Об основных направлениях взаимодействия органов по чрезвычайным ситуациям государств – участников СНГ

Источник: Исполнительный комитет СНГ

Мировой опыт показывает, что катастрофические природные и техногенные явления рассматриваются в числе серьезнейших дестабилизирующих факторов, препятствующих устойчивому развитию человечества. Землетрясения, наводнения, извержения вулканов, засухи, крупнейшие аварии на промышленных предприятиях стали причиной гибели тысяч людей. При этом катастрофы могут охватывать территорию нескольких стран, а их последствия приобретают трансграничный характер.

По данным Исследовательского центра эпидемиологии катастроф (Брюссель), с 1970 по 2014 г. экономический ущерб, причиненный природными бедствиями, увеличился в пять раз, причем максимальный ежегодный размер ущерба в 2011 г. превысил значения 1970 г. в 19 раз, в то время как мировой ВВП возрос всего вчетверо. По оценке ООН, ежегодный урон от стихийных бедствий на планете достигает 300 млрд долл., а к 2030 г. он может возрасти до 360 млрд долл.

Тенденция роста социально-экономического ущерба от природных и техногенных катастроф привела к необходимости развития международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от подобных бедствий и снижения причиняемых ими материальных потерь.

Многоуровневое сотрудничество стран Содружества Независимых Государств в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является ключевым аспектом обеспечения безопасности и устойчивого развития. Среди наиболее значимых направлений осуществления такого взаимодействия одно из центральных мест занимает координация усилий в случае чрезвычайных ситуаций различного характера, таких как природные катастрофы, техногенные аварии, пандемии и террористические акты, а также принятие при необходимости совместных мер по ликвидации их последствий. Важность такого взаимодействия обусловлена глобальными экологическими проблемами, которые не могут быть решены отдельными государствами и требуют согласованных действий на международном уровне.

Сотрудничество в рамках СНГ подразумевает также обмен информацией и опытом в области прогнозирования и предупреждения природных и техногенных катастроф, что позволяет странам-участницам более эффективно защищать население и инфраструктуру. В рамках этой работы проводятся мониторинг и прогнозирование таких явлений, как циклоны, штормы, ураганы, грозовые шквалы, пылевые бури, засухи, ливни, наводнения и другие экстремальные погодные условия, что помогает минимизировать риски и потери, связанные с соответствующими чрезвычайными ситуациями.

В целях объединения усилий государств – участников Содружества Независимых Государств в этой сфере 22 января 1993 г. Совет глав правительств СНГ принял Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Документом предусмотрены обмен информацией о потенциальных угрозах, совместные тренировки и учения, а также координация действий в случае возникновения кризисных ситуаций.

В соответствии с данным Соглашением для эффективной реализации его положений Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г. создан Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (далее – Совет). Совет является органом отраслевого сотрудничества СНГ, занимается координацией сотрудничества в этой области и разработкой общих подходов к управлению чрезвычайными ситуациями, организацией системы экстренной помощи государствам СНГ в случае возникновения на их территориях чрезвычайных ситуаций, которые носят трансграничный характер.

Совет осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Исполнительным комитетом Содружества, другими органами отраслевого сотрудничества СНГ и подотчетен Совету глав правительств СНГ.

Одной из основных задач Совета по чрезвычайным ситуациям является выработка рекомендаций с целью проведения государствами – участниками СНГ скоординированной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Совет также принимает меры, направленные на сближение законодательства по данной проблематике, содействие взаимодействию профильных органов и организации подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов.

В рамках Совета созданы и эффективно действуют две рабочие структуры:

Научно-координационный совет базовой организации (далее – НКС) («Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России») государств – участников СНГ в области науки и высоких технологий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Корпус сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (создан Решением Совета глав правительств СНГ от 9 декабря 1994 г., далее – Корпус сил).

НКС осуществляет деятельность по таким направлениям, как координация выполнения межгосударственных программ совместных научных исследований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, внедрение механизмов снижения рисков чрезвычайных ситуаций в системы управления государств – участников СНГ, производство наукоемкой продукции и технологий, связанных с решением задач прогнозирования, анализа и снижения риска катастроф, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подразделения Корпуса сил могут применяться в чрезвычайных ситуациях, последствия которых невозможно ликвидировать силами и средствами одного государства – участника СНГ, в чрезвычайных ситуациях, имеющих трансграничный характер и требующих осуществления согласованных действий по ликвидации последствий. В состав Корпуса сил входят специализированные аварийно-спасательные подразделения и подразделения медицины катастроф министерств здравоохранения стран СНГ.

Применение подразделений Корпуса сил осуществляется по просьбе правительства пострадавшего государства Содружества. В этой связи Совет глав правительств СНГ своим Решением от 29 ноября 2001 г. утвердил Порядок организации взаимодействия государств – участников СНГ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Этот документ определил порядок действий стран Содружества при возникновении на их территориях крупномасштабных или трансграничных чрезвычайных ситуаций, в том числе привлечения формирований Корпуса сил для их ликвидации.

Для практической отработки взаимодействия между национальными центрами управления в кризисных ситуациях и поисково-спасательными отрядами государств – участников СНГ реализуется комплекс учебных мероприятий. Так, 7 мая 2021 г. на базе Республиканского центра управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС Беларуси в формате видеоконференции был проведен первый этап полномасштабных учений Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на тему «Ликвидация последствий разрушительного землетрясения». Участниками учений были отработаны вопросы обмена оперативной информацией между дежурными сменами чрезвычайных ведомств государств – участников СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) при возникновении условного землетрясения на территории Сахалинской области Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. 12 мая 2021 г. на полигоне Ногинского спасательного центра МЧС России прошел второй этап учений, где поисково-спасательные отряды стран СНГ развернули свои базовые лагеря и организовали работу международного полевого координационного центра.

Ежегодно сведения о чрезвычайных ситуациях, произошедших в отчетный период на территориях государств – участников СНГ, обобщаются МЧС Республики Беларусь и рассылаются всем членам Совета.

На основании Типового Регламента организации взаимодействия и обмена информацией между центрами управления в кризисных ситуациях (органами повседневного управления) государств – участников СНГ и Типового Алгоритма организовано регулярное информационное оповещение оперативных служб МЧС государств – участников СНГ.

Выполняется План-график контрольных проверок взаимного оповещения государств – участников СНГ о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В целях ознакомления с концепциями управления в кризисных ситуациях (органами повседневного управления) государств – участников СНГ, а также силами и средствами национальных структур, включенных в Реестр формирований Корпуса сил СНГ, проводятся сборы-семинары.

Международные комплексные учения спасательных служб государств – участников СНГ, такие как «Хазар – 2020» и Международный сбор-семинар спасательных подразделений «КАЗСПАС – 2021», проводятся на регулярной основе. В 2020–2023 гг. состоялось 16 трансграничных учений и командно-штабных тренировок.

Ведется последовательная и планомерная работа по совершенствованию договорно-правовой базы и сближению национального законодательства о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в государствах Содружества.

В целях подведения итогов и планирования дальнейшей деятельности 24 ноября 2023 г. в Минске состоялось очередное заседание Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, в котором приняли участие представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Исполнительного комитета СНГ.

В ходе заседания представители соответствующих ведомств обсудили актуальные вопросы деятельности в сфере обеспечения безопасности населения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проанализировали работу Совета в 2022–2023 гг., наметили меры по совершенствованию сотрудничества.

Также члены Совета утвердили план-график контрольных проверок взаимного оповещения государств – участников СНГ о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, заслушали информацию о ходе выполнения решений Совета, согласовали План основных мероприятий Совета на 2023–2024 гг.

В сотрудничество в области предупреждения чрезвычайных ситуаций вовлечены и другие отраслевые органы Содружества. В частности, в работе по этому направлению не последнюю роль играет взаимодействие стран СНГ в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии, Межгосударственного совета по промышленной безопасности и Межгосударственного экологического совета.

Межгосударственный совет по гидрометеорологии создан 8 февраля 1992 г. в соответствии с Соглашением о взаимодействии в области гидрометеорологии для решения задач своевременного получения и использования гидрометеорологической информации, которая необходима для прогнозирования гидрометеорологических процессов, их влияния на окружающую среду, своевременного информирования и предупреждения органов управления и населения о неблагоприятных явлениях. В работе Совета принимают участие все государства СНГ, а также в качестве наблюдателей в работе всех сессий Совета участвуют делегации Всемирной Метеорологической Организации.

На территориях государств – участников СНГ сохранено общее пространство обмена гидрометеорологической информацией и создана Межгосударственная гидрометеорологическая сеть Содружества. Постоянно проводится работа по оптимизации системы связи и передачи информации, внедрению станций приема спутниковой информации нового поколения. Согласован порядок взаимодействия национальных гидрометеослужб при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Определен Региональный специализированный метеорологический центр (НПО «Тайфун» Росгидромета) по обеспечению государств Содружества необходимой информацией о направлениях распространения шлейфов загрязняющих веществ при техногенных авариях (в том числе на АЭС). Создан Центр мониторинга засух. Ведется оценка трансграничного переноса воды, наносов, загрязняющих веществ через границы государств – участников СНГ.

Межгосударственный совет по промышленной безопасности образован 28 сентября 2001 г. в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, принятым Советом глав правительств СНГ.

В рамках деятельности Совета проводятся сопоставительные анализы нормативно-правового регулирования промышленной безопасности в области надзора за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, сравнительно-правовой анализ нормативно-правового регулирования в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах предприятий переработки растительного сырья, предприятий химической и горной промышленности.

Разрабатываются и принимаются планы мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Планы утверждаются на трехлетний период. В соответствии с ними государствами-членами организуются семинары, конференции по наиболее актуальным проблемам обеспечения промышленной безопасности и надзорной деятельности. Проводятся совместные контрольно-профилактические проверки на опасных производственных объектах, осуществляется обмен опытом по различным направлениям деятельности. Информация о результатах проведенных мероприятий ежегодно заслушивается на заседаниях Совета.

Деятельность Совета предоставляет возможность поделиться накопленным опытом в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, законодательного регулирования в данной области, обменяться методиками и порядком подготовки специалистов поднадзорных организаций, способствует повышению уровня промышленной безопасности на опасных производственных объектах в государствах – участниках СНГ.

Межгосударственный экологический совет, образованный 8 февраля 1992 г., функционирует в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств – участников СНГ от 31 мая 2013 г.

Основными задачами и функциями Совета являются: содействие в организации и координации исполнения решений в области охраны окружающей среды, принятых Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел и Экономическим советом СНГ, координация политики в области охраны окружающей среды государств – участников Соглашения путем выработки рекомендаций, подготовка рекомендаций по гармонизации нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды, содействие разработке общих методических подходов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды, организация разработки и содействие реализации межгосударственных и региональных программ и проектов в области природопользования, экологической безопасности и информирования, содействие в вопросах развития и внедрения альтернативных источников энергии.

В числе задач, которые совместно решают государства Содружества, одно из важных мест принадлежит формированию системы взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Так, в марте 1996 г. по поручению глав правительств государств – участников СНГ Президиум Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза утвердил разработанное Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера Положение о Межгосударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Система). Она объединяет соответствующие национальные системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их органы управления, подчиненные им силы и средства. Назначение Системы состоит в организации и осуществлении взаимодействия стран в данной области деятельности, обеспечении защиты населения и окружающей среды, а также уменьшении ущерба экономике при возникновении чрезвычайных ситуаций. Ее объединенные силы приступают к действиям, когда какая-либо страна не справляется с ликвидацией чрезвычайной ситуации на своей территории собственными силами и обращается за помощью к Межгосударственному совету или странам Содружества на двусторонней основе. Также они задействуются, когда чрезвычайная ситуация принимает трансграничный характер. Важными функциями Системы являются: оповещение государств – участников СНГ об угрозе, возникновении и масштабах чрезвычайных ситуаций, которые могут носить трансграничный характер; информирование сопредельных государств о состоянии потенциально опасных объектов и окружающей среды в приграничных зонах; организация взаимодействия органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств при организации работ межгосударственной системы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и первоочередному жизнеобеспечению населения. Органом, осуществляющим управление деятельностью Системы, является Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. Повседневное обеспечение функционирования отдельных национальных систем ведется через оперативно-дежурные службы органов управления, возглавляющих эти системы, с использованием сил и средств Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.

В целом в сотрудничестве в рассматриваемой сфере основные усилия государств – участников СНГ направлены на работу по таким вопросам, как:

проведение совместных мероприятий по снижению негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

создание информационного ресурса по распространению необходимой информации в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

гармонизация нормативных правовых документов по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

дальнейшее развитие систем мониторинга чрезвычайных ситуаций.

Необходимо отметить, что практическое взаимодействие в области предупреждения и ликвидации последствий катастрофических явлений природного и техногенного характера в значительной мере способствует укреплению общей безопасности и благополучия народов государств – участников СНГ.

Информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ

 
Источник: https://cis.minsk.by