Огни новогодней Москвы

Источник: Пресс-центр МАГ

С каждым днем столица все больше хорошеет, принаряжаясь к празднику. И, как у каждой рачительной хозяйки, все у неё идёт по плану. О том, как создавалась единая концепция праздничного светового оформления Москвы, пресс-служба компании «Технология Света», поговорила с Марией Черняк — вице-президентом Союза Дизайнеров России, вице-президентом Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии, арт-директором ООО «Комплексное решение», автором и разработчиком светодекоративного оформления г. МОСКВЫ. 

— Мария, какая идея положена в основу праздничного освещения новогодней Москвы?

— Основная концепция оформления столицы — создание образа, который бы подчеркнул особенности ее величественной архитектуры и сложную структуру города.

Законодателем моды, в том числе в городском праздничном освещении, считается Европа. И часто можно слышать предложения взять там какие-то идеи или элементы и использовать для оформления у нас. И такие попытки были. Но, как оказалось, то, что прекрасно помогает создавать атмосферу праздника на узких улочках европейских столиц, совсем не подходит нашему амбициозному городу с его масштабом и особенностями архитектуры. У нас совсем другой размах. Возьмите Кутузовский проспект или Садовое кольцо с их 8 полосами. На этих просторах милые европейские штучки теряются и совершенно не смотрятся.

А еще нужно учитывать климатические условия. Эта слякоть и реагенты на наших дорогах тут же забрызгивают маленькие лампочки светодиодных гирлянд, они тускнеют и через пару дней становятся совершенно невыразительными. Поэтому первый принцип оформления Москвы — монументальный характер приемов. Исторически в советский и постсоветский период трассы, фасады и мосты оформлялись крупными «мазками» — гирляндами на опорах городского освещения, масштабной графикой на фасадах и над проезжими улицами.

— Как изменился подход к оформлению в сравнении с советским периодом?

— Надо сказать, продуманный подход к праздничному городскому оформлению в столице был всегда. В первую очередь продумывались локации, выбирались главные реперные точки оформления в зависимости от характера пространства. Учитывались визуальные и пешеходные связи, а также зоны особого городского значения: вокзалы, въезды в город, городские площади и главные парки. На Новый год устанавливалось более 140 ёлок — по 3 больших 15-метровых в каждом округе Москвы, плюс маленькие. Продумывался их дизайн. Оформление никогда не носило хаотичного характера. Всегда была строгая система, подчиненная единой художественно-образной идее.

Наша справка

Праздничное оформление городской среды за последний период времени пережило сильную трансформацию. Монументальные приемы уступили место комплексному оформлению территорий.

На новом этапе развития светотехники и изменений эстетических вкусов общества, а так же с учетом нового благоустройства городских территорий, трансформировались подходы и принципы оформления. Нужно было не только

оформить новые пешеходные маршруты, но и сделать что-то уникальное, исключительно для столицы.

В 2013 году была поставлена задача организации светового каркаса города в осенне-зимний период . Тогда же появилась терминология декоративного освещения. В этот момент возник вопрос, в каком виде этот каркас должен существовать. Он должен был подчеркивать структуру города, уникальную радиальную систему улиц с центром вокруг Кремля, гармонизировать пространство города, задавать единое светоцветовое решение всему городу.

Зоны панорамных видов — Кремль и мосты вокруг — центральные видовые точки города, к ним привлекается особое внимание. И когда создавался световой каркас, мы начали думать, что же можно предложить городу, какой образ, который подчеркнул бы эту величавость, монументальность архитектурной застройки. В 2016 году возник образ бокалов с шампанским.

За их основу взята традиционная форма фужеров, которые стояли в сервантах у наших бабушек — тяжелый граненый хрусталь. Их доставали к праздникам, когда во всех домах сервировали столы всем самым лучшим. Они символизировали атмосферу торжества и создавали предвкушение праздника.

Элементы оформления в виде бокалов появились сначала на Тверской улице, от Пушкинской до Манежа. Это была проба — как примет идею город и москвичи, насколько форма будет созвучна архитектуре. И когда мы поняли, что угадали, продолжили внедрять идею. На следующий год конструкции установили уже до Белорусской, потом они появились и на мостовых сооружениях.

Позже добавили новые элементы оформления, также продуманные в этой масштабной стилистике — каскадные люстры на улицах вокруг Кремля, огромные елочные шары… И сейчас, когда мы смотрим на кремлевскую панораму, у нас нет диссонанса. Все гармонично и продумано. Отдельные декоративные вкрапления и сюжеты лишь эмоционально дополняют основную идею, но не доминируют. У нас нет каких-то случайных милых зверюшек или снеговичков и прочих мелких элементов.

Большой находкой в оформлении Москвы стали световые цифры, обозначающие наступающий год. Это разработка дизайнера Константина Слемзина, который давно занимается преобразованием городской среды и много сотрудничал с европейскими городами. Идея возникла, когда потребовалось продумать оформление пешеходных маршрутов, и было решено объединить Бульварное кольцо с помощью световой навигации.

Каждая цифра решает свою задачу и имеет определённый размер. Световой тоннель от цифры ноль создает словно перспективу в будущее. Тоннель, как самостоятельный средовой элемент оформления, хорошо работает на аллеях Бульварного кольца. Сначала он был 50 метров, затем 100. В прошлом году, в связи с пандемией, его разбили на отдельные элементы и растянули по всему Тверскому бульвару.

Главное, что важно отметить, — все элементы новогоднего оформления столицы неслучайны. Каждый разработан под конкретное место, с конкретной идеей и задачей.

— Что происходит сейчас?

— Разработанная система оформления продолжает развиваться. Каждый год появляются новые элементы, трансформируются старые, включаются новые локации, происходит ротация внутренних решений на площадях. Но все это

происходит в рамках той единой концепции, которая была разработана в 2013-2017 годах. Соблюдается и единая колористическая концепция.

— Профессионалу всегда бросаются в глаза ошибки. Есть они в световом оформлении Москвы?

— Конечно, не обходится без ошибок. Пробуются какие-то новые решения, и не всегда они оказываются удачными. В 2016 году Большая Дмитровка была оформлена в неоново-дискотечном стиле. Проект был новаторским, очень ярким, но совершенно выбивался из общей концепции. Сейчас город очень жестко взаимоувязан с точки зрения единства стиля.

Позже, это оформление хорошо себя проявило в одном из городских парков, где уместно проявление любых стилистических эмоций.

Да, иногда я, как профессионал, вижу, что какие-то моменты не учтены. Но это не значит, что это портит общее впечатление. Город должен развиваться, оформление должно меняться. Меняются приемы и подходы. Но все идет в рамках первоначальной единой концепции.

Город обрастает определенной элементной базой, в рамках которой проходит развитие. Заменить разом все очень дорого и нерационально с точки зрения расходования бюджетных средств. Поэтому происходит постепенное наращивание, которое укрепляет световой каркас. Меняется расположение отдельных элементов, за счет этого поддерживается эффект новизны. Примелькаются эти шары и тоннели в центре, их переместят в другие районы, и город все равно будет смотреться единым целым.

Город наш колоссальный, город многообразный. Хотя структура города логичная, архитектура все равно разная. И декоративное новогоднее освещение должно все это увязывать, создавая единый образ. Единственное, что допускает любые пробы пера, — это парковые территории. Там можно применять любые концепции и эффекты, самые сказочные и фантастические. Эти зоны могут развиваться по своим законам и задачам. А все остальные городские пространства должны быть взаимоувязаны. Как и все наше освещение.

— Что Вы можете предложить для качественного развития декоративного освещения в регионах России?

— Декоративное освещение — это эмоция города, в которой можно узнать его характер.

Сегодняшние реалии архитектурно-художественной деятельности ставят перед нами новые творческие задачи в определении эстетических ориентиров и целей в развитии городских пространств по всей России. Важно создать гармоничную среду с учетом всех особенностей градостроения, с учетом культурных и социально-экономических предпосылок в каждом конкретном регионе.

Не надо копировать с других и не надо ломать сложившиеся устои. Надо найти свой почерк и определить свой уникальный стиль, через который транслируются культурные ценности и аутентичные символы.

Сейчас, в непростых санкционных условиях, как никогда важно сохранить нравственную суть и культурный код региона и страны в целом.

Ведь только настоящая культура и искусство способны сохранить и пробудить в человеке чувства долга и ответственности, любовь к людям и к стране.

 
 
Источник: Пресс-центр МАГ