Кадры для российской экономики: современные векторы развития и повышения качества российской системы образования

Источник: roscongress.org

Какие кадры требуются экономике, ориентированной на технологическое лидерство, и есть ли они?

В настоящее время экономика России столкнулась с серьезнейшим вызовом ускоренного импортозамещения. Сложившаяся ситуация обнажает имеющиеся уязвимости национальных производственных процессов, что в немалой степени связано с дефицитом как собственных технологий, так и трудовых ресурсов.

Так, по данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации потребность российской экономики в кадрах к 2030 году составит более 73 млн. человек. Наибольшая потребность будет в обрабатывающем производстве, которому потребуется почти 800 тыс. рабочих мест. Транспортировка и хранение — 400 тыс., здравоохранение и социальные услуги — еще 285 тыс., научно-исследовательская деятельность, а также IT дадут потребность в еще более 430 тыс. рабочих мест [1].

На этом фоне возрастает актуальность создания и поддержания суверенитета России во всех сферах жизнедеятельности общества — производство, наука, социальная сфера и др. И особенно речь идет о суверенитете технологическом, т.е. об удовлетворении текущих и будущих технологических потребностей в ключевых секторах экономики за счет отечественных НИОКР. В этих условиях обостряется проблема налаживания коммуникативных связей между потребителями и производителями технологий, а именно обеспечения технологического трансфера от научного сектора к производственному.

Новая экономика, ориентированная на технологическое лидерство и обеспечение экономического суверенитета требует совершенствования и развития тех сфер деятельности, которые определяют качество технологий, поддержку производителей на внутреннем рынке и продвижение их товаров на экспорт, удовлетворение потребности общества в качественных товарах и услугах, способствуя в конечном итоге обеспечению высокого качества жизни людей, повышению эффективности социально-экономического развития и укреплению международного экономического сотрудничества с дружественными странами.

Развитие сферы образования как ключевой фактор развития российской промышленности

Фундаментом любого развития является обучение. Образование — это важнейший аспект жизни любого человека, залог его правильного развития, профессионализма и успешности в будущем. А сегодня, в условиях современного информационного высокотехнологичного мира, обремененного множеством политических, экономических, культурных и экологических проблем, образование выступает одним из важнейших показателей качества жизни населения, а обеспечение его качества представляет собой важнейшую стратегическую задачу для государства.

«России необходимо перейти на суверенную экономику, которая будет сама формировать спрос. Такая экономика предполагает масштабное наращивание производительных сил», — заявил Президент России Владимир Владимирович Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме еще в 2023 году [2]. Одним из важнейших условий перехода к такой экономике предложения и обеспечения технологического прорыва является совершенствование образовательных программ и подготовка высококвалифицированных специалистов для развития российской промышленности.

В последние десятилетия государство в качестве приоритета национального развития ставит приоритетное укрепление и использование научно-исследовательского потенциала вузов. Одним из важнейших факторов при этом выступает кооперация системы образования и бизнеса. Взаимодействие университетов и среднего профессионального образования (СПО) с организациями и предприятиями реального сектора экономики является быстро развивающимся трендом. Сотрудничество может проходить не только в рамках совместных образовательных программ, но и в рамках различных научных, инновационных и социальных проектов.

В современных условиях взаимодействие бизнеса и сферы образования неизбежно. Краеугольными камнями здесь остаются вопросы: Как крупные предприятия взаимодействуют с вузами? Насколько и те, и другие готовы к взаимодействию? Готовит ли современная система образования тех специалистов, которые сегодня нужны?

Как отметил в своем выступлении на сессии «Кадры для роста: пути и решения» ПМЭФ-2025 Андрей Ильич Комаров, Член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, «сегодня любой работодатель знает, что в стране не хватает кадров. Поэтому если сегодня предприятие не вовлечено в длинный процесс подготовки кадров, не имеет образовательного партнера, то эта компания находится в критической ситуации, так как дефицит кадров в ближайшем будущем будет только нарастать».

Правда, следует подчеркнуть, что установленные на сегодняшний день многими представителями бизнеса партнерские связи с высшим и средним профессиональным образованием, реализуемые совместные образовательные проекты — это лишь самое начало пути, потому что сама сфера образования также нуждается в навигационной настройке, в понимании того, какие кадры нужны сегодня промышленности, особенно в высококонкурентных отраслях. Решительные шаги в этом направлении — то есть создании такой навигационной системы — уже сделаны со стороны государства: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации опубликовало Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2025-2027 годы [3]. При его разработке за основу был принят базовый вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. Это, безусловно, очень важный для государства стратегический документ.

Подготовка кадров для будущего: пути и решения

На наш взгляд, для эффективного решения проблемы дефицита кадров в ключевых секторах экономики и преодоления разрыва между потребностями рынка труда и предложением системы образования можно определить следующие перспективные направления:

1. В рамках санкционной экономики и возрастающих вызовов со стороны недружественных стран, требующих обеспечения ускоренного импортозамещения и принятия опережающих в стратегическом плане решений, образовательным учреждениям, особенно сферы высшего образования, необходимо развивать бизнес-ориентированные модели обучения, сфокусированные, в первую очередь, на реализацию цели создания отечественной продуктовой линейки.

2. Одним из главных условий, способных сегодня обеспечить технологическое лидерство российской экономике, является разработка перспективной модели развития современного инженерного образования, в которой центральным звеном выступает вуз как партнер, акцентирующий в своей деятельности внимание на кадровой и научной тематике в тесной кооперации с предприятиями. Только такой подход способен дать квалифицированных специалистов для производства, для реального сектора экономики, обеспечить оптимальное сочетание знания теории и технологий.

3. Наращивание интеграционного потенциала образовательных учреждений, то есть их способности к продуктивному взаимодействию с различными организациями-партнерами в целях реализации совместных проектов в образовательной, научной, инновационной сфере, социальной деятельности способствует повышению роли образовательных учреждений (как высшего образования, так и среднего профессионального образования) в обществе как важных субъектов социально-экономического развития и качества образовательного процесса.

Интеграция, например, вузов и предприятий в образовательной деятельности повышает качество подготовки выпускников, так как позволяет прочнее связать знания, навыки и умения обучающихся с потребностями рынка труда, а взаимодействие в научной и инновационной сферах повышает перспективы коммерциализации результатов вузовских фундаментальных и прикладных исследований в реальном секторе экономики, что создает реальные предпосылки для обеспечения технологического суверенитета России и импортоопережения.

4. Одним из важнейших условий обеспечения технологического прорыва является развитие каналов и направлений сотрудничества вузов и реального сектора экономики с точки зрения не просто создания базовых кафедр на предприятиях или заключения договоров о практической подготовке, а создания инфраструктуры предприятия на базе вуза; не просто повышения качества подготовки кадров высшей квалификации, а развития, например, целевой аспирантуры для повышения практической значимости представляемых к защите диссертаций для экономики страны.

5. Сегодня, когда вопросы технологического суверенитета становятся вопросами обеспечения национальной безопасности, университеты должны стать не просто площадкой для получения образования, а пространством для генерации решений будущего. Важным инструментом достижения данной цели является технологическое предпринимательство, которое выступает связующим звеном между университетом и бизнесом, технологиями. Привлекая индустриальных партнеров, вуз сокращает расстояние между разработкой и внедрением.

6. В современных условиях подготовка специалистов для отраслей важна как никогда, особенно в условиях динамичного рынка труда, развития технологий, повышения требований к выпускникам и постоянного обновления списка востребованных профессий. Для преодоления кадрового голода, когда в промышленности наблюдается высокий спрос на инженерные кадры при критическом дефиците высококвалифицированных специалистов, в условиях потребности постоянного обновления знаний необходимо возрождение системы подготовки инженерных кадров для отраслей. Важным фактором при этом выступает способность университетов обеспечить результативность научных исследований и их коммерциализации.

7. Привлечение талантливой молодежи в сферу науки и инноваций, развитие творческого потенциала у молодых людей принципиально невозможны без разработки принципиально новых методов и инструментов, способных ликвидировать несоответствие между тем, чего хотят работники и их работодатели, а также учитывающих толчки продолжающихся перемен в виде пандемии, энергетического кризиса, политических потрясений и перехода к более экологичному образу жизни.

Согласно данным отчета The Adecco Group «Глобальная рабочая сила будущего-2022», опубликованного Международной организацией по стандартизации ИСО [4], три момента, на которые всем стоит обратить внимание в ближайшем будущем при выстраивании стратегий развития, формирования программ обучения и повышения квалификации и т.д.:

  • Вовлеченность — новый приоритет, когда основной акцент в кадровой политике делается на миссию организации, приверженность компании целям устойчивого развития. Сегодня счастье, стабильность, хороший баланс между работой и личной жизнью, отношения с коллегами и гибкость графика важнее, чем зарплата. Фактически, зарплата опускается до шестого по значимости фактора при принятии решения остаться в компании, когда работник чувствует себя вовлеченным.
  • Компании будут высоко ценить «мягкие навыки» или soft skills.
  • Стандартизация отношений работников и работодателей и процедур, на которые они могут положиться в современное неспокойное время, помогающая разработать планы по подготовке к грядущим событиям, составить карту навыков, необходимых для достижения Целей устойчивого развития ООН (ЦУР) и т.п.

Активизировать меры, направленные на вовлечение молодежи в промышленность, можно, в том числе, путем: 

  • активного привлечения преподавателей-практиков к совместной научной работе со студентами, а также усиления практической направленности и развития возможностей реализации научных разработок и проектов;
  • масштабного использования научно-исследовательских и учебных лабораторий университетов в учебном процессе;
  • расширения кругозора обучающихся посредством привлечения их на общекультурные и профессиональные мероприятия с участием представителей реального сектора экономики, например, создавая дискуссионные площадки и клубы, в рамках развития коворкинг-пространств и «точек кипения».

«Важно грамотно снавигировать молодого человека и „дотащить“ его до конкретной отрасли после обучения, — подчеркнул в своем выступлении на сессии „Кадры для роста: пути и решения“ ПМЭФ-2025 Александр Антонович Вайно, Директор направления „Молодые профессионалы“ Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). — Если мы не влюбим молодежь в промышленность, то технологического лидерства достичь России будет невозможно».

Список источников.
1. Минтруд ожидает, что спрос на рабочую силу в РФ к 2030 г. превысит 73 млн человек // https://www.interfax.ru/russia/922055, 02.07.2025.
2. Путин призвал создать в России «экономику предложения» // https://tass.ru/ekonomika/18038125, 02.07.2025.
3. Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2025-2027 годы // https://mintrud.gov.ru/docs/2683, 02.07.2025.
4. Три ключевые тенденции, формирующие новый мир труда // https://www.iso.org/ru/contents/news/2023/02/key-trends-shaping-the-work.html, 03.07.2025

Источник: https://e-cis.info