Уфа (Россия) — Система организации опеки и попечительства — 74

 

Сущность предложения

Внедрение современных форм и методов работы органов местного самоуправления в сфере орга-низации опеки несовершеннолетних в городском округе город Уфа Республики Башкортостан.
Объект практики – сфера опеки и попечительства несовершеннолетних местного самоуправления.
Сроки реализации: 2007 – 2011 годы.

Масштаб мероприятия

В городском округе город Уфа Республики Башкортостан проживает более 187 тысяч детского населения в возрасте до 18 лет. Из них 3094 – дети-сироты, нуждающиеся в сопровождении орга-нов опеки и попечительства.
Ежегодно в городе выявляется около 600 детей, оставшихся без попечения родителей.
На сегодняшний день 2590 детей воспитываются в замещающих семьях (усыновление, приемная семья, опека, патронатное воспитание).
504 ребенка воспитываются в стационарных отделениях интернатных учреждений города (дет-ские дома, дом ребенка, социальные приюты).
Актуальным сегодня остается вопрос защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попече-ния родителей, в том числе проживающих в учреждениях интернатного типа.
С этой целью необходимы мероприятия по повышению эффективности показателей деятельно-сти органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства и скоординированность деятельности органов исполнительной власти в сфере защиты прав несовершеннолетних.
Откладывание решений в данной сфере может привести к созданию ситуации, при которой ста-новится невозможным развитие института замещающей семьи и предотвращение первичного и вторичного социального сиротства.

Организационное решение вопроса

1. Проведение реинжиниринга системы опеки и попечительства в городе. Создание новой структуры исполнительной власти – Управления по опеке и попечительству.
2. Развитие института замещающей семьи: усыновление, приемной семьи и патронатное вос-питание, опека.
3. В декабре 2008 г. была принята Городская целевая программа по созданию и сопровожде-нию замещающих семей (приемных, патронатных, опекунских, усыновителей) «Замещающая се-мья столицы Башкортостана» на 2009–2013 г.г.
4. Создание Межведомственного Совета при главе Администрации ГО г. Уфа для обеспечения межведомственной координации в вопросах защиты прав и законных интересов несовершенно-летних, оставшихся без попечения родителей, в 2008 г.

Технологическое решение вопроса

Разработка и принятие порядка межведомственного взаимодействия уполномоченных органов го-рода в сфере профилактики социального сиротства и по работе с кровными семьями.

Создание системы подготовки и сопровождения института замещающей семьи. В 2008 г. открыт МУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья»».
Разработка и выпуск брендовой полиграфической продукции органов опеки и попечительства го-рода (буклеты, рекламные материалы, баннеры, журналы, годовые отчеты). Взаимодействие со СМИ.
Создание системы обучения и развития персонала в системе защиты интересов семьи и детства в городе Уфе.
Создание системы управления рисками в сфере опеки и попечительства.

Cоциальный результат

Ежегодно:
– органами опеки принимается более 500 граждан по вопросам создания замещающей семьи;
– около 500 детей устраиваются в замещающие семьи;
– 2500 семей получают услуги консультирования специалистов (психологов, социальных педаго-гов, юристов);
Улучшение социальных показателей:
– сокращение детей в интернатных учреждениях на 40% (2006 г. – 850 детей, 2010г.
– 504 ребенка). Закрыт 1 детский дом и дом ребенка.
– создано более 300 приемных семей (368 детей), более 100 патронатных семей (155 детей), усы-новлено 438 детей, передано под опеку 1742 ребенка.
– выдана 31 квартира детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (за период 2007–2010г.).

Экономический результат

Экономический результат данного вида услуги является выполнением государственных гаран-тий. Экономический эффект долгосрочный, и его можно будет наблюдать в течение ближай-ших 15-20 лет. Он связан с успешной социализацией несовершеннолетних и их профессио-нальным и личным самоопределением и исключением рисков попадания в криминогенные и трудные жизненные ситуации.

Реализация предложения

Реализация проекта рассчитана на муниципальное образование, схожее по социально-экономическим показателям с городским округом г. Уфа. К данной модели проявляют интерес: г. Москва, Владимирская область, Курганская область, Пермский край, Нижегородская область, Са-ратовская область, Ханты-Мансийский автономный округ.

Финансовые ресурсы

Общий объем выделенных ресурсов (за период с 2007 по 2010г.г.) составил 231313,9 т.р. Из них:
– средства федерального бюджета – 67575,7 т.р. (пособия замещающим семьям);
– средства республиканского бюджета – 103288,6 т.р. (субвенции на содержание Управления, по-собия замещающим семьям, летний отдых);
– бюджет городского округа город Уфа РБ (финансирование городской целевой Программы) – 59253,2 т.р.;
– внебюджетные средства (федеральные гранты, спонсорская помощь) – 1196,4 т.р.

Награды

Практика отмечена дипломом III Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2010 год.


 

Документы практики:


Контакты:

Администрация городского округа город Уфа

Глава администрации городского округа

тел.: +7 (3472) 84-28-16; 79-05-79

факс: 33-18-73

e-mail: cityadm@ufacity.info