Запорожье

 

Страна Украина


 

Запорожский городской голова Буряк Владимир Викторович


 

Дата образования города 1770
Дата вступления в МАГ 2007
День города 14 октября
Площадь, кв.км. 331
Население, тыс. чел. 731,922
Часовой пояс UTC+2 (летом UTC+3)
Телефонный код +380 61
Официальный сайт https://www.city.kharkov.ua/uk/


 

Официальная информация

Современное м. Запорожье ведет свои корни от основания г.. Александровск. Основание города Александровска принято связывать со строительством крепости — Новой Днепровской укрепленной линии. Указ о его создании был подписан Екатериной ИИ в мае 1770 Планировалось строительство 7 крепостей, которые должны были располагаться от Днепра по рекам Конка, Берди к Азовскому морю. Наиболее значимыми были крепости Александровская — на Днепре и Петровская — на побережье Азовского моря.

Строительство Александровской крепости началось в августе 1770, когда сюда прибыла инженерная команда под командованием подполковника Фредерздорфа и землекопачи. В соответствии с планом недалеко от Днепра, на берегу реки Мокрой Московки, было заложено крепостные сооружения и город. До наступления зимы построили дома для офицеров, землянки для солдат и рабочих. Зима в том году была холодной, поэтому на отопление и на строительство вырубили старые дубы по берегам. Весной после разлива рек оказалось, что место для крепости выбрали неудачно, и ее решили построить ближе к реке Сухой Московки.

Крепость занимала площадь в 105 десятин и располагалась на территории, ограниченной улицами Школьной, Крепостной, проспектом Соборной и доходила до современного трампарка. Сооружение представляла собой многоугольную звезду, созданную земляными насыпями-валами, под защитой которых собственно и располагались военные сооружения. На вооружении крепости было 137 пушек. На территории крепости были построены несколько каменных и деревянных домов для офицеров, здания канцелярии, 8 казарм для солдат, госпиталь, аптека, продовольственные и оружейные хранилища. В 1772 здесь был открыт походную церковь-палатка во имя Святого Георгия Победоносца. В 1789 на средства военных в казенном доме было открыто Александро-Невскую церковь. Крепость стала местом, где останавливались военные части, передвигались на юг, сюда ссылали пленников на каторжные работы. С 1770 в крепости находились инженерная команда, пограничный батальон. Здесь действовал лазарет, во время русско-турецких войн разворачивали госпитале, работали аптека, батальонная школа. С 1776 до 1784 здесь располагалась таможня, с 1785 по 1798 — почтовый дистанция.

На месте, где была заложена первая крепость было основано поселение, которое изначально имело статус Форштадт, затем должность, а в 1806 г.. Получило статус уездного города. По названию крепости этот населенный пункт получил название Александровск. В 1773 инженерной командой в Александровскую была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1788 она была уже в аварийном состоянии, ее разобрали и построили на том же месте новую, деревянную. Она действовала до 1886, когда на ее месте возвели новый каменный Покровский собор.

С 1785 делами города руководила Ратуша — первая городская организация. Во главе стоял бургомистр. Городские жители сначала называли его «городовой атаман». Ему были подчинены два ратманы, общественный староста, два «словесных» судьи и городской маклер. Канцелярия состояла из секретаря и двух судей.

В начале XIX века в должности насчитывалось 387 дворов, из них 71 принадлежал чиновникам, военным, духовенству, 20 — купцам, 246 — мещанам, 50 — поселянам. Главной статьей доходов города были налоги с торговли. Традиционно в городе проводилось четыре ярмарки Сретенская, Георгиевская, Петропавловская и Покровская.

В 1838 в городе было 664 деревянных дома и 4 каменных. Кроме Покровского собора была еще и деревянная синагога. Население состояло из 2569 человек, из них купцов было 111, мещан и посадских — 963. В городе было 6 мельниц, 4 бойни, 24 лавки, 4 ветчины, 1 винный магазин. Работало 59 ремесленников. Прибыль города составлял 4,5 тыс. Рублей. В городе действовало уездное училище, больница.

В 1856 в Александровскую уже работали 2 кирпичных завода, 5 кузниц, открылись 5 постоялых дворов и др. После ликвидации крепостничества в 1861 царское правительство осуществил некоторые реформы, среди которых была и реформа городского самоуправления. Распорядительным органом городской власти Александровская была городская Дума, выборы в которой проводились на основе имущественного ценза — избирательное право получали лишь те горожане, имущество которых было оценено более чем в 300 рублей. Думой избирался ее исполнительный орган — городская Управа. Действовали местные органы самоуправления под наблюдением МВД, избирались на 4 года. Возглавлял Думу и Управу городской голова. Занимались вопросами распределения городских земель, городского строительства, благоустройства города, развития торговли и промышленности. Управа занималась оценкой землевладений, облагала их, рассматривала вопрос о городского бюджета,

В 1873 г.. За м. Александровск была проложена железная дорога, было открыто движение по ветке Лозово-Севастопольской железной дороги. Летом 1874 была открыта железнодорожная участок Александровск — Мелитополь, продолжена в следующем году в Симферополь. Кроме того, через город Александровск прошла и Екатерининская железная дорога. Таким образом, город стал важным узлом на пересечении двух железнодорожных развязок — север-юг и восток-запад. В начале XX в. в железнодорожных мастерских работали 1,5 тыс. человек.

Благодаря выгодному географическому расположению, Александровск не остался в стороне торговли. В 50-е гг. XIX в. в городе существовали две пристани купцов в устье реки Московки. Через Александровскую пристань велась активная торговля зерном, сахаром, лесом и другими товарами. В 1901 г.. В Александровскую насчитывалось 406 торговых заведений с годовым доходом 4333900 руб. Ежегодно в городе проводили три ярмарки, наибольшей популярностью пользовался Покровский.

С 1885 до 1907 гг. Количество населения города увеличилась в 5 раз, сумма городского бюджета — в 10 раз. Главными отраслями промышленности были сельскохозяйственное машиностроение и литейное производство. В 1911 г.. В состав города включили меннонитского колонию Шенвизе, где было сконцентрировано завода по производству сельскохозяйственных машин. Продукция этих предприятий была известна далеко за пределами региона. В 1916 в Александровскую начал работать завод акционерного общества электромеханических сооружений «ДЕКА».

Наличие залежей глины способствовала развитию кирпично-черепичной производства. Значительное развитие получило мельничное.

В конце XИX — начале XX в. в г.. Александровскую работало 5 банков: городской общественный банк, отделение Государственного банка и другие отделения акционерных коммерческих банков.

В Александровске насчитывалось 11 гостиниц, которые имели громкие названия: «Европейский», «Лондон», «Континенталь», «Бристоль», «Харбин», «Гранд-Отель», «Центральный» и др. При этих заведениях действовали рестораны. Менее требовательны гости города могли получить убежище в постоялых дворах и питаться в трактирах.

Еще в конце XIX в. перед жителями города остро стояла проблема водоснабжения. Большая часть горожан пользовалась услугами извозчиков, в бочках привозили воду из Днепра. Некоторые имели колодца. Но качество этой воды не соответствовало никаким санитарным нормам. Поэтому в 1894 г.. Городская власть подписала договор с инженером С. Лызлов на строительство городского водопровода. Канализация в городе появилась только в советское время.

9 марта 1910 началось строительство городской электростанции, заработала в 1911 г.. Центральные улицы города получили электрическое освещение. Электрические провода потянулись к учебных заведений, больниц, частных домов.

Перевозки горожан осуществляли частные извозчики. Для регламентации их промысла в 1908 г.. Городской управой была установлена ​​стоимость на пассажирские перевозки: от 30 копеек до 1,5 рублей в зависимости от маршрута. Но не всем жителям города были по карману такие поездки. Поэтому в 1912 г.. Одна из жительниц города предложила вести перевозки пассажиров линейками — пароконная десятиместный тележками на резиновом ходу. Цена за проезд составляла 7 — 8 коп. с взрослого и 4 коп. с ребенка. В 1908 в городе появились первые автомобили.   

Медицинскую помощь жителям города оказывали городские, земские и частные врачи, городские акушерки. В 1894 г.. Начала работать железнодорожная больница, имела 4 отделения. Городской больницы долгое время не было. На улице Соборной в приспособленном помещении работала земская больница. В 1913 для нее построили новый корпус, и сейчас используется как медицинское учреждение (современная детская областная больница). На углу Николаевской и Покровской улиц в 1910 г.. Открылась частная больница Бэра (современный 1-й роддом). С 1907 г.. На улице Соборной начала работу еврейская больница (сейчас первая городская больница Александровского района Запорожья).

В 1808 в г.. Александровскую было открыто уездное училище. В 1859 здесь работали три учебных заведения: уездное и приходское училища, пансион благородных девиц. В 1869 начало работать мужское училище, а с 1872 г.. — женское. В 1908 в городе функционировали уже 23 учебные заведения. Среднее образование давали: городская женская гимназия, среднее семиклассное механико-техническое училище, коммерческое училище, частная женская гимназия Павленко, мужская гимназия. Работали два городских народных училища, семь городских начальных народных училищ, которые были основаны в период 1884 — 1913 гг. При церквях действовали церковно-приходские училища. В Александровске действовала лютеранская школа, меннонитское училище в Шенвизе. Еврейское населении города обучалось в Талмуд-Торе, смешанном училище Рабиновича и восьми хедерах.

  Населения Александровская непрерывно росло: в 1861 — 3000 жителей, в 1894 — 17000, в 1908 — 35 000 человек. В мае 1917 количество жителей выросло до 58 508 жителей, что было связано с перемещением людей с западных губерний за военных действий.

С начала XX в. в Александровскую начался подъем культурной жизни. Стали популярными театральные представления, которые были публичными и демонстрировались при большом стечении народа на ярмарках и в городском саду, который в нашем городе располагался в квадрате между улицами Гоголевской, Жуковской, Тургеневской и Днепровской. Заезжие труппы давали спектакли в театре Мовчановськои. Привлекали публику и культурно-просветительские мероприятия Общества трезвости, активно работало в городе. Широкую популярность получают кинематограф и биограф. Так в городе были известны частные кинотеатры «Лотос» и «Колизей» и биографы: в Народном доме и биограф А. Фильцера «Чары» на 170 мест. В 1908 — 1909 гг. В городе был открыт синематограф Лызлова на углу улиц Троицкой и Екатеринославской (сегодня Троицкая и Почтовая).

Первая мировая война оказалась роковой для России. И хотя в Европе распались еще 2 империи, больше крови пролилось именно на территориях, в начале войны подчинялись российскому правительству. Уже в 1916 году. В Александровскую фиксируется дефицит на основные потребительские товары и рост цен на них. Недовольство приводит к революционному взрыву. На украинских территориях возникает национально-освободительное движение. I и II Универсалы Украинской центральной рады были поддержаны многолюдным митингом на площади рядом с бывшим парком Южной железной дороги. Захват власти большевиками было осуждено городской управой. Большевистские войска начинают поход против УНР. Первую атаку на город было отражено в боях 12 — 15 декабря 1917 Тем не менее 10 января 1918 большевики победили, в город пришла Советская власть. С ее приходом начинаются притеснения предпринимателей.

С 18 апреля до середины декабря 1918 город подчинялось украинским органам власти. Затем им вновь овладели большевики, были выбиты деникинцами 10 июля 1919 Следующий большевистский период длился с 5 января до начала августа 1920 врангелевских войска не продержались в Александровскую долго и 23 октября 1920 Советская власть установилась в городе надолго.

С образованием в июле 1920 Александровской губернии, уездный центр превращается в губернский город. Александровская губерния объединила в себе Бердянский, Мелитопольский, Александровский уезды и Хортицкую, Кичкасский волости Екатеринославского уезда.

1921 принес Александровскую новое имя. Так уездный город был переименован в Запорожье, а Александровская губерния в Запорожскую. Впрочем, уже 1 декабря 1922 Запорожье присоединили к Екатеринославской губернии.

Природные условия вокруг города способствовали строительству гигантской гидроэлектростанции. Этот факт, вместе с наличием транспортных артерий и положением между криворожской рудой и донецким углем совпало со стремлением власти индустриализировать страну. Рядом планируется строительство мощной промышленной площадки, в первую очередь — металлургических заводов. В марте 1927 начинается строительство ДнепроГЭСа, а уже через пять лет станция выдает первый ток. Параллельно шло строительство заводов. За годы довоенных пятилеток Запорожье превратилось в крупный индустриальный город. Символом индустриализации не только Запорожья, но и всего Советского Союза стала Днепровская гидроэлектростанция. За этот промежуток времени в городе были построены крупные промышленные предприятия индустриально-промышленного комплекса г.. Запорожье, в который входило несколько заводов, в частности, завод листовых сталей (сегодня — ОАО «Запорожсталь»), коксохимический, алюминиевый, ферросплавов, завод инструментальных сталей (теперь — ОАО «Днепроспецсталь»), моторостроительный завод (теперь — ОАО «Мотор Сич»). Поэтому в довоенные годы Запорожье становится одним из центров по производству черных и цветных металлов, тяжелой промышленности и электроэнергетики Советского Союза. Огромное значение запорожской промышленности, ее роль в обеспечении обороноспособности, развития экономики страны невозможно переоценить. Мощная промышленность сделала Запорожье областным центром 10 января 1939 Поэтому в довоенные годы Запорожье становится одним из центров по производству черных и цветных металлов, тяжелой промышленности и электроэнергетики Советского Союза. Огромное значение запорожской промышленности, ее роль в обеспечении обороноспособности, развития экономики страны невозможно переоценить. Мощная промышленность сделала Запорожье областным центром 10 января 1939 Поэтому в довоенные годы Запорожье становится одним из центров по производству черных и цветных металлов, тяжелой промышленности и электроэнергетики Советского Союза. Огромное значение запорожской промышленности, ее роль в обеспечении обороноспособности, развития экономики страны невозможно переоценить. Мощная промышленность сделала Запорожье областным центром 10 января 1939

Осенью 1939 г.. Началась Вторая мировая война. Не обошли эти страшные события и Запорожье, защитники и граждане которого продемонстрировали образцы героизма, мужества, стойкости и самопожертвования.

С началом войны в Советском Союзе была объявлена ​​всеобщая мобилизация взрослого мужского населения 1905-1918 годов рождения. В первые дни войны десятки тысяч запорожцев вступили в ряды Красной армии. В июле 1941 года в Запорожье началось формирование 274-й стрелковой дивизии.У городах и селах области для помощи армии начали создаваться добровольческие подразделения различного назначения. Формировались отряды противовоздушной обороны, которые должны были быстро ликвидировать последствия авиационных ударов. В августе-октябре сотни тысяч граждан Запорожской области строили оборонительные укрепления. Построены запорожцами противотанковые рвы, траншеи с блиндажами и наблюдательными пунктами протянулись на многие километры на правом и левом берегах Днепра.

Запорожские предприятия с самого начала войны начали работать на обороноспособность города на краини.На предприятиях постоянно росли объемы выпуска продукции военного назначения. Несмотря на сложные условия, значительно расширил ассортимент высококачественных сталей «Днепроспецсталь». На заводе освоили выпуск стали для авиационной промышленности. Усовершенствовав технологию производства, на скоростные методы выпуска стали перешел завод «Запорожсталь». На выпуск военной продукции переориентировались все машинобудувни заводы города. Моторостроительный завод с первых дней войны перешел на 12-часовую смену.

На начальном этапе войны Красная армия понесла значительные неудач. Фронт быстро передвигался на восток. Уже в конце июля — начале августа 1941 немцы захватили районы, граничащие с Запорожской области. Первое бомбардировки Запорожье немецкая авиация совершила уже 22 июля. В бой с вражеской авиацией вступили батареи 16 зенитно-артиллерийского полка, который в конце июля — начале августа 1941 отвечал за противовоздушную оборону города.

В августе начались ожесточенные бои на подступах к Запорожью. 18 августа 1941 немецким войскам удалось прорвать оборону частей Красной армии западнее Запорожья и захватить правобережную часть города и остров Хортица. Немецкие войска начали пушечно-минометный обстрел левобережной части Запорожья, прежде всего Днепрогэса и промышленной зоны. К вечеру 18 августа советскими войсками, из-за угрозы прорыва немецких войск, был взорван плотину Днепрогэса, что привело к большим человеческим жертвам. Линия столкновения стабилизировалась на полтора месяца. В течение этого периода была эвакуирована значительная часть оборудования промышленных предприятий, была вывезена на восток страны.

3 октября советские войска были вынуждены отойти и на следующий день немецкие солдаты зашли в город. Весна 1942 была страшной. Массовые расстрелы унесли жизни многих жителей. В мае в городе осталось всего около 103 тыс. Жителей. Так продолжалось до осени 1943, пока не началось освобождение города от нацистских захватчиков. Первая попытка прорвать немецкую оборону на Запорожском плацдарме была осуществлена ​​уже 1-2 октября 1943 года. Однако на этот раз немецким войскам удалось удержать свои позиции. Началась подготовка нового штурма. Наступление на Запорожье восстановился 10 октября и уже не прекращался до полного освобождения левобережной части города.

Решающее наступление советских войск на Запорожье развернулся в ночь с 13 на 14 октября. Началось освобождение города Запорожье. На этот раз немецкое командование удалось захватить врасплох. Большие ночные бои довольно часто происходили на советско-германском фронте. Однако бои за Запорожье стали примером первого ночного штурма большого города силами нескольких армий.

После мощной артиллерийского подготовки в атаку на вражеские позиции пошли советские танки с включенными фарами. На броне танков располагались десантники. На рассвете 14 октября советские войска вышли на окраины города. Отдельные подразделения ворвались на городские улицы и вели там бой.

Первыми в город ворвались танкисты 39-й танковой бригады и бойцы 59-й гвардейской стрелковой дивизии. Танк лейтенанта Николая Яценко первым прорвался в город, экипаж танка уничтожил 4 вражеских танка, несколько огневых точек, свыше 100 гитлеровцев, захватил мост через. Мокрая Московка. Тяжело ранены танкисты до последней минуты вели огонь по гитлеровцам. За проявленное мужество М. Яценко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Во второй половине дня 14 октября 1943 сильно укрепленный Запорожский левобережный плацдарм, на который немцы возлагали большие надежды, перестал существовать. В левобережной части города не осталось ни одного вражеского солдата.

Это была не рядовое событие в ходе войны. В результате немцы потеряли ключевой плацдарм, с которого собирались контратаковать советские войска на Левобережье.

В ходе боев за город враг потерял более 23000 солдат и офицеров, 160 танков и самоходных орудий, 430 орудий и минометов, много другой боевой техники. Это был первый успешный пример ночного танкового штурма большого города. Позже этот опыт был использован при штурме Зееливських высот при взятии Берлина.

14 октября советские войска освободили левобережную часть Запорожья. Однако Запорожье еще достать долго продолжало оставаться фронтовым городом. Разгромлены на левобережье немецкие войска закрепились на правом берегу Днепра и о. Хортица. Левобережная часть города находилась под постоянным артиллерийским обстрелом.

В ночь на 25 октября началось форсирование Днепра в черте города. В ночь 26 ноября врага отбросили из прибрежной полосы правого берега между селами Розумивка и Беленькое. Тогда же удалось спасти от полного уничтожения Днепровскую ГЭС. Немцы взорвали здание станции и подготовили плотину Днепрогэса к взрыву. Уничтожить плотину немцам помешали советские разведчики и саперы. Командование фронтом поручило спасти плотину воинам 203-й, 244-й дивизий, 19-го отдельного гвардейского батальона минеров. Выполнить важное задание вызвались добровольцы. Под прицельным огнем противника они смогли найти и обезвредить провод, который вел к взрывчатки. Для увековечения памяти бойцов, погибших в боях за плотину, на могиле Неизвестного солдата у главного входа в гидростанции воздвигнут памятник.

Почти весь декабрь шли бои и на конец месяца контроль над правобережной частью взяли советские войска.

После победы началось восстановление хозяйства, к разрушению которого привела война. В 1947 г.. Днепрогэс дал первый послевоенный ток, были отгружены первые партии холоднокатаного стального листа.

К середине 50-х годов наступает период относительной стабильности. Появляются новые отрасли — производство трансформаторов и титана.

18 ноября 1960 с конвейера начали сходить первые малолитражные автомобили «Запорожец». С 60-х годов Запорожье растет территориально. Строятся новые микрорайоны, население быстро растет. По сравнению с довоенными временами, растет производство, научный потенциал, благосостояние населения.

В начале 80-х годов крайне разбалансирована экономика вошла в пике, которое завершилось распадом СССР.

Сейчас город Запорожье — один из крупнейших административных, индустриальных и культурных центров юга Украины.


 

Библиотека городских практик МАГ