В Петропавловске проходит международный фестиваль ремесленников «QYZYLJAR шеберлер мекені» с участием мастеров из нескольких стран, которые привезли свои изделия из тканей, шерсти, кожи, серебра, камня, металла, дерева и других материалов, передает корреспондент Sputnik Казахстан.Организовали масштабное трехдневное мероприятие управление культуры, развития языков и архивного дела СКО и Северо-Казахстанское областное музейное объединение. На фестиваль приехали 24 мастера из Кыргызстана, Таджикистана, Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской, Курганской, Челябинской и Омской областей Российской Федерации, а также городов Казахстана. Мастера работают в разных техниках, это и художественная обработка дерева, кости, кожи и металла, войлоковаляние, фьюзинг, лоскутное шитье, и изготовление ювелирных украшений, текстильных кукол и игрушек, изделий из керамики, гипса, бересты, эпоксидной смолы и многое другое.
«Главная цель фестиваля — сохранение традиционных ремесел и развитие народного декоративно-прикладного искусства. Мастера представляют изделия ручной работы, которые сами делают по тем технологиям, которые они сохранили и давно изучают. Они сейчас делают вещи стилизованные, где-то современные, но в основе лежит технология наших предков и каждого народа», — отметил заместитель директора Северо-Казахстанского областного музейного объединения Еркен Шалкенов.
«Это пимак — флейта любви. Это инструмент североамериканских индейских племен. Флейту брали в руки юноши-индейцы, которые хотели поведать избраннице о своих чувствах. Тональность у инструмента подходящая – пимак отличает минорное, исключительно мягкое звучание. Сыграть на нем что-то громкое и бравурное не получится – этот инструмент предназначен для исполнения нежных мелодий, отлично подходящих для медитации», — рассказал Sputnik Казахстан Игорь Кривоногов.
Продает мастер свирели, разные окарины – альт, тенор, бас, кены — индейские флейты. Все его изделия выполнены из редких, благородных и дорогостоящих пород дерева – черного дерева (эбен), амаранта, палисандра, оливы, ореха, куминга и даже мореного дуба, который пролежал в воде тысячу лет.
«Когда-то я работал сварщиком, а потом работы не стало, со здоровьем начались проблемы, вот и начал заниматься бондарным ремеслом и изготовлением изделий из сосновой щепы, дерева, — рассказывает курганский мастер. – Мои предки из Архангельской губернии, пошли от сестры самого Ломоносова. Поселились в Зауралье еще во времена старообрядческих гонений. Может быть, поэтому у меня всегда была какая-то связь с тем далеким краем. Я в детстве делал ложки из дерева, они ведь разной формы бывают, а я почему-то делал именно архангельской формы, хотя меня этому никто не учил – видимо, генетическая память. А потом архангельских щепных птиц счастья стал делать, она вешается под потолком, крутится и приносит счастье».
Интересно, что творчество Игоря Кривоногова, которому присвоено звание «Народный мастер», изучается в курганских учебных заведениях.
Сумки с душой
Валентина Манюк приехала из Омска, она шьет авторские чемоданы, рюкзаки, сумки.
«Все шью сама, дома на промышленной машинке. Это не было моей профессией. В молодости училась на повара. Когда дети пошли в садик, работала лифтером, а в 2008 году пришла в клуб «Лоскуток» и заболела лоскутным шитьем, это стало моим делом жизни, теперь я швея. Уже на пенсии, но работаю. Мое увлечение дает мне возможность путешествовать, еду с товаром на ярмарки, фестивали, вот даже на международном оказалась», — говорит мастерица.
К слову, у Валентины — семейная мастерская: в деле ей помогает вся семья. Старший сын поддерживает словом и советом, его жена – дизайнер, она придумала вывеску и визитки, младший сын – технолог-конструктор помогает с выкройками, муж – с клепками, замками, ремонтом машинки и т.д.
«Как не семейная? Это наше общее дело! – говорит Валентина Манюк и напоследок делится секретом, что нужно сделать, чтобы изделия полюбились покупателям. — Если делаешь вещь с вдохновением, на одном дыхании, с душой, то она и получится хорошей, а вот шить ширпотреб у меня не получается. Притом если в вещи нет души, то она не продается. Так и в жизни – ничего нельзя делать с плохим настроением и дурными мыслями».
«Это дядюшки моей жены, еще дедушка ее был мастером-пимокатом, но его я не застал. Их династии уже больше 100 лет. Но в роду у них пошли одни девочки, пришлось мне взять на себя продолжение семейного дела, перенял навыки изготовления классической валяной обуви. Представляете, колодкам для валенок, которые я делаю, больше века, они не менялись», — рассказал агентству Владимир Пацула.
Впрочем, и новое в старое ремесло мастер внес. Владимир Иванович создал современный аналог классической валяной обуви и стал делать ботинки на ПВХ-подошве со шнуровкой, а позже даже изящные высокие сапоги-ботфорты на молнии. А фирменным приемом мастера стало вкатывание разнородной шерсти и создание пятнистых, полосатых и ажурных ботинок и сапог, а также неповторимых рисунков на валенках.
Интересно, что в молодости мастер учился в Ленинградском гидрометеорологическом институте, он — океанолог по профессии, и даже немного поработал в гидрослужбе.
«Потом, когда семья появилась, дети, я занялся строительством домов, а потом в перестройку научился пимокатному делу. С тех пор занимаюсь этим. Были у меня работники, зятья помогали, сейчас один, надеюсь передать дело внуку, — говорит Владимир Пацула. — Продукция идет хорошо, есть постоянны заказчики, покупают товар и на ярмарках. В моих валенках тепло, они выдерживают самые сильные сибирские морозы. Возил их в Салехард, Якутию, да они по всему миру у меня разошлись – в Америку, Англию, Италию много отправлял, даже в Южной Африке есть мои валенки, как-то на ярмарке купили, чтобы туда отправить».
А еще мастер делает воссозданные старинные головные уборы, их хорошо берут фольклористы.
Как войлок превращается в игрушки для Европы
Айнакуль Джамгырчиева приехала из Кыргызстана, из села Кара-Ой Иссык-Кульской области. Вот уже 22 года она занимается изготовлением войлочных и вязаных изделий, которые продает не только на территории Кыргызстана, но и за границу.
Айнакуль — 60 лет, вязанием и валянием из шерсти занимается со школьных лет. Но, получив образование, она долгое время работала в сфере связи, а потом решила уйти с нелюбимой работы и целиком посвятить себя тому, что любила с детства – созданию игрушек из войлока и пряжи. Айнакуль работает в команде с несколькими женщинами-ремесленницами, которых сама обучила.
Для создания своих изделий ремесленницы используют войлок, который сами же обрабатывают вручную, более того – мастерицы сами выращивают овец для своего промысла.
«Мы работаем с шерстью иссык-кульского мериноса. Сначала мы стрижем овец, затем моем их шерсть, чистим, пропускаем через чесалку. Обработка шерсти занимает целый день, только после изготовления войлока принимаемся за изделия. Мы делаем сухое и мокрое валяние. Игрушки — методом сухого валяния, кошельки, обувь, шляпы – мокрого», — рассказывает Айнакуль.
Чтобы сувениры были красивыми и яркими, ремесленницы научились методам окрашивания войлока, причем используют только природные красители для шерсти.
«Мы окрашиваем войлок натуральными пигментами, лепестками роз, листьями яблони и ореха. Желтого цвета добиваемся благодаря растению чий, которое растет на Иссык-Куле», — делится мастерица.
Примечательно, что милые игрушки, изготовленные ремесленницами из села Кара-Ой, с удовольствием покупают в Европе. В Швейцарию, Англию и Германию мастерицы отправляют по 10 тысяч изделий.
Кулум Алымкожаева тоже из Кыргызстана, она работает в Иссык-Кульском государственном историко-культурном музее-заповеднике, в Чолпон-Ате. На фестиваль привезла изделия ручной работы – обереги, музыкальные инструменты – свистульки, варганы, игрушки, в том числе национальных кукол, а также сосуды из кожи для кумыса, эксклюзивные платки из натурального шелка (шелк из Узбекистана в Чолпон-Ате красят и украшают узорами из войлока).
«В Кыргызстане очень развито ремесленничество, у нас много мастеров-ремесленников, которые работают с шерстью, кожей, драгоценными металлами, камнями. В каждом селе у нас занимаются каким-то своим ремеслом», — отмечает Кулум Алымкожаева.
Волшебные куклы, береста и шедевры из металла
Из Челябинской области (город Коркино) на фестиваль привезли текстильных кукол. Это работы творческой мастерской «Жаворонок» для женщин серебряного возраста, в мастерской творят настоящую сказку 13 человек, в Петропавловск приехала руководитель мастерской Надежда Шитякова.
«Куклами занимаюсь с 2016 года. У нас куклы — традиционные, сувенирные, интерьерные, игровые. Вот можете увидеть здесь наборы для постановки чудесных сказок – «Аленький цветочек», «Буратино», «Гуси-лебеди». Правда же, они волшебные?», — улыбается мастерица.
Борис Козлов из Петропавловска изделия из бересты делает уже 30 лет. В советское время работал слесарем на заводе имени Куйбышева. Когда завод встал, и мужчина остался без работы, занялись с женой изготовлением изделий из бересты на дому, так и занимаются этим по сей день. На прилавке — туески под сыпучие продукты, к слову, в таких продукты хранятся долго, шкатулки, хлебницы, конфетницы и даже головные уборы.
А Дмитрий Нападов — кузнец из деревни Писаревка, что в 130 км от Петропавловска, привез на фестиваль 50-килограммовый чемодан, доверху набитый эксклюзивными шедеврами из металла. С кузнечным ремеслом Дмитрий Александрович знаком с детства. В деревенской кузнице работал его дядя. К нему он и бегал после уроков, а перед армией работал у него молотобойцем. Позже в совершенстве овладел профессией сварщика.
«По жизни у меня два ремесла — сварка и кузница. Сварка для быстрого заработка. Я сварщик шестого разряда, все умею делать. Но когда сварочных работ слишком много, то скучаю по ковке. У меня здесь своя техника. Применяю сварку и ковку. Говорят, что деревня будет жить до тех пор, пока работает кузница, пока раздается звон наковальни… Так и есть!», — считает мастер Нападов.
У жителей Петропавловска будет возможность увидеть все работы мастеров еще и 25 октября. Более того, все желающие смогут попробовать что-то смастерить вместе с ремесленниками, которые проведут на городской центральной площади мастер-классы.
«Главная цель фестиваля — сохранение традиционных ремесел и развитие народного декоративно-прикладного искусства. Мастера представляют изделия ручной работы, которые сами делают по тем технологиям, которые они сохранили и давно изучают. Они сейчас делают вещи стилизованные, где-то современные, но в основе лежит технология наших предков и каждого народа», — отметил заместитель директора Северо-Казахстанского областного музейного объединения Еркен Шалкенов.
Птицы счастья и флейты любви
Игорь Кривоногов из Кургана. На его прилавке — деревянные старинные игрушки для детей, аксессуары для женщин – гребни, скребки для массажа Гуаша, обереги, духовые музыкальные инструменты народов мира.«Это пимак — флейта любви. Это инструмент североамериканских индейских племен. Флейту брали в руки юноши-индейцы, которые хотели поведать избраннице о своих чувствах. Тональность у инструмента подходящая – пимак отличает минорное, исключительно мягкое звучание. Сыграть на нем что-то громкое и бравурное не получится – этот инструмент предназначен для исполнения нежных мелодий, отлично подходящих для медитации», — рассказал Sputnik Казахстан Игорь Кривоногов.
Продает мастер свирели, разные окарины – альт, тенор, бас, кены — индейские флейты. Все его изделия выполнены из редких, благородных и дорогостоящих пород дерева – черного дерева (эбен), амаранта, палисандра, оливы, ореха, куминга и даже мореного дуба, который пролежал в воде тысячу лет.
«Когда-то я работал сварщиком, а потом работы не стало, со здоровьем начались проблемы, вот и начал заниматься бондарным ремеслом и изготовлением изделий из сосновой щепы, дерева, — рассказывает курганский мастер. – Мои предки из Архангельской губернии, пошли от сестры самого Ломоносова. Поселились в Зауралье еще во времена старообрядческих гонений. Может быть, поэтому у меня всегда была какая-то связь с тем далеким краем. Я в детстве делал ложки из дерева, они ведь разной формы бывают, а я почему-то делал именно архангельской формы, хотя меня этому никто не учил – видимо, генетическая память. А потом архангельских щепных птиц счастья стал делать, она вешается под потолком, крутится и приносит счастье».
Интересно, что творчество Игоря Кривоногова, которому присвоено звание «Народный мастер», изучается в курганских учебных заведениях.
Сумки с душой
Валентина Манюк приехала из Омска, она шьет авторские чемоданы, рюкзаки, сумки.«Все шью сама, дома на промышленной машинке. Это не было моей профессией. В молодости училась на повара. Когда дети пошли в садик, работала лифтером, а в 2008 году пришла в клуб «Лоскуток» и заболела лоскутным шитьем, это стало моим делом жизни, теперь я швея. Уже на пенсии, но работаю. Мое увлечение дает мне возможность путешествовать, еду с товаром на ярмарки, фестивали, вот даже на международном оказалась», — говорит мастерица.
К слову, у Валентины — семейная мастерская: в деле ей помогает вся семья. Старший сын поддерживает словом и советом, его жена – дизайнер, она придумала вывеску и визитки, младший сын – технолог-конструктор помогает с выкройками, муж – с клепками, замками, ремонтом машинки и т.д.
«Как не семейная? Это наше общее дело! – говорит Валентина Манюк и напоследок делится секретом, что нужно сделать, чтобы изделия полюбились покупателям. — Если делаешь вещь с вдохновением, на одном дыхании, с душой, то она и получится хорошей, а вот шить ширпотреб у меня не получается. Притом если в вещи нет души, то она не продается. Так и в жизни – ничего нельзя делать с плохим настроением и дурными мыслями».
Валенки-валенки: и подшиты, и не стареньки
Мастер-пимокат Владимир Пацула — тоже из Омска. Он привез на ярмарку валеные изделия: обувь – валенки, сапоги и головные уборы. Занимается этим непростым делом почти 30 лет, он — ученик потомственных пимокатов Чердынцевых.«Это дядюшки моей жены, еще дедушка ее был мастером-пимокатом, но его я не застал. Их династии уже больше 100 лет. Но в роду у них пошли одни девочки, пришлось мне взять на себя продолжение семейного дела, перенял навыки изготовления классической валяной обуви. Представляете, колодкам для валенок, которые я делаю, больше века, они не менялись», — рассказал агентству Владимир Пацула.
Впрочем, и новое в старое ремесло мастер внес. Владимир Иванович создал современный аналог классической валяной обуви и стал делать ботинки на ПВХ-подошве со шнуровкой, а позже даже изящные высокие сапоги-ботфорты на молнии. А фирменным приемом мастера стало вкатывание разнородной шерсти и создание пятнистых, полосатых и ажурных ботинок и сапог, а также неповторимых рисунков на валенках.
Интересно, что в молодости мастер учился в Ленинградском гидрометеорологическом институте, он — океанолог по профессии, и даже немного поработал в гидрослужбе.
«Потом, когда семья появилась, дети, я занялся строительством домов, а потом в перестройку научился пимокатному делу. С тех пор занимаюсь этим. Были у меня работники, зятья помогали, сейчас один, надеюсь передать дело внуку, — говорит Владимир Пацула. — Продукция идет хорошо, есть постоянны заказчики, покупают товар и на ярмарках. В моих валенках тепло, они выдерживают самые сильные сибирские морозы. Возил их в Салехард, Якутию, да они по всему миру у меня разошлись – в Америку, Англию, Италию много отправлял, даже в Южной Африке есть мои валенки, как-то на ярмарке купили, чтобы туда отправить».
А еще мастер делает воссозданные старинные головные уборы, их хорошо берут фольклористы.
Как войлок превращается в игрушки для Европы
Айнакуль Джамгырчиева приехала из Кыргызстана, из села Кара-Ой Иссык-Кульской области. Вот уже 22 года она занимается изготовлением войлочных и вязаных изделий, которые продает не только на территории Кыргызстана, но и за границу.Айнакуль — 60 лет, вязанием и валянием из шерсти занимается со школьных лет. Но, получив образование, она долгое время работала в сфере связи, а потом решила уйти с нелюбимой работы и целиком посвятить себя тому, что любила с детства – созданию игрушек из войлока и пряжи. Айнакуль работает в команде с несколькими женщинами-ремесленницами, которых сама обучила.
Для создания своих изделий ремесленницы используют войлок, который сами же обрабатывают вручную, более того – мастерицы сами выращивают овец для своего промысла.
«Мы работаем с шерстью иссык-кульского мериноса. Сначала мы стрижем овец, затем моем их шерсть, чистим, пропускаем через чесалку. Обработка шерсти занимает целый день, только после изготовления войлока принимаемся за изделия. Мы делаем сухое и мокрое валяние. Игрушки — методом сухого валяния, кошельки, обувь, шляпы – мокрого», — рассказывает Айнакуль.
Чтобы сувениры были красивыми и яркими, ремесленницы научились методам окрашивания войлока, причем используют только природные красители для шерсти.
«Мы окрашиваем войлок натуральными пигментами, лепестками роз, листьями яблони и ореха. Желтого цвета добиваемся благодаря растению чий, которое растет на Иссык-Куле», — делится мастерица.
Примечательно, что милые игрушки, изготовленные ремесленницами из села Кара-Ой, с удовольствием покупают в Европе. В Швейцарию, Англию и Германию мастерицы отправляют по 10 тысяч изделий.
Кулум Алымкожаева тоже из Кыргызстана, она работает в Иссык-Кульском государственном историко-культурном музее-заповеднике, в Чолпон-Ате. На фестиваль привезла изделия ручной работы – обереги, музыкальные инструменты – свистульки, варганы, игрушки, в том числе национальных кукол, а также сосуды из кожи для кумыса, эксклюзивные платки из натурального шелка (шелк из Узбекистана в Чолпон-Ате красят и украшают узорами из войлока).
«В Кыргызстане очень развито ремесленничество, у нас много мастеров-ремесленников, которые работают с шерстью, кожей, драгоценными металлами, камнями. В каждом селе у нас занимаются каким-то своим ремеслом», — отмечает Кулум Алымкожаева.
Волшебные куклы, береста и шедевры из металла
Из Челябинской области (город Коркино) на фестиваль привезли текстильных кукол. Это работы творческой мастерской «Жаворонок» для женщин серебряного возраста, в мастерской творят настоящую сказку 13 человек, в Петропавловск приехала руководитель мастерской Надежда Шитякова.«Куклами занимаюсь с 2016 года. У нас куклы — традиционные, сувенирные, интерьерные, игровые. Вот можете увидеть здесь наборы для постановки чудесных сказок – «Аленький цветочек», «Буратино», «Гуси-лебеди». Правда же, они волшебные?», — улыбается мастерица.
Борис Козлов из Петропавловска изделия из бересты делает уже 30 лет. В советское время работал слесарем на заводе имени Куйбышева. Когда завод встал, и мужчина остался без работы, занялись с женой изготовлением изделий из бересты на дому, так и занимаются этим по сей день. На прилавке — туески под сыпучие продукты, к слову, в таких продукты хранятся долго, шкатулки, хлебницы, конфетницы и даже головные уборы.
А Дмитрий Нападов — кузнец из деревни Писаревка, что в 130 км от Петропавловска, привез на фестиваль 50-килограммовый чемодан, доверху набитый эксклюзивными шедеврами из металла. С кузнечным ремеслом Дмитрий Александрович знаком с детства. В деревенской кузнице работал его дядя. К нему он и бегал после уроков, а перед армией работал у него молотобойцем. Позже в совершенстве овладел профессией сварщика.
«По жизни у меня два ремесла — сварка и кузница. Сварка для быстрого заработка. Я сварщик шестого разряда, все умею делать. Но когда сварочных работ слишком много, то скучаю по ковке. У меня здесь своя техника. Применяю сварку и ковку. Говорят, что деревня будет жить до тех пор, пока работает кузница, пока раздается звон наковальни… Так и есть!», — считает мастер Нападов.
У жителей Петропавловска будет возможность увидеть все работы мастеров еще и 25 октября. Более того, все желающие смогут попробовать что-то смастерить вместе с ремесленниками, которые проведут на городской центральной площади мастер-классы.
Источник: https://e-cis.info/