Ставрополь (Россия) — Реализация системы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через взаимодействие муниципального дошкольного образовательного учреждения с родительской общественностью и социумом — 70
Сущность предложения
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека — гражданина. Дошкольное образовательное учреждение — важнейший социальный институт, в котором сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь воспитанников. Актуальность работы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, творчеством. Связь поколений наблюдается в организации и проведении ежегодного традиционного Парада дошкольных войск, посвященного Великой Победе, способствующего развитию личности гражданина и воспитанию долга защитника Отечества. Разработан и апробирован социальный пролонгированный проект «Родина», который включает:
— изучение, обобщение и распространение опыта гражданско-патриотического воспитания в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения;
— сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому наследию Ставрополя, России;
— активизация совместной просветительской и пропагандистской деятельности всех участников образовательного процесса через наглядную агитацию в учреждении и СМИ.
— Обеспечение возможности реализации творческого потенциала участников проекта на основе активного взаимодействия с социумом.
Организационное и технологическое решение вопроса
Создание проекта: сентябрь 2012 г. 1 этап предварительный: ноябрь 2012 — февраль 2013 г. Подбор, проблематизация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная социализация, социальный опрос семей, мониторинг профессиональной компетентности педагогов. 2 этап: Основной внедренческий: март 2013 – май 2016 г.г. Поэтапное выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка). Расширение социальной компетентности педагогов и родителей (законных представителей), создание модели управления педагогическим коллективом в процессе реализации проекта, содействие духовно-нравственному развитию личности детей дошкольного возраста. Проект состоит из нескольких блоков: Блок I «Моя малая Родина» Формирование у детей ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города. Развитие умения видеть красоту родного края и города, радоваться ей; умения ориентироваться по карте-схеме города, понимание того, что город, край — часть России. Через путешествия по фотографиям и иллюстрациям, беседы, рассказы о местоположение, особенности застройки, боевом прошлом. Чтение и заучивание стихотворений Ставропольских поэтов. Конструирование, фольклорные посиделки «За околицей», художественное творчество «Любимые места в городе». Слушание произведений Ставропольского композиторов. Рассматривание картин Ставропольских художников. Изготовление фотоальбомов «Мой город», «Профессии наших родителей». Заключительное мероприятие — праздник ко Дню города – игровая карусель «Путешествие по городу». Блок II «Край родной» Осуществление комплексного подхода к воспитанию патриотических чувств, приобщению дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям. Воспитание любви и привязанности к родному краю. Через проведение цикла познавательных занятий «Дом, в котором я живу», «Моя малая Родина – Ставропольский край!», посещение тематических мероприятий в Атаманском дворце. Оформление альбомов «Природа моего края», «Красная книга». Чтение познавательной литературы, художественное творчество, разучивание казачьих частушек, хороводов, песен о родном крае. Оформление виртуального музея «Русская изба». Блок III «Дедушкина медаль» Воспитание у детей дошкольного возраста к людям старшего поколения уважения и чувства благодарности за то, что они боролись за свободу нашей Родины и отстояли ее независимость. Знакомство с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат. Посещение памятников воинам Великой Отечественной войны в г. Ставрополе. Организация домашней беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ (Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны). Систематизация собранного материала в виде рукописной книги. Проведение праздника, посвященного Дню Победы, с приглашением ветеранов. Заключительное мероприятие: Парад дошкольных войск. Дети на время становятся пехотинцами, моряками, кадетами, летчиками, десантниками, пограничниками-кинологами, подводниками, бойцами военной автоинспекции. Все как на настоящем параде. Командиры подразделений докладывают главнокомандующему о готовности к параду. Знаменная группа полка особого назначения вносит знамя. Дети читают стихи о Великой Победе, стоят в Минуте Молчания, почтив павших в Великой Отечественной Войне. Каждый отряд под свою песню проходит торжественным маршем. В специально разбитых для каждой возрастной группы военной палатке отряды выполняют секретные задания, которые получили на параде. Бойцы полка специального назначения знакомят воспитанников и их родителей (законных представителей) с военной экипировкой военнослужащих российских войск. На Парад приглашаются ветераны Великой Отечественной Войны, труженики тыла, а также командование войсковой части № 05525. 3 этап: Итоговый результативный – июнь – август 2016 г.г. Рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов: соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта (социологическое исследование семей, связанное с региональным компонентом, мониторинг профессиональной компетентности педагогов). Распространение результатов и продуктов проектной деятельности (видеоматериалы для обмена опытом с педагогами города «Поделись опытом»); рассматривание идеи продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Без финансирования.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Использование данной модели гражданско-патриотического воспитания содействует:
— воспитанию чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;
— формированию партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями) воспитанников и социумом, вовлекая в единое образовательное пространство;
— повышению уровня профессиональной компетентности педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников (используя региональный компонент).
Организация и проведение подобных праздников как Парад дошкольных войск является основным направлением патриотического воспитания детей, что способствует развитию личности гражданина и воспитанию долга защитника Отечества. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье. Конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них: сильными, смелыми, храбрыми. Данные праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, героизм народа, победившего смертельного врага.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Реализация практики (технологии) возможности его распространения
МБДОУ д/с № 17 – является Федеральной стажировочной площадкой. За это время с опытом работы учреждения познакомились более 2 тысяч педагогов города и края. Обмен опытом работы происходит через организацию мероприятий разных уровней: конференций, круглых столов, мастер-классов, педагогических гостиных.
Отрасль применения практики (технологии)
Образование.
Дата внедрения практики (технологии)
С марта 2013 года.
География использования практики (технологии)
Ставропольский край, город Ставрополь, МБДОУ д/с № 17.
Отзывы, награды
Диплом I степени Всероссийского профессионального конкурса «Педагогические достижения», Диплом I степени Всероссийского творческого конкурса «Созвездие талантов», Диплом III степени Всероссийского педагогического конкурса «Лучшая авторская публикация», Диплом победителя Всероссийских конкурсов «Росточек: мир спасут дети», «Управленческий ресурс», «Патриот России», «Профессиональный успех», Благодарственное письмо от главы города Ставрополя.
Документы практики:
Контакты:
Администрация города Ставрополя. Управление культуры
355000, г. Ставрополь, пр. К.Маркса, д. 62
Телефон: +7 (8652) 26-76-89
Факс: +7 (8652) 27-14-53
E – mail: сulture07@mail.ru