023 год Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса не только педагогических работников и общественной значимости этой профессии, но и специалистов, занимающихся наставнической деятельностью. Этому уделяется повышенное внимание во всех сферах. Так, на предприятиях отрасли общественного транспорта разработаны соответствующие планы мероприятий.
«Независимо от подразделений и профессий, повсюду будут определены наставники, которые возьмут шефство над молодыми сотрудниками. Это касается водительского состава, кондукторов, слесарей, монтажников и работников других специальностей. Естественно, люди трудоустраиваются, приходят на работу с определенным уровнем подготовки, но нет ничего лучше, чем практика. Самое простое и понятное – когда уже опытный человек дает пояснения на своем примере, показывает на деле, как нужно решать поставленные задачи, – рассказывает заместитель руководителя Департамента транспорта Администрации г. о. Самара Юрий Тапилин. – Такие мероприятия будут продолжаться весь год, однако, и после Года педагога и наставника это направление деятельности планируем развивать. Надеемся, что такая практика будет полезна для совершенствования профессиональных навыков, прежде всего, сотрудников-новичков и даст только положительные результаты. А поскольку транспортные предприятия оказывают услуги перевозок, пассажиры тоже смогут ощутить улучшения».
Напомним, что в муниципальном предприятии «Трамвайно-троллейбусное управление» уже не первый год функционирует учебный центр, предоставляющий возможности обучения, прохождения практики и трудоустройства, с обеспечением полноценного социального пакета. На предприятии, которое осуществляет автобусные перевозки по муниципальным маршрутам, также на постоянной основе действует практика наставничества. В процессе участвуют лучшие водители, которые стали победителями и лауреатами городских, областных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства. Они передают самое ценное – свой опыт.
Так, перевозчик «Самара Авто Газ» в качестве одного из наставников задействует водителя автобуса маршрута № 34, серебряного призера областных соревнований Виталия Сычёва. Он имеет опыт управления троллейбусом, маршруткой, такси, а с 2015 года работает на автобусах большой вместимости.
«Для меня это не просто романтика – колесить по городу, наблюдать за объектами, мимо которых проезжаю, общаться с пассажирами. Помимо удовольствия, которое я получаю от работы, есть еще огромная ответственность. В приоритете – комфорт перевозок и обеспечение безопасности. Нужно безукоризненно соблюдать правила дорожного движения, справляться со стрессовыми ситуациями, сложной дорожной обстановкой, быть предусмотрительным, вежливым с пассажирами и аккуратно управлять автобусом: например, максимально плавно подъезжать к остановке и тормозить и так же отъезжать от остановочной площадки, чтобы пассажиры не испытывали неудобств, – поясняет Виталий Сычёв. – Есть много сложностей, которые могут встречаться на линии. Поэтому практика – это крайне важно, ее нередко не хватает многим автомобилистам. И об этом я тоже рассказываю новичкам, пришедшим в профессию. Считаю, что молодому поколению и не только стоит к ней присмотреться. Ни один город никогда не останется без общественного транспорта, а значит, это стабильная и перспективная работа».
По наблюдениям наставников, работающих в «Самара Авто Газ», порядка 80% трудоустроенных водителей остаются на предприятии и трудятся долгие годы. Многие, решив однажды сменить профессию, потом снова возвращаются в автобусный парк. А некоторые принимают решение переквалифицироваться, продолжая работать в стенах родного предприятия.
Надежда Федюнина была кондуктором, потом стала бригадиром, а теперь, получив водительские права категории «D», намерена получить должность водителя автобуса.
«Стать водителем – мечта, которая у меня возникла еще в детстве. В настоящее время я стажируюсь. Считаю, что если есть стремление, то все получится, при этом неважно, мужчина вы или женщина. Женщины-водители на нашем предприятии тоже есть. Главное – ответственность, инициативность и целеустремленность. Кроме того, во время вождения нужно постоянно заботиться об аккуратности и безопасности», – подчеркивает стажер.
Специалисты также отмечают, что к закрепленной машине надо относиться бережно, следить за ее внешним видом и техническим состоянием. А над совершенствованием личной профессиональной подготовки необходимо работать систематически. Команда руководителей и наставников – в помощь.