Тирасполь (Молдова) — Профориентация в образовательном учреждении: «Поиск. Профессия. Призвание. Успех…»


Сущность предложения

Представленная практика «Поиск. Профессия. Призвание. Успех…» имеет два направления:

-первое —практика для школьников  « Профориентация  учащихся»

-второе- практика для педагогов «Профориентация для педагогов: переподготовка»

Цель по первому направлению « Профориентация учащихся»

Профориентация в современной школе-это разнообразные профориентационные проекты. Профориентационный проект-это отличная возможность для школьников познакомиться с разными профессиями, определить  свои интересы  и способности, и сделать первые шаги в выборе будущей профессии

Отсюда, цель технологии:

  • Помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии, который будет соответствовать их интересах, способностям и желаниям.

Профориентация школьников в рамках проектов  направлена на конкретные цели:

1 Повышение самопознания:

— помощь учащимся в понимании своих интересов, ценностей, способностей, сильных и слабых сторон.

-развитие самостоятельности и ответственности в принятии решений о будущем

Развитие кругозора:

-знакомство с разными профессиями, их особенностями, требованиями, перспективами развития.

-понимание  структуры современного рынка труда, требованиями к специалистам в разных областях.

3.Развитие профессиональных навыков:

-формирование практических навыков ,необходимых для выбора  профессии (поиск информации, анализ данных, коммуникация, презентация и т.д.)

-развитие креативности, критического мышления.

4 Мотивация к обучению:

-повышение мотивации к обучению и саморазвитию, понимание значимости образования для карьерного роста.

-стимулирование интереса  к конкретным предметам, которые помогут в будущей профессии.

5.Снижение риска неудачного выбора:

-помощь ученикам в осознанном выборе профессии, уменьшение риска разочарования и переквалификации в будущем.

6.Подготовка к профессиональной жизни:

— развитие навыков самостоятельной работы, командной работы, адаптации к изменениям в профессионально среде.

-формирование ответственности, дисциплины, стрессоустойчивости, необходимых для успеха в профессиональной деятельности.

Важно отметить, что общей целью профориентационной практики является не только информирование о профессиях, но и помощь в самопознании, развитии навыков и формировании ответственного отношения к будущему выбору.

Данная практика  может быть встроена в планирование профориентационной деятельности любого ОУ в любом городе и регионе.

Реализация в рамках практики проектов:

1 « Профессия дня»:

Описание: каждую неделю приглашаются специалисты из разных профессий ( врач, инженер, художник, программист, связист…), чтобы они рассказали о своей работе, показали инструменты и рассказали о пути  к этой профессии.

Преимущества: учащиеся смогут увидеть профессию « изнутри» и понять, что она из себя представляет.

Дополнительные шаги: Проводится мастер-класс по профессии, организуются экскурсии на предприятие, где работают представители этой профессии.

2. « Ярмарка профессий»:

Описание: Организация ярких и информативных выставок, где представлены разные профессии.

Преимущество: Получение учениками информации  о многих профессиях в одном месте, в частности в школе. Возможность поговорить с представителями разных профессий, попробовать себя в разных областях.

Дополнительные шаги:

Провести конкурсы и викторины на тему профессий, пригласить известных специалистов в качестве гостей, членов жюри

3 « Профессиональное портфолио»:

Описание: учащиеся создают свое личное профессиональное портфолио, где собирают информацию о своих интересах, способностях, успехах и планах на будущее.

Преимущества: Данные проект помогает  школьникам лучше понять себя, сформировать карьерные цели и планы.

Дополнительные шаги: проведение конкурса на лучшее портфолио, организуются выставка портфолио.

4. « День профессий в школе»

Описание: Провести  день, посвященный профориентации, с разными активными мероприятиями: лекциями, мастер-классами, игровыми тренингами, конкурсами

Преимущества: ученики смогут попробовать себя в разных ролях, получить ценные советы от специалистов, познакомиться с новыми профессиями.

Дополнительные шаги:

Организовать выставку работ учеников, посвященную профессиям, пригласить родителей и других членов школьного сообщества.

5 « Виртуальная экскурсия»:

Описание: Создать виртуальные туры по разным  профессиям с использованием видеороликов, фотографий и 3-D моделей.

Преимущества: школьники смогут познакомиться с разными профессиями  не выходя из школы, увидеть рабочие места специалистов и оценить атмосферу профессий.

Дополнительные шаги: Создать интерактивную карту профессий, где ученики могут выбрать интересующую их профессию и получить информацию о ней.

Важно при внедрении данной практики :

Привлечение специалистов :

Для успешно реализации профориентационного проекта необходимо привлечь специалистов из разных профессий.

Сотрудничество с родителями:

Важен контент с родителями  учащихся, чтобы они поддерживали их интерес  к проекту.

Индивидуальный подход:

Проект должен быть адаптирован к возрастным особенностям учеников.

Профориетационная практика в школе- это отличная возможность помочь учащимся определиться  с будущим  и сделать правильный выбор профессии, стать востребованным на своей малой родине.

Практика « Профориентация для педагогов: переподготовка»

Цель:

-повысить квалификацию  педагогов по вопросам профориентации

-развивать навыки работы с учениками в области выбора профессии

-обновить знания о современных профессиях и трендах рынка труда -обновить знания о современных профессиях и трендах рынка труда

Участники: педагоги всех уровней образования.

Продолжительность: 2-3 дня  в зависимости от интенсивности программы

Программа

День 1

1.Введение в профориентацию

-Определение понятия профориентация

-Роль педагога в профориентационной работе

-Законодательная база и нормативные документы

2.Теоритические основы профориентации:

— Психологические особенности выбора профессии

-Методы профориентационного тестирования

-теория профессионального самоопределения

3.Практические занятия:

-Знакомство с различными видами профориентационных инструментов

-практика проведения профориентационных бесед

-групповая работа над кейсами по профориентации

День 2

1.Современные профессии и тренды рынка труда:

— Анализ актуальных профессий и их перспектив

-Тенденции автоматизации и роботизации

-Развитие цифровых профессий

-Прогнозирование спроса на специалистов в будущем

2.Работа с учениками:

-Разработка индивидуальных планов профориентации

-организация профориентационных мероприятий ( экскурсии, встречи)

-техники мотивации и поддержки учеников  выборе профессии

3.Практические занятия:

-разработка  сценария профориентационного мероприятия

-создание презентаций  о профессии

-работа  в группах над проектами профориентационных мероприятий

День 3

1.Профессиональное развитие педагогов:

— обмен опытом и лучшие практики профориентационной работы

-Дискуссия  о проблемах и перспективах профориентации в России и ПМР

-Изучение возможностей для дальнейшего повышения квалификации в сфере профориентации

Методы обучения:

-лекция

-практическое занятие

-групповые дискуссии

-кейсы

-ролевые игры

-презентации

Результат:

-повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области профориентации

-формирование навыков работы с учениками в области выбора профессии

-обновление знаний  о современных профессиях и трендах рынка труда

-создание практических материалов для проведения профориентационных мероприятий

Дополнительные материалы:

-сборники методических материалов по профориентации

-тестовые материалы для профориентации

-сайты с информацией о профессиях  и рынке труда

Ожидаемые результаты:

-повышение качества профориентационной работы  в ОУ

-улучшение процесса выбора профессии ученика

-создание условий для успешной профессиональной  реализации выпускников

Важно:

— программа переподготовки должна быть адаптирована к специфике  города и потребностях педагогов

-необходимо обеспечить доступ к ресурсам и информации о современных профессиях и рынке труда

— в программу необходимо включить  элементы практического обучения и работы с реальными учениками

Дополнительные идеи:

-организация онлайн-курсов по профориентации

-создание сообщества педагогов-профориентаторов

Проведение конкурсов и фестивалей профориентационных проектов

С помощью этой практики педагоги смогут получить актуальные знания и навыки, необходимые для успешной работы в области профориентации

Описание проблемы, на полное или частичное решение которой она ориентирована.

В Приднестровской Молдавской Республике существует проблема кадров. Молодые люди часто стремятся покинуть этот регион в поисках более высоких зарплат, готовы идти на работу, не отвечающую их основным жизненным интересам. Определенные проблемы сегодня существуют и во многих регионах России. Кадровый голод наблюдается во многих отраслях. Параллельно с этим учащиеся ОУ порой выбирают профессию, только основываясь на финансовые возможности семьи, надеясь на возможность « легких» денег, подчас не учитывая свои способности, наклонности, не имея знаний о рынке труда и востребованности той или иной профессии.

Профориентация  сейчас приобретает особую актуальность

Основными причинами  являются:

1.Быстрые изменения в мире труда :

-автоматизация и роботизация  ( многие профессии исчезают или меняются из-за новых технологий). Ученикам необходимо  готовиться к работе в динамичном мире.

-появление новых профессий. Школьники не знают  о многих профессиях.

-глобализация и конкуренция: Рынок конкурентный, успех зависит от профессиональных навыков.

2.Изменение ценностей и стремлений молодежи:

-желание самореализации (молодые люди стремятся к работе, которая приносит удовлетворение, позволяет зарабатывать, дает возможность свободного графика)

-стремление к социальной значимости (молодые люди хотят работать на благо свободного общества)

-повышение уровня ожиданий (необходимо направить в правильное русло, чтобы избежать разочарований)

3.Социально-экоомические факторы :

-необходимость в квалифицированных кадрах

-снижение уровня безработицы

-повышение уровня жизни


Используйте стрелки «вверх-вниз» для просмотра документа.

Профориентация-в-образовательном-учреждении-Поиск.-Профессия.-Призвание.-Успех…

Тирасполь. Профориентация в образовательном учреждении: «Поиск. Профессия. Призвание. Успех…» (pdf файл)


Дополнительные материалы

1 класс_В мире профессий сельского хозяйства (скачать, формат Word)

2 класс_ Азбука профессий сел.хоз-ва (скачать, формат Word)

3 класс_Слава тем, кто хлеб растил! (скачать, формат Word)

4 класс_Квест-игра Калейдоскоп сельскохозяйственных профессий (скачать, формат Word)

Классный час профориентация 1-4 класс (скачать, формат Word)

Конспект НОД (скачать, формат Word)

Профориентация 5-8 кл. (скачать, формат Word)

Профоринтация 9-11 кл. (скачать, формат Word)

Сканированные сертификаты. Профориентация.

Фото. Профориентация в образовательном учреждении