
5 мая в Самарском метрополитене вышел в рейс "Поезд Победы". Это своеобразная машина времени, в которой будет интересно проехать и подросткам, и взрослым.
"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Победа" — объявляют по радио. И пассажиры улыбаются друг другу, как на празднике. "Мама, а ведь и станция так называется, и праздник наш главный!" — словно радуясь своему открытию, сообщает молодой женщине мальчик лет пяти. "Так станция в честь победы в Великой Отечественной войне и названа, поэтому она самая красивая в нашем метро, — поясняет мать, подводя сына к фотографии боевого штурмовика Ил-2. — Всего наш авиационный завод изготовил и отправил на фронт почти 12 тысяч таких самолетов".
Пассажиры переходят от стенда к стенду, из вагона в вагон. Здесь материалы об истории 30 крупнейших предприятий города, судьбы семей и отдельных героев. Есть и рассказы о работе театров, дипломатов и медиков. Среди почти уже хрестоматийных для самарцев фактов можно найти и уникальные: впервые представлены документы, письма, личные вещи тех, кто ковал победу на фронте и в глубоком тылу, фотографии, газеты военной поры. Их для "Поезда Победы" предоставили не только музеи города, но и ветеранские организации, поисковые объединения молодежи.
О значимости такого музея на колесах, а здесь главным было не поразить числом "трофеев", а напомнить потомкам о великом подвиге земляков, говорит тот факт, что только за первые месяцы Великой Отечественной войны небольшой 300-тысячный Куйбышев вырос до 600 тысяч жителей. Уже осенью 1941-го город начал принимать эвакуированные заводы, которые через полтора месяца дали фронту первую продукцию.
"Этот проект не только рассказывает о войне, но и напоминает молодежи о том, чьими руками и чьей кровью добыта эта Победа. Его цель — пробудить интерес к истории своего города, страны, семьи, — поделилась одна из первых пассажирок Клавдия Петровна Ощепкова, пришедшая проехаться на историческом поезде вместе с правнуком. — Я ведь в войну еще подростком тоже работала на железной дороге".