Сергей Воропанов выступил с докладом на тему «Условия создания экосистемы использования электротранспорта и строительства обеспечительной инфраструктуры». Постепенный переход к 2030 году на экологичный транспорт, влияющий на сокращение так называемого углеродного следа, областная столица ведет в рамках концепции «ЭкоВологда». Ее главная цель — сделать город одним из самым экологически чистых в России.
«В апреле 2020 года в Вологде был зарегистрирован всего один электромобиль и работала одна медленная зарядная станция. Сейчас функционирует 8 бесплатных электрозарядных станций, в том числе 2 быстрые зарядки постоянного тока мощностью 50 кВт. Одновременно в Вологде могут заряжаться 11 электромобилей. И это только начало, бизнес активно поддерживает такое направление. Как итог, кратный рост зарегистрированных электромобилей — на данный момент их 30. А одним из важнейших для нас направлений стало возрождение общественного электротранспорта. Первое что мы сделали — договорились с бизнесом о безвозмездной передаче в городскую собственность электрической контактной сети, приватизированной в 90-е годы. А сейчас речь идет о закупке по решению Губернатора более чем 30 троллейбусов и запуске в Вологде трех троллейбусных маршрутов. Первые три машины выйдут на линию уже в августе», — отметил Мэр Вологды Сергей Воропанов.
В 2020 году Администрация Вологды запустила муниципальный проект «Развитие электротранспорта», в обсуждении которого совместно с городскими властями принимают участие представители бизнеса, общественных организаций. За год удалось добиться существенных результатов. Депутаты Законодательного собрания Вологодской области установили льготу по транспортному налогу для владельцев электромобилей. В регионе создали Ассоциацию владельцев электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры. В июне в областной столице провели межрегиональный форум «Электрофест Вологда» с выставкой современных моделей электротранспорта. Продолжается развитие зарядной инфраструктуры, в том числе на федеральных трассах. Также в Вологде запустили шеринг электросамокатов, на первом этапе это 100 единиц на 7 площадках в разных частях города. Такой транспорт индивидуальной мобильности также вносит свой вклад в сохранение экологии.
Из ключевых проблем в реализации проекта Мэр Вологды назвал высокую стоимость электромобилей и дефицит необходимой инфраструктуры. Развитию личного электротранспорта препятствует отсутствие сети заправок и невозможность путешествия на электрокарах на дальние расстояния.
«Мы определили для себя ряд вопросов, которые необходимо решить для реализации проекта. Многие из них требуют изменений на федеральном уровне. Во-первых, необходимо поддерживать бизнес, в том числе в сфере ЖКХ, который готов заниматься закупкой электротранспорта: разрабатывать льготные лизинговые программы, отменить для компаний транспортный налог на электромобили на 3-5 лет, ввести инвестиционный налоговый вычет при установлении зарядной инфраструктуры. Во-вторых, сейчас установка зарядных станций на АЗС носит рекомендательный характер, если пересмотреть эти требования, развитие инфраструктуры пойдет гораздо быстрее. Также необходима модернизация системы профессионального обучения в части производства, эксплуатации и обслуживания электротранспорта и инфраструктуры», — сказал Сергей Воропанов.
Также Сергей Воропанов предложил временно продлить льготу на ввоз электромобилей из-за рубежа, пока в России не налажено собственное массовое производство таких машин, и отложить увеличение утилизационного сбора до 2024 года. Предложения как финансового, так и организационного характера включены в резолюцию круглого стола Общественной палаты РФ и приняты к рассмотрению.
Напомним, в мае 2021 года Администрация города Вологды заключила соглашение с Общественной палатой России о сотрудничестве в сфере реализации различных экологических проектов. А председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина пригласила Мэра Вологды вступить в ряды координационного совета по экологическому благополучию при Общественной палате РФ. В него входят экологи, экоактивисты, представители крупных российских экологических организаций, федеральных ведомств.
—