Палаточный лагерь «Пространство туризма»


Сущность предложения

Летний палаточный лагерь — один из самых любимых и распространенных способов активного отдыха среди учащихся, предпочитающих здоровый образ жизни, живое общение со сверстниками, желающих обучится новому и интересному. Главная цель лагеря — воспитание духа товарищества, ответственности и самостоятельности в детях. Отдых в лагере позволяет укрепить физическое и психическое здоровье подростков, способствует формированию устойчивой мотивации для занятий физической культурой и спортом. Занятие туризмом, формирование навыков организации быта в природных условиях способствуют формированию социальной зрелости, дают возможность получить духовную и физическую закалку, активно подготовиться к трудовой деятельности, защите Родины.

Программа рассчитана на обучающихся учреждений г. Брянска и Брянской области в возрасте 11-13 лет. Продолжительность смены 7 дней.

По итогам программы участники получают навыки безопасного и комфортного нахождения в природной среде, осваивают основные уроки бережного отношения к природе и рационального использования ее ресурсов, укрепляют здоровье, развивают творческую активность.

Практика палаточного лагеря направлена на решение следующих проблем:

1. Проблемы организации летнего отдыха и досуга детей;

2. Проблема укрепление здоровья и привлечение детей и подростков к занятиям спортом и туризмом;

3. Содействие гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Организационно-технологическое решение вопроса

Этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий

Выполнение программы палаточного лагеря предполагает реализацию следующих этапов программы:

1. Подготовительный этап

2. Организационный этап

3. Основной этап

4. Заключительный этап

Краткое описание ключевых мероприятий программы:

Обучающие занятия по туризму (теоретические и практические занятия) по обустройству лагеря, виды палаток, установка палаток, типы и назначение костров, разведение костра, сбор рюкзака в поход, занятия по вязке узлов, надеванию страховочных систем, преодолению естественных препятствий, приготовлению пищи на костре в походных условиях, типы рюкзаков, личное и групповое снаряжение, оказание доврачебной помощи, виды транспортировки пострадавшего, наблюдения за погодой.

Занятия по ориентированию на местности (теоретические и практические занятия) «Работа со спортивной картой» (работа со спортивными картами лагеря и окрестностей), чтение карты, условные знаки карт, призмы, компостеры, ориентирование с помощью компаса, ориентирование по местным признакам, движение по азимуту, по линейным ориентирам, определение расстояния на местности.

Патриотические мероприятия — игра «Я живу в России», краеведческая экскурсия, викторина на аллее юных героев в о/л «Искорка», краеведческая информация у памятных мест мемориального комплекса «Стоянка партизанского отряда им. А.И. Виноградова».

Спортивные игры, соревнования, первенства: игра «Штурмовая бригада», прохождение верёвочного городка, покорение скалодрома, соревнования по ориентированию на территории лагеря, прохождение дистанции «Лабиринт», соревнования по туризму (эстафета с установкой палатки, сбором рюкзака, вязкой узла, надеванием систем), прохождение дистанции «Турэстафета», соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, первенство по шашкам и шахматам.

Пешеходные прогулки, экскурсии, походы – игра – экспедиция «Лес наш друг», велосипедная и пешеходная прогулка к камню «Памяти», лесной квест у Камня памяти, 2-х дневный пешеходный поход на оз. Круглое, велосипедный поход на стоянку партизанского отряда им. А.И. Виноградова, выезд на экскурсию в г. Дятьково (обзорная экскурсия по городу партизанской славы, краеведческий музей, преображенский храм с хрустальным иконостасом, развлекательный центр: скалодром, батуты, верёвочный парк), посещение бассейна Триумф.

— Творческие игры, конкурсы – игры на знакомство, сплочение, музыкальные вечера у костра, игра «Угадай мелодию».

Ресурсное обеспечение

— нормативно-правовое обеспечение (положения, инструкции, приказы, должностные обязанности и т.д.);

— программно-методическое обеспечение (банк методических материалов, планы-сетки смен, программы профильных и тематических смен и т.д.);

— информационное обеспечение (наличие сайта, групп в социальных сетях и т.д.);

— кадровое обеспечение (подбор кадров, повышение квалификации, участие в форумах, семинарах, стажировка, консультирование и т.д.);

— мотивационное обеспечение (система мероприятий по повышению мотивации кадров);

— материально-техническое обеспечение (инфраструктура лагеря «Искорка», наличие оборудования и необходимого снаряжения для обустройства палаточного лагеря, приобретение оргтехнических средств, спортивного инвентаря и т.д.).

Новизна

Новизна и оригинальность практики заключается в гармоничном сочетании туристско-краеведческой, патриотической, физкультурно–оздоровительной, исследовательской, художественно — эстетической, интеллектуальной деятельности детей. Такое сочетание видов деятельности способствует активному вовлечению обучающихся в воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в тренировочных, игровых, творческих формах работы.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Финансирование разработки и реализации практики палаточного лагеря состоит из:

— финансирования практики Центром туризма (за счёт платных услуг, муниципального бюджета);

— финансирования одним из организаторов БРОО «Отечество» (средства, привлеченные за счёт участия в конкурсах Президентских грантов).

— родительской платы.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Социальный эффект практики палаточного лагеря состоит:

— в создании оптимальных условий для удовлетворения потребностей детей, подростков в активном и полноценном отдыхе и оздоровлении;

— увеличении числа детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости;

— в создании максимальных условий для развития творческого потенциала детей, подростков;

— в формировании приоритета здорового образа жизни, нравственных ориентиров;

— в формировании навыков организации быта в природных условиях;

— в развитии нравственных мотивов поведения подростков, повышение самооценки и веры в свои возможности.

— в формировании умений межличностного и межгруппового общения.

— в формировании любви к своей малой родине, своей стране.

Социальный эффект программы предусматривает формирования будущего гражданина свободной, богатой, сильной духом страны.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика организации палаточных лагерей в Брянске была возобновлена в 2022 году в ДОЛ «Искорка», была реализована также и в 2023 году, и будем иметь продолжение реализации в будущем, так имеет большой спрос, среди подростков и родителей, нацеленных на приобщение к активному и здоровому образу жизни.

Практика палаточных лагерей реализуется во многих регионах России, в Брянской области – это уникальный проект.

Отрасль применения практики (технологии)

Социальная сфера – работа с детьми и подростками

Дата внедрения практики (технологии)

Практика организации палаточных лагерей в Брянске была возобновлена в 2022 году

География использования практики (технологии).

Место проведения палаточного лагеря «Пространство туризма» Брянская обл., Брянский р-н, Фокинское лесничество, ул. Лесная 1-я, 15

Отзывы, награды

1. Программа палаточного лагеря «Пространство туризма» (автор Симоненкова И. А.) — победитель регионального конкурса программ и методических кейсов «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления», 2022

2. Программа стационарного палаточного лагеря «Пространство туризма» (автор Панина Г.Б., Поплевко А.В.) — победитель регионального конкурса программ и методических кейсов «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления», 2023

    

Документы практики (дополнительные материалы):

1. https://www.turizmbrk.ru/news/1634/ — информация на сайте центра туризма о проведении палаточных лагерей в 2023 году
2. https://vk.com/turizmbrk?w=wall-7444583_5358 – информация в социальной группе ВК о проведении палаточного лагеря «Пространство туризма».
3. https://vk.com/turizmbrk?z=video-7444583_456239237%2F3a27232fba88a65d41%2Fpl_wall_-7444583 — рекламный ролик палаточного лагеря «Пространство туризма»
4. https://www.flickr.com/photos/136048436@N06/albums/72177720308890971/page1 — фото альбом 1 смены палаточного лагеря «Пространство туризма».
5. https://www.flickr.com/photos/136048436@N06/albums/72177720309076079 — фото альбом 2 смены палаточного лагеря «Пространство туризма».
6. https://www.flickr.com/photos/136048436@N06/albums/72177720309364012 — фото альбом 3 смены палаточного лагеря «Пространство туризма».
7. https://www.flickr.com/photos/136048436@N06/albums/72177720309577725 — фото альбом 4 смены палаточного лагеря «Пространство туризма».
8. https://www.flickr.com/photos/136048436@N06/albums/72177720309706062 — фото альбом 5 смены палаточного лагеря «Пространство туризма».
9. https://www.flickr.com/photos/136048436@N06/albums/72177720309869475 — фото альбом 6 смены палаточного лагеря «Пространство туризма».
10. https://rutube.ru/video/633f3b4209e9f686dbb56223e92f5b8c/ — фильм о походе, который снимал. телеканал «Брянская губерния» на 2 смене палаточного лагеря » Пространство туризма «.
11. https://www.youtube.com/watch?v=JolKQDEg2u4 — Репортаж ГТРК Брянск о работе детского палаточного лагеря «Пространство Туризма-2023». 12. «Зовут походные огни». Брянская учительская газета, № 21 от 02.06.2023 Автор: И.А. Симоненкова, методист ЦДиЮТиЭ г.Брянска 13. «Пространство туризма». Брянская учительская газета, № 30 от 04.08.2023 Автор: А.В, Поплёвко, методист ЦДиЮТиЭ г.Брянска.

    

Контакты: