18-19 июня Президент Российской Федерации по приглашению председателя Государственных дел КНДР Ким Чен Ына посещает с государственным визитом Корейскую Народно-Демократическую Республику. По информации пресс-службы Кремля, в ходе визита может быть подписан договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве: проект документа обсуждается. Необходимость такого документа обусловлена эволюцией обстановки в мире, он не направлен против других стран, отметил помощник Президента РФ по вопросам внешней политики Юрий Ушаков. Как мы отмечали ранее, активное развитие двусторонних отношений по самому широкому спектру направлений (в том числе в сфере безопасности) делает какие-либо санкционные ограничения сущим анахронизмом.
После Пхеньяна, 19-20 июня, глава российского государства посетит с государственным визитом Социалистическую Республику Вьетнам по приглашению генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии этой страны Нгуен Фу Чонга. Визит приурочен к 30-летию подписания Договора о дружбе между Вьетнамом и Россией в 1994 году и к 75-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и СССР в 2025 году.
По состоянию на апрель 2024 года при участии российской стороны в 21 провинции Вьетнама было реализовано или реализуется 186 инвестиционных проектов с общим уставным капиталом 984,98 млн долл. с акцентом на нефтегазовую, горнодобывающую и обрабатывающую отрасли. В свою очередь, Вьетнам располагает в России 18 инвестиционными проектами с общим уставным капиталом в 1,63 млрд. долл. Наши государства привержены общим или близким взглядам на многочисленные международные и региональные проблемы, тесно сотрудничают и поддерживают друг друга на международных форумах, включая ООН, АТЭС, СВМДА. В России проживают, учатся и работают от 60 000 до 80 000 вьетнамцев. Президент России Путин несколько раз бывал во Вьетнаме: так, в 2013 году посетил страну с официальным визитом, а в 2017 году он принял участие в саммите АТЭС в Дананге.
В Ханое намечены встречи с генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чонгом, президентом То Ламом, премьер-министром Фам Минь Тинем и председателем национального собрания Чан Тхань Маном. Планируется обсудить «состояние и перспективы дальнейшего развития всеобъемлющего стратегического партнерства между Россией и Вьетнамом в торгово-экономической, научно-технологической и гуманитарной областях, а также провести обмен мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня». По итогам переговоров будет принято совместное заявление и подписан ряд двусторонних документов.
Безусловно, предстоящий официальный визит В. Путина во Вьетнам нацелен на дальнейшее укрепление стратегического партнерства РФ и СРВ, а также – на более активное экономическое взаимодействие между Вьетнамом и ЕАЭС: напомним, что с 2018 г. действует зона свободной торговли (ЗСТ), включающая свыше 40% товарного ассортимента взаимопоставок между Вьетнамом и евразийским интеграционным объединением. При этом доля России в торговле Союза с Вьетнамом превышает 70%, доля Белоруссии не превышает 15%.
В ходе разворота российской внешнеэкономической политики на Восток Вьетнам становится для России одним из ключевых торговых партнеров. Исходя в том числе из собственных прагматических интересов, Ханой всячески содействует развитию торговых связей РФ с другими странами регионального объединения АСЕАН и неучастию этих стран в антироссийских (и антибелорусских) санкциях. Частично из участников АСЕАН к ограничениям удалось подтянуть разве что Сингапур (из-за чего пока не вводится в действие подписанное в 2019 г. соглашение ЕАЭС с этим городом-государством на южной оконечности Малайского полуострова).
Как отмечает вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, «Вьетнам – наш давний партнёр, отношения с которым традиционно носят дружественный характер и не подвержены конъюнктурным колебаниям. Укрепление стратегического партнёрства с Вьетнамом – один из приоритетов российской внешней политики в регионе». Взаимный товарооборот к 2025 году в сравнении с 2022-м «планируется увеличить вдвое – до 10 млрд. долл.», в то время как межправительственная комиссия по сотрудничеству «пополнится в 2024 г. рабочими группами по транспорту и по цифровой трансформации».
Между тем, согласно официальным данным СРВ, «США являются крупнейшим экспортным рынком Вьетнама: [только] в первом полугодии 2023 г. объем экспорта вьетнамских товаров в США достиг 44,2 млрд. долл. Китай является крупнейшим импортным рынком Вьетнама – с оборотом в 50,1 млрд. долл.». Не более чем на 35% меньше товарооборот СРВ, например, с Японией, Южной Кореей, Тайванем, Австралией, Индией, что тоже весомо превышает объемы торговли с Россией.
В плане номенклатуры взаимопоставок к настоящему времени из Вьетнама в Россию направляются в основном изделия для оптических, фотографических и медицинских приборов, кофе, чай, специи, каучук (натуральный) и резина, овощи и фрукты, изделия легпрома, рыбная продукция (в целом на них приходится более 85%). Встречные поставки из России – главным образом нефтепродукты, зерновые, химические удобрения (почти 65%), молочные и мясные продукты (около 25%).
По оценке российского Совета по международным делам, ассортимент российского импорта из СРВ целесообразно расширить «высокотехнологичными изделиями: Вьетнам способен заменить Тайвань в качестве одного из крупнейших поставщиков электронных интегральных микросхем и смежных компонентов в Россию».
На полях проведённой в октябре прошлого года Декады СРВ в Москве вьетнамская логистическая компания Trustana озвучила данные, по которым общий объем морской торговли между двумя странами за 2022 год (без учета транзита через КНР) составил 252,4 тыс. тонн, причем экспорт и импорт разделились примерно поровну. Взаимопоставляемые товары грузятся/разгружаются в основном в портах Владивосток, Санкт-Петербург, Новороссийск. Причем на порт Владивосток приходится до 47% всех «взаимных» грузов, на Санкт-Петербург – 23,5%, на порты Новороссийск и Восточный – по 8-9%. Около четверти совокупного объёма взаимопоставляемых товаров перегружаются в некоторых портах КНР для последующего транзита в СРВ и РФ. Но транзитные тарифы в Китае – особенно на транзит груженых контейнеров – с начала 2020-х годов ежегодно увеличиваются.
По оценке эксперта Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН Дмитрия Изотова, «…широкомасштабные санкции Запада против РФ с 2022 г. создали трудности, например, для российско-вьетнамских расчётов за предоставляемые товары и услуги, в закупках оборудования для совместных проектов, даже в стоимости транспортировки товаров», что в той или иной мере затрагивает и высокотехнологичный вьетнамский экспортный ассортимент. Реагирование Ханоя на санкционную политику «проявилось в введении единичных ограничений для поставок в РФ», при этом «официальная позиция СРВ сводится к сохранению "внесакционного" нейтралитета в рамках многовекторного внешнеэкономического курса Ханоя». Симптоматично, что специальный посланник по выполнению европейских санкций Дэвид О’Салливан напрашивался в Ханой 13-14 мая, однако там попросили отложить встречу, «поскольку лидеры были слишком заняты, чтобы встретиться с ним». Три источника агентства Reuters подтвердили перенос визита, а по словам одного из них, Вьетнам предложил июль в качестве альтернативной даты, дабы не «испортить» визит Владимира Путина более ранним вояжем надоедливого посланца Брюсселя.
Напомним, что Вьетнам изначально (с января 2019 г.) участвует в «Транстихоокеанском партнёрстве», представляющем собою обширную зону свободной торговли наряду с другими 11 странами, 5 из которых – Австралия, Новая Зеландия, Япония, Канада и Южная Корея – участвуют в санкциях против РФ (и Белоруссии), а Сингапур присоединился к ним частично (1). Кроме того, с января 2021 г. действует не менее обширная ЗСТ с участием Вьетнама и 9 других стран АСЕАН, Китая, а также вышеупомянутых Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии. Соответственно, имеется риск косвенного распространения санкций на вьетнамские банки или предприятия, сотрудничающие с РФ (и Белоруссией), тем более что в означенные ЗСТ включено свыше 70% экспортного ассортимента СРВ, в отличие от пока меньшего почти в 1,5 раза вьетнамского ассортимента в ЗСТ с РФ / ЕАЭС.
Сдерживает развитие экономического партнерства постсоветской Евразии с Вьетнамом и принятое в 2021 г. решение Евразийской экономической комиссии существенно ограничить с 2021-2022 гг. число развивающихся стран и автономных территорий, пользующихся торговыми льготами в ЕАЭС, то есть имеющих право беспошлинного экспорта в РФ национальных товаров, притом без количественных (объемных) ограничений. В этом списке есть и Вьетнам, равно как и, например, КНР, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней. Почти все эти государства, общим числом более 70, заподозренные в наращивании «серого» экспорта, реэкспорта, в демпинге и т. д., не участвуют в антироссийских (и антибелорусских) санкциях Запада…
Таким образом, в складывающихся противоречивых условиях как никогда востребован комплексный и сбалансированный подход к решению имеющихся вопросов. Вероятно, поиску взаимоприемлемых решений и развязок способствовало бы активное посредничество в урегулировании периодически подзуживаемых не без участия сил международного империализма давних споров Пекина и Ханоя по статусу ряда островов в Южно-Китайском море.
Примечание
(1) Другие участники ТТП – Мексика, Перу, Чили, Бруней, Малайзия.