потребности социально-незащищенных и малообеспеченных граждан. Статус «социального» присваивает межведомственная комиссия в соответствии с «Положением об определении статуса» и выдаётся аттестат. Социальные магазины расположены в шаговой доступности, по всей территории города.
Администрацией города приняты документы:
— постановление главы города от 25.03.2009 №1440 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАТУСА СОЦИАЛЬНОГО НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ»;
— постановление главы города от 25.05.2009 №2792 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАТУСА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ»;
— постановление главы города от 26.04.2010 №1279 «О ПРОВЕДЕНИИ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА НА ЗВАНИЕ «ЛУЧШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН».
Технологичное решение.
При расчётах в социальных магазинах покупателем предъявляется социальная карта (70% карт уже персонифицированы) по которой предоставляется скидка 5-10% на все товары. Главой города утверждён перечень категорий граждан имеющих право на получение социальной карты. Карты выдаются магазинами по спискам, предоставленным администрацией или по предъявлению «направления» органов социальной защиты населения. С 2009 года начат переход на персонифицированные социальные карты, позволяющие получать информацию о её использовании (частота посещений магазина, средний чек покупки и т.д.). В 2009 году создан Союз социальных магазинов и сайт этого объединения (www.socmag.hdd1.ru) . В 2010 году организацией получен статус юридического лица – Некоммерческое партнерство «Барнаульская сеть социальных магазинов». В настоящее время в сеть входят 20 магазинов. В магазинах этого объединения для обслуживания применяется «единая социальная карта», по которой можно приобретать товар в любом магазине этой сети. На сегодняшний день
такой картой уже пользуются порядка 5000 человек.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

До 2009 года социальные магазины – арендаторы муниципальных помещений, пользовались льготным правом в расчётах за аренду с применением понижающего коэффициента 0,5 — 0,3. Из 73 социальных магазинов 32 платят единый налог на вмененный доход. В соответствии с п.6 Приложения №2 решения Барнаульской городской Думы от 28 сентября 2005 года №186 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории г.Барнаула» 21 предприятие воспользовались правом на применение понижающего коэффициента 0,9. Общая сумма полученной экономии составила 195120 руб.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

45 тыс. жителей города Барнаула пользуются социальной картой в продовольственных магазинов и 16 тыс. в непродовольственных магазинах. Доверие горожан к работе социальной розничной сети растёт.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Экономический эффект достигнут опосредовано, благодаря своему статусу магазины получили стабильную лояльность определённой категории покупателей и тем самым обеспечили своё конкурентное положение на розничном рынке.
Разница в ценах на продукты питания в социальных магазинах достигается не только за счёт предоставления скидок по карте, но и заключения прямых договоров поставок с предприятиями перерабатывающей промышленности. Участие администрации в установление прямых хозяйственных отношений, создание условий способствующих сокращению посреднических звеньев между соц.магазинами и производителями носит постоянный системный характер.
Общая сумма предоставленной помощи социальными предприятиями потребительского рынка составила 24,5 млн.рублей, из них:
19,0 млн.рублей — продовольственные магазины;
5,5 млн.рублей – непродовольственные магазины.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Развитие социальной ориентированности потребительского рынка реализовано в сегменте оказания бытовых услуг. По принципу предоставления скидок по социальным картам в городе организована работа 45 предприятий бытового обслуживания по 10 видам услуг.
Программа развития потребительского рынка в г.Барнауле до 2015г. предполагает дальнейшее развитие социальной ориентированности розничного рынка, в том числе, путём использования форм интернет магазинов, транспортных услуг социального такси и т.д.

Отрасль применения практики (технологии)

Торговое обслуживание и социальная защита населения.

Дата внедрения практики (технологии)

С 2005 года


 

Документы практики: