Хабаровск (Россия) — Эффективное формирование и исполнение бюджета города — 16

 

Сущность предложения

Муниципальная программа «Управление муниципальными финансами» разработана в соответствии со статьей 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. В целях обеспечения качественного управления муниципальными финансами в городском округе «Город Хабаровск» с учетом положений Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах и Федеральным Законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Муниципальная программа ориентирована на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, использование элементов стратегического бюджетного планирования и программно-целевых методов управления, оптимизацию структуры расходов бюджета, переход к формированию муниципального задания на оказание услуг на основе базовых перечней и единых нормативов их финансового обеспечения, эффективное управление муниципальным долгом, повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
Проведение соответствующих мероприятий муниципальной программы позволит обеспечить достижение конкретных результатов за счет эффективного использования бюджетных средств.

Организационное и технологическое решение вопроса

Одним из ключевых направлений работы администрации города в области финансовой политики является организация бюджетного планирования по программному принципу, как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов.
В муниципалитете работа по поэтапному переходу формирования бюджета в программной структуре, а именно в структуре муниципальных программ проводится с 2007 года.
Так, первоначально была принята нормативная база по реализации программ, а именно:

— постановление Мэра города Хабаровска от 29.06.2007 № 1114 «О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а так же корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов»;

— постановление Мэра города Хабаровска от 15.11.2007 № 1753 «О порядке принятия решений о разработке, формировании, реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске».

Расширение практики внедрения программно-целевых методов в деятельность органов местного самоуправления осуществлялось в рамках исполнения городской программы «Повышение эффективности расходов бюджета города Хабаровска на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением администрации города Хабаровска от 31.10.2011 № 3577. В период реализации Программы повышения эффективности расходов принимались следующие документы:

— постановление администрации города Хабаровска от 31.10.2011 № 3578 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ»;

— в целях определения требований к разработке проектов муниципальных программ, подготовки отчетов о ходе реализации и оценки их эффективности приказом финансового департамента утверждены Методические указания;

— постановление администрации города Хабаровска от 28.03.2013 № 1086 «Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск».

В настоящее время дальнейшее развитие программного бюджетирования осуществляется в соответствие с мероприятиями муниципальной программы города Хабаровска «Управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации города Хабаровска от 06.12.2013 № 5251, на основании принятых правовых актов:

— постановления администрации города Хабаровска от 10.11.2014 № 4917 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Хабаровска, их формирования и реализации и Порядка проведения мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Хабаровска»;

— постановления администрации города Хабаровска от 15.04.2016 № 1191 «Об утверждении Перечня муниципальных программ, реализуемых на территории городского округа «Город Хабаровск»;

— приказа финансового департамента администрации города Хабаровска о Методических рекомендациях по формированию и реализации муниципальных программ;

— приказа финансового департамента администрации города Хабаровска о перечне и кодах целевых статей расходов программного бюджета города.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

На финансовое обеспечение реализации мероприятий муниципальной программы города Хабаровска «Управление муниципальными финансами» на период с 2014-2020 годы предусмотрено
1 078 329,90 тыс. рублей.
Источник — бюджет города и бюджет Хабаровского края

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Внедрение практики программного бюджета повышает прозрачность основного финансового документа муниципального образования, делает его доступным для широкой общественности. Это обусловлено ростом интереса гражданского общества к процессу использования общественных финансов.
Расходы муниципалитета, сформированные в программном формате, направлены на достижение определенных общественно-значимых результатов. Именно программная структура бюджета дает возможность населению городского округа «Город Хабаровск» увидеть на что и в каких объемах направляются бюджетные средства, оценить их расходования.
При составлении и исполнении бюджета городского округа «Город Хабаровск» 2015 года обеспечена его социальная направленность. Развитие социальной сферы города является приоритетной задачей, в рамках которой реализовывалось 8 муниципальных программ (66,2% программных расходов) в сфере образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной поддержки граждан и молодежной политики.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Реализация основных программных мероприятий позволит достичь следующих показателей:

— сбалансированности и устойчивости бюджета города и достижения дефицита бюджета не более 10%;

— удельного веса программных расходов бюджета города в общем объеме расходов не менее 90%;

— объема долговой нагрузки на бюджет города на экономически безопасном уровне при отношении объема расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов бюджета города не более 15%;

— рейтинга городского округа «Город Хабаровск» среди муниципальных образований субъекта по качеству управления муниципальными финансами (по оценке министерства финансов Хабаровского края) – не ниже II группы;

— отсутствия просроченной кредиторской задолженности;

— равномерности расходов бюджета города (доля кассовых расходов IV квартала в годовом объеме расходов) не более 35%;

— эффективной организации системы муниципального финансового контроля и достижение удельного веса возмещенных средств по результатам контрольных мероприятий в бюджет города до 94%.

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

Действующая в настоящее время в городе Хабаровске система муниципальных финансов сложилась в результате активных процессов реформирования. Важным этапом стало реформирование сферы бюджетных отношений, обеспечившее качественные сдвиги в системе управления муниципальными финансами. Комплекс этих мер реализован в рамках Программы реформирования системы управления муниципальными финансами города Хабаровска на 2006-2008 гг., в 2012-2014 годах — в рамках городской Программы «Повышение эффективности расходов бюджета города Хабаровска на 2012-2014 годы». В настоящее время формирование целостной системы управления общественными финансами продолжается путем выполнения мероприятий муниципальной программы «Управление муниципальными финансами», которая рассчитана до 2020 года.
Основными результатами реализации бюджетных реформ стали:

— переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению бюджета городского округа на трехлетний период;

— поэтапное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (целевые программы, реестры расходных обязательств, муниципальные задания);

— создание методологии программного бюджета и ее реализации при формировании и исполнении бюджета города;

— создание системы мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета и муниципальными учреждениями города;

— создание условий для развития новых форм оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам, осуществление перевода муниципальных учреждений в новый правовой статус с целью повышения эффективности их деятельности и повышения качества предоставляемых ими услуг населению;

— в целях совершенствования и развитие системы бюджетного прогнозирования подготовлена правовая база для разработки и утверждения бюджетного прогноза на долгосрочный период;

— поэтапное внедрение автоматизации бюджетного процесса;

— обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов путем обязательного размещения на официальном сайте администрации города в сети Интернет и проведения публичных слушаний для обсуждения проектов решений бюджета городского округа «Город Хабаровск» и годового отчета о его исполнении, а также подготовки «Бюджета для граждан» на основе решения о бюджете и отчета об исполнении бюджета в форме электронной брошюры.

Отрасль применения практики (технологии)

Переход к программному бюджету в городе Хабаровске в полном объеме осуществлен с 2015 года. Для этого подготовлена необходимая правовая база, исходя из ключевых направлений развития города, определенных Стратегическим планом устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, утверждены и реализуются 24 муниципальные программы, разработана бюджетная классификация для формирования и исполнения бюджета в программном формате.
Доля расходов бюджета города в рамках муниципальных программ в общем объеме расходов бюджета города в 2015 году составила 89,4%.
В целях дальнейшего внедрения программно-целевого метода в бюджетный ежеквартально проводился мониторинг хода реализации муниципальных программ, позволивший оценить промежуточные результаты проводимых мероприятий, проанализировать ожидаемое выполнение установленных показателей и ресурсного обеспечения муниципальных программ.
Формирование бюджета на 2016 год осуществлялось с учетом оценки эффективности реализации муниципальных программ, которая была проведена по результатам первого года исполнения муниципальных программ города Хабаровска. Это позволило оценить достаточность, полноту и обоснованность использования объема бюджетных ассигнований на реализацию программ, степень достижения целей и в конечном счете оценить эффективность использования бюджетных средств, а значит своевременно скорректировать мероприятия и объемы финансирования. По результатам оценки эффективности исполнения муниципальных программ за 2015 год 22 муниципальные программы признаны эффективными, 2 – умеренно эффективными, что является основанием для дальнейшего финансирования всех 24 программ из бюджета городского округа «Город Хабаровск».

Дата внедрения практики (технологии)

с 2007 года по 2016 год

География использования практики (технологии)

Городской округ «Город Хабаровск»

Отзывы, награды

Всероссийский конкурс журнала «Бюджет» «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», проводимый совместно с Сообществом финансистов России:
2008 год — город стал победителем в номинации «За высокое качество исполнения бюджета»;
2009 год — Диплом III степени;
2010 год — город получил диплом в номинации «За лучшее нормативно-правовое обеспечение бюд-жетного процесса»;
2011 год – город стал победителем в номинации «За высокое качество управления бюджетными доходами и муниципальной собственностью» и спецноминации «За эффективное управление бюджетным процессом с помощью автоматизированных информационных систем».
2012 год – Диплом I степени с вручением памятного знака, а также номинация «Эффективность управления долгом» (СМП Банк г. Москва)
2013 год – Диплом «За высокое качество управления бюджетными расходами», Почетная грамота в номинации «Эффективное управление долгом»
2014 год – Диплом I степени с вручением памятного знака
2015 год – Диплом III степени с вручением памятного знака
2016 год — город стал победителем в номинации «За высокое качество управления бюджетными доходами и муниципальной собственностью»
Международный смотр-конкурс «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС»:
2011 год — отмечен в номинации за работу по проведению эффективного внедрение и использования программно-целевого метода планирования;
2012 год – отмечен в номинации за практику эффективного использования инновационных управленческих инструментов – программно-целевого и среднесрочного планирования, эффективного бюджетирования
2013 год – диплом «За многолетнее активное участие администрации города в смотрах — конкурсах городских практик»
Первый Всероссийский смотр-конкурс муниципальных целевых программ и инновационных проектов – 2013:
2013 год – награжден дипломом в номинации «Экономика, финансы, инвестиции» за программу «Повышение эффективности расходов бюджета города Хабаровска на 2012-2014 годы»
Всероссийский конкурс проектов по представлению бюджета для граждан:
2016 год – второе место в номинации «Интерактивный бюджет для граждан»


 

Документы практики:


Контакты:

Администрация города Хабаровска, Управление экономического развития

680000, ул. Карла Маркса, д. 66
Телефоны: +7 (4212) 41-97-47, 41-98-48, 41-94-41
E-mail: economy@khabarovskadm.ru
E-mail:zdv9-34@mail.ru
Отдел экономического анализа и территориального развития, начальник отдела – Воронцова Лариса Сергеевна
Телефон: +7 (4212) 41-97-23

Администрация города Хабаровска

Тел.: (421-2)30-65-09
Факс: (421-2)31-53-46
e-mail: root@mayor.kht.ru

Сайт Администрации: http://khabarovskadm.ru/