Переговоры начались со встречи в узком составе, в которой также приняли участие Премьер-министр Армении Никол Пашинян, Президент Белоруссии Александр Лукашенко, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Президент Киргизии Садыр Жапаров и Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович. Далее консультации продолжились в расширенном составе.
На заседании подведены итоги работы ВЕЭС в год российского председательства, обсуждены перспективные направления углубления интеграционных процессов.
По итогам встречи подписан пакет документов:
3. Решение «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2024 год».
4. Решение «О Председателе Коллегии Евразийской экономической комиссии».
5. Решение «О персональном составе и распределении обязанностей между членами Коллегии Евразийской экономической комиссии».
6. Решение «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2024 –2025 годы».
7. Решение «О внесении изменения в приложение № 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии» (в части, касающейся срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска)).
8. Решение «О внесении изменений в приложение № 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии» (в части, касающейся уточнения функций и полномочий Совета Евразийской экономической комиссии).
9. Решение «О внесении изменений в Регламент работы Евразийской экономической комиссии» (в части, касающейся фитосанитарных мер).
10. Решение «О внесении изменений в Регламент работы Евразийской экономической комиссии» (в части, касающейся процедуры оценки фактического воздействия и оценки регулирующего воздействия).
11. Решение «О внесении изменений в некоторые решения Высшего Евразийского экономического совета».
12. Решение «О внесении изменений в Положение о Совете руководителей уполномоченных органов государств – членов Евразийского экономического союза в сфере энергетики».
13. Решение «О председательстве в органах Евразийского экономического союза».
14. Решение «Об освобождении от должностей и назначении на должности судей Суда Евразийского экономического союза».
15. Решение «Об отчете об исполнении бюджета Евразийского экономического союза за 2022 год».
16. Решение «О бюджете Евразийского экономического союза на 2024 год».
17. Решение «О внесении изменений в Положение о бюджете Евразийского экономического союза».
18. Решение «Об утверждении размера пошлины, уплачиваемой хозяйствующими субъектами при обращении в Суд Евразийского экономического союза».
19. Распоряжение «О разработке методики расчета нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств – членов Евразийского экономического союза и периодичности их пересмотра».
20. Распоряжение «О плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь»».
21. Распоряжение «О нормативных правовых актах государств –членов Евразийского экономического союза в сфере естественных монополий, которые подлежат сближению».
22. Распоряжение «О времени и месте проведения очередного заседания Высшего Евразийского экономического совета».
* * *
На полях заседания ВЕЭС на уровне вице-премьеров также подписано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны.
Выступление Президента России на заседании Высшего Евразийского экономического совета в узком составе
Источник: kremlin.ru
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Как и договаривались, мы встречаемся сегодня в Петербурге, и я рад всех вас приветствовать.
У нас насыщенная повестка дня. После того как мы проведём заседание Высшего Евразийского экономического совета в узком составе, продолжим работу в более широком формате – с участием делегаций.
Сегодня рассмотрим целый ряд важных, принципиальных, я бы сказал, вопросов, касающихся углубления евразийской интеграции. В частности, предстоит одобрить подготовленный по инициативе российской стороны проект декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках нашего объединения на период до 2030-го и на перспективу до 2045 года. По сути, это новый документ программного характера, которым предусмотрены конкретные меры по активизации совместных усилий в ключевых отраслях, а также определены дополнительные сферы взаимодействия, такие как климатическая повестка, медицина, туризм и некоторые другие.
Подчеркну, в разработке декларации активное участие принимали правительства, ведомства и эксперты всех стран-членов. Рассчитываю, что мы с вами утвердим декларацию, оформив это соответствующим решением Высшего Евразийского экономического совета.
Хотел бы особо отметить, что накануне нашего заседания подписано соглашение о свободной торговле между Евразэс и Ираном. Данное соглашение может иметь действительно серьёзное значение в контексте укрепления связей Евразийского союза с одной из крупнейших и технологически развитых экономик Евразийского региона.
После вступления соглашения в силу практически все категории товаров, производимые в союзе, получат беспошлинный доступ на обширный иранский рынок – 90 миллионов человек, – а нетарифные барьеры будут значительно снижены.
В этом заинтересованы деловые круги наших стран, которые активно торгуют с иранскими партнёрами, и теперь условия для такого коммерческого сотрудничества будут заметно улучшены.
Очевидно и то, что либерализация торговли с Ираном даст хороший дополнительный импульс развитию связывающих все наши государства транспортно-логистической системы, транспортно-логистических маршрутов, таких как международный коридор «Север–Юг». Создаст предпосылки для наращивания научно-производственной кооперации, туристических и делегационных обменов, контактов между людьми.
В ходе сегодняшнего заседания нам также предстоит принять кадровые решения, в первую очередь утвердить новых председателя и некоторых членов Коллегии Евразийской экономической комиссии. С учётом принципа очерёдности должность председателя Коллегии переходит с 1 февраля 2024 года к представителю Республики Казахстан. Наши казахстанские друзья сегодня официально предложат соответствующую кандидатуру.
В связи с истечением срока полномочий ряда судей Суда Евразэс на наше утверждение также представлен новый состав этого органа, который должен приступить к работе с 1 января 2024 года.
Естественно, в повестку дня включён и целый спектр других конкретных вопросов экономического взаимодействия, таможенно-тарифного регулирования, инвестиционной политики, функционирования общих рынков Евразэс. Коллеги смогут высказаться по всем волнующим их проблемам деятельности нашего Союза.
В целом же, говоря о сотрудничестве в рамках Евразэс, хотел бы с удовлетворением констатировать, что оно продвигается весьма успешно и динамично, способствуя более полному раскрытию экономического потенциала наших государств. Мы взаимодействуем на принципах взаимной выгоды, уважения и учёта интересов друг друга. Евразийский союз действует уже скоро как 10 лет, и за это время почти в два раза увеличился объём взаимной торговли, а совокупный ВВП стран Евразэс вырос с 1,6 до 2,5 триллиона долларов. Созданы ёмкие, работающие по согласованным правилам единые рынки товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов. А главное, Евразийский союз состоялся как авторитетное международное интеграционное объединение с эффективной структурой, хорошей базой, работа которого напрямую способствует повышению благосостояния и улучшению качества жизни граждан наших государств.
Выступление Президента России на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе
Источник: kremlin.ru
В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья, добрый день!
Я рад всех приветствовать.
У нас сейчас состоялась беседа в узком составе.
А вначале хотел бы поприветствовать Министра промышленности, рудников и торговли Исламской Республики Иран господина Аббаса Алиабади. Я ещё скажу в своём выступлении, хочу отметить, что мы в узком составе отмечали, что сегодня подписано соглашение о сотрудничестве и зоне свободной торговли между Евразэс и Республикой Иран. Думаю, что это очень хороший шаг вперёд, сейчас ещё скажу об этом.
Мы, как я уже сказал, только что завершили заседание Высшего Евразийского экономического совета в узком составе, обменялись мнениями по важным аспектам деятельности нашего объединения, наметили стратегические перспективы углубления интеграционного сотрудничества. В частности, обсуждался вопрос о принятии декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года. Эта идея была поддержана, все члены Высшего совета согласились утвердить декларацию, и соответствующее решение мы формализуем по итогам нашего заседания.
По сути, декларация – это новый документ программного характера, которым предусмотрены шаги по наращиванию совместных усилий в ключевых отраслях, а также определены дополнительные сферы взаимодействия.
Наши министры экономического блока, эксперты и профильные специалисты хорошо поработали над согласованием текста декларации. Документ вобрал в себя видение всех пяти стран союза, того, как дальше должна развиваться евразийская интеграция, полностью отражает мнения и интересы каждого из участников Евразэс и представляется весьма добротным.
На встрече в узком составе подведены основные итоги деятельности Евразийского союза в ходе российского председательства, которое завершится 31 декабря, и российская сторона, безусловно, благодарна всем партнёрам по объединению за конструктивную совместную работу, в том числе по реализации приоритетов нашего председательства. Взаимодействие в рамках союза продолжает развиваться динамично и успешно по всем ключевым направлениям интеграционного строительства, даже несмотря на известные трудности, связанные с непростой международной внешней ситуацией.
С удовлетворением отмечаем, что в текущем году во всех странах – членах объединения фиксируется стабильный рост экономик. Так, у нас в России за первые три квартала ВВП прибавил три процента, а по итогам года ожидается 3,5 процента. Прирост валового продукта, причём весьма значительный, имеется и в других государствах Евразэс. Насколько я знаю, за девять месяцев он составит в Армении более девяти процентов, это очень хороший показатель; в Казахстане – почти пять, да, Касым-Жомарт Кемелевич?
К.-Ж.Токаев: Да.
В.Путин: Отлично.
В Киргизии – более четырёх процентов, а в Белоруссии, так же как и в России, – 3,5.
Промышленное производство в Евразэс увеличилось на 3,5 процента. Строительная отрасль выросла на 9,3 процента. Что немаловажно, количество безработных в целом по Евразийскому союзу сократилось на 14,2 процента, а в России безработица вообще находится на минимальном историческом уровне – менее трёх процентов, 2,9.
По имеющимся данным, за девять месяцев текущего года торговля между пятью нашими странами выросла на 8,9 процента. При этом улучшается её структура, увеличиваются поставки готовой высокотехнологичной продукции с одновременным снижением сырьевой составляющей.
Важно, что доля национальных валют во взаимных расчётах превысила 90 процентов. И этот показатель, без сомнения, будет расти и в дальнейшем с учётом принимаемых нашими странами совместных мер в финансовом секторе.
Планомерно расширяется круг преференциальных внешнеторговых партнёров «пятёрки». Сегодня состоялась, как я уже упомянул вначале, церемония подписания соглашения о свободной торговле между Евразэс и Ираном. Хотел бы поздравить всех нас и присутствующего здесь иранского Министра промышленности и торговли господина Алиабади с тем, что завершена работа над этим стратегическим документом.
Исламская Республика Иран является одной из крупнейших экономик Евразийского региона, технологически развитым государством и ключевым звеном южного торгового пути между рынками Евразэс и странами Ближнего Востока и Южной Азии. Поэтому укрепление связей с этой страной принесёт очевидные выгоды как всем участникам нашего объединения, так и самой Исламской Республике Иран.
Как известно, действующее с 2019 года временное торговое соглашение Евразэс с Ираном позволило нарастить встречный товарооборот в два раза, хотя охватывало лишь незначительный перечень товарных позиций. В соответствии же с подписанным сегодня соглашением тарифные льготы будут распространены на более чем 85 процентов товарной номенклатуры и свыше 90 процентов объёмов текущей торговли наших стран с Исламской Республикой Иран. Рассчитываем на оперативное проведение всеми государствами-членами соответствующих ратификационных процедур.
Напомню, что в настоящее время готовятся важные договорённости и с другими, обладающими большим экономическим потенциалом странами. Речь идёт о преференциальном соглашении между Евразэс и Египтом – одним из наших ключевых партнёров в арабском мире и на Африканском континенте, с которым страны Евразийского союза связывают тесные отношения и интенсивные торгово-экономические контакты. Работа над проектом соглашения о свободной торговле с Египтом находится на весьма продвинутой стадии. И мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы как можно скорее выйти на его подписание.
Помимо этого Евразийская комиссия ведёт переговоры с Объединёнными Арабскими Эмиратами и с Индонезией. Формирование зон свободной торговли с этими странами позволит ещё больше нарастить экспортный потенциал Евразэс, увеличить взаимные поставки на рынки дружественных государств и тем самым придаст дополнительный импульс развитию экономик союза, будет укрупнять и будет диверсифицировать наш общий рынок.
В целом с ростом авторитета и экономического веса Евразэс всё больше стран и международных организаций выражают заинтересованность в установлении взаимовыгодных контактов с «пятёркой». У нас уже налажено тесное сотрудничество с такими крупными региональными структурами, как Шанхайская организация сотрудничества и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
Реальную отдачу приносит и работа по сопряжению интеграционных процессов по линии Евразэс и китайской инициативы «Один пояс – один путь».
Возвращаясь к сотрудничеству непосредственно в рамках Евразэс, хотел бы акцентировать, что целый ряд важных решений в текущем году был принят в сферах промышленной кооперации, локализации производств, по углублению сотрудничества в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности.
Напомню, в частности, что на майском саммите Евразэс в Москве мы одобрили запуск специального механизма финансирования, предусматривающего особые льготы для экономических проектов с участием трёх и более стран – участниц союза.
В нынешнем году также утверждены правила взаимной торговли электроэнергией на общем рынке и начал свою работу Совет руководителей органов государств Евразэс в сфере энергетики. По итогам нашего заседания мы утвердим решение о наделении этого Совета дополнительными контрольными полномочиям.
Продолжается интенсивная работа по развитию единой транспортной системы Евразийского союза, включая международный коридор «Север–Юг». В этом смысле опять же возвращаюсь к нашему сотрудничеству с Исламской Республикой Иран, за которой здесь ключевые позиции.
Активизировалось сотрудничество в сфере науки и техники, последовательно укрепляется технологический суверенитет государств Евразэс. Общими усилиями наших стран продвигается цифровая повестка, в том числе создана и успешно развивается интеграционная информационная система, разработаны и применяются единые стандарты обмена данными и правила цифровой коммерции.
Ещё одним шагом вперёд на этом направлении станет подписание нами сегодня протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразэс в части регулирования внешней электронной торговли.
Естественно, повестка нынешнего заседания Высшего совета включает и другие важные вопросы интеграционного взаимодействия, в их числе координация макроэкономической политики, снятие остающихся ограничений и барьеров во взаимной торговле, совершенствование антидемпинговых механизмов, развитие общего рынка услуг, сближение правового регулирования в сфере естественных монополий. Соответствующие договорённости уже согласованы и будут оформлены сегодня нашими решениями.
Дорогие друзья!
С 1 января Россия передаёт председательские функции в Евразэс Армении. Я хотел бы пожелать успехов нашим армянским коллегам и друзьям. Разумеется, окажем им всю необходимую помощь.
Как мы уже не раз отмечали, в будущем году исполняется десять лет заключению основополагающего договора в Евразэс. И мы сейчас в узком составе договорились, учитывая, что это юбилейное мероприятие, все согласились с моим предложением провести в мае 2024 года саммит, посвящённый этому юбилею, в Москве.
Этот саммит откроет новое десятилетие тесной совместной работы по углублению интеграции, повышению благосостояния и качества жизни граждан наших стран. Чёткие ориентиры на этот счёт определены принимаемой сегодня долгосрочной декларацией о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045-го.
И ещё хотел добавить: к нашему заседанию подготовлены проекты решений об обновлении состава Коллегии Евразийской экономической комиссии и Суда Евразэс. Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить всех действующих членов Коллегии, судей и особенно Председателя Коллегии Михаила Владимировича Мясниковича за весомый вклад в развитие Евразийского экономического союза. Он действительно многое сделал, чтобы комиссия работала ритмично, эффективно.
Также хотел бы поприветствовать заступающего с 1 февраля 2024 года на пост главы Коллегии господина Сагинтаева – мы его очень хорошо знаем, – который уже работал членом ЕЭК и, уверен, энергично и без раскачки примется за свои новые обязанности. Он работал и в Администрации Президента Казахстана и был Премьер-министром Казахстана.
Конечно, желаю успехов всему новому составу Коллегии Евразийской комиссии и Суда Евразэс.
Позвольте передать слово Николу Воваевичу Пашиняну, а затем выступят другие участники саммита.
Кроме того, мы просмотрим видеообращение Президента Республики Куба Мигеля Диаса-Канеля Бермудеса как главы государства – наблюдателя при Евразэс. После чего заслушаем доклад Михаила Владимировича Мясниковича и подпишем и утвердим подготовленные проекты.
Благодарю вас за внимание.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян
Источник: primeminister.am
“Уважаемые главы государств,
Уважаемые члены делегаций,
Рад приветствовать вас на заседании Высшего Евразийского экономического совета, в ходе которого нам предстоит обобщить проделанную в текущем году работу и наметить контуры дальнейшего развития ЕАЭС.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить российскую сторону и лично պрезидента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за организацию сегодняшнего мероприятия на самом высоком уровне.
Республика Армения с 1 января 2024 года принимает у Российской Федерации председательство в органах ЕАЭС, в связи с чем мы рассчитываем на поддержку государств-членов и эффективное сотрудничество в реализации поставленных нами задач.
Символично, что председательство Армении совпадает десятилетием подписания Договора о ЕАЭС, в основе которого лежит фундаментальный постулат о том, что ЕАЭС – это экономическое объединение, которое не должно иметь политической и, тем более, геополитической повестки.
Мы продолжаем воспринимать его именно таким образом и развивать взаимодействие в рамках нашего экономического сотрудничества в данном контексте, стремясь пресекать всяческие попытки политизации евразийской интеграции. ЕАЭС и его экономические принципы не должны коррелировать с политическими амбициями.
Базовые свободы торговли и интеграции не могут и не должны ограничиваться из-за политических соображений, это точно приведет к коррозии фундаментальных принципов объединения.
В этом контексте, армянская сторона считает важным подписание Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов до 2030 года и на период до 2045 года, в основу которого заложены концептуальные и приоритетные направления среднесрочного и долгосрочного развития ЕАЭС.
Армянская сторона приветствует подписание Соглашения о свободной торговле с Ираном. Подписание полноформатного Соглашения поспособствует укреплению торгово-экономических, логистических и транспортных связей с Ираном и позволит подвести прочную договорную основу под совместные планы.
Уважаемые коллеги,
Вместе с тем, внутри ЕАЭС накопился ряд нерешенных вопросов принципиального характера, считаю уместным отметить назревшую необходимость достижения принципиальных решений для согласования государствами-членами подходов, принципов и механизмов функционирования общих рынков энергоресурсов.
В этом контексте мы готовы проявить гибкий подход для обеспечения баланса интересов государств-членов ЕАЭС по неурегулированным вопросам, с целью использования преимуществ и потенциала общих рынков энергоресурсов ЕАЭС.
Считаю также необходимым расширение направлений сотрудничества в сфере повышения энергоэффективности и развития возобновляемой энергетики.
Другим фундаментально важным вопросом является внедрение цифровых технологий в практическую деятельность государственных бизнес-процессов с активным привлечением IT- сообществ наших стран.
Указанная сфера приобретает особую актуальность, в частности, в свете прикладного применения искусственного интеллекта, который открывает новые возможности для более оперативного сбора и эффективного анализа данных экономической активности.
Ответственное использование возможностей искусственного интеллекта может также служить дополнительным толчком для развития экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС.
Общеизвестно, что отсутствие общей границы со странами Союза создает определенные трудности и экономические издержки для Армении. Это вызов для Армении, но в тоже время – уникальная возможность для ЕАЭС. Если нам удастся через современные технологии обеспечить транспортную, транзитную и административную бесшовность, мы получим уникальную возможность для развития отношений ЕАЭС с заинтересованными третьими странами.
Еще одним эффективным инструментом может стать введение современных систем цифровой прослеживаемости товаров и грузов, в том числе взаимное признание электронных подписей, что гарантирует реализацию «четырех свобод» без создания дополнительных препятствий, тем самым обеспечив техническую основу для эффективного сотрудничества в ЕАЭС.
Важно, чтобы данные системы были современными, эффективными и устраняли имеющиеся барьеры, а не создавали новые.
Уважаемые участники заседания,
В это непростое для всех нас время следует сосредоточить усилия, чтобы максимизировать эффекты ЕАЭС с учетом национальных приоритетов социально-экономического развития.
В завершение, хочу еще раз выразить всем признательность за активное сотрудничество в 2023 году и пользуясь случаем, уважаемые коллеги, поздравляю всех с наступающим Новым годом, желаю мира и благополучия нашим странам.
Благодарю за внимание”.
Президент Беларуси Александр Лукашенко
Источник: president.gov.by
В повестке саммита было более двух десятков вопросов, которые в том числе касались ключевых направлений дальнейшего развития интеграционных процессов в ЕАЭС, международной деятельности, макроэкономической политики, работы по устранению барьеров, сокращению изъятий и ограничений на внутреннем рынке союза.
Александр Лукашенко высказался о перспективах евразийской интеграции до 2045 года. Вниманию лидеров стран была представлена подготовленная в период российского председательства декларация об основных задачах и ключевых направлениях дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза на период до 2030 и 2045 годов.
Во время своего выступления на саммите Александр Лукашенко назвал главным достижением в Евразийском экономическом союзе стабильно функционирующие общий внутренний рынок и единое таможенное пространство.
"Наше заседание в определенной степени знаковое. Завершается очередной этап развития Евразийского экономического союза. В будущем году мы отметим десятилетие (подписания Договора о ЕАЭС. — Прим.). Нам представлен обширный и обстоятельный доклад об итогах работы союза за истекший период. Мы можем не только оценить результаты, но и поговорить о путях совершенствования, необходимых решениях проблемных вопросов. Считаю главным достижением стабильно функционирующие общий внутренний рынок и единое таможенное пространство со всеми недостатками", — сказал белорусский лидер.
Товарооборот союза с внешними партнерами за последние семь лет в абсолютных показателях увеличился более чем на $340 млрд. Объемы взаимной торговли удвоились и составили порядка $85 млрд. "У Беларуси с Россией в этом году будет где-то около $50 млрд (взаимной торговли. — Прим.), — отметил Александр Лукашенко.
Белорусский лидер заявил, что в союзе сохраняется высокий уровень самообеспеченности сырьевыми ресурсами и ключевыми видами продовольствия.
"Что очень важно. Много говорили, что мы не сможем жить самостоятельно. Вот — ключевыми видами мы обеспечены", — заметил белорусский лидер.
Например, страны ЕАЭС удерживают второе место в мире по добыче нефти и газа, производству минеральных удобрений, третье — по производству пшеницы, картофеля, животноводческой продукции, четвертое — по добыче угля. "Разбежки совсем небольшие от лидеров", — уточнил Президент.
Александр Лукашенко напомнил, что в самом начале функционирования у ЕАЭС было отрицательное сальдо внешнеторгового баланса по товарам продовольственной группы, которое в 2015 году сложилось в размере почти $13 млрд.
"Сейчас благодаря слаженной работе в рамках союза устранили дисбаланс и вышли в плюс по продовольствию. Этой важнейший фактор. Людей накормили своих и обеспечиваем другие страны мира. Достигнут высокий уровень продовольственной самообеспеченности, который, к примеру, по Беларуси составляет почти 100%. За счет собственного производства мы покрываем свои внутренние потребности в зерне, свинине, мясе птицы, молоке, овощах, растительных маслах, курином яйце и в других продуктах", — сказал Президент.
"Поставьте нам, не жадничайте", — не без доли юмора заметил на это Президент России Владимир Путин.
Глава белорусского государства также обратил внимание, что такие результаты достигнуты в очень неблагоприятных внешних условиях, когда геополитические конкуренты открыто вознамерились разорвать и разобщить союзников. "Но мы сообща справились с этим вызовом и поступательно двигаемся вперед", — подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент Беларуси подчеркнул, что в ЕАЭС не изолируются от внешнего мира. "Наше интеграционное объединение открыто для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с ведущими экономиками. Мы не изолируемся от внешнего мира, как бы кому-то этого ни хотелось", — сказал Александр Лукашенко.
Он подчеркнул, что партнеры по ЕАЭС строят диалог на условиях равенства и уважения интересов. "Последний пример — подписание соглашения о создании зоны свободной торговли с Ираном. Сегодня это крупнейшая экономика Среднего Востока, ключевой элемент южного торгового пути с Ближним Востоком и Южной Азией", — отметил белорусский лидер.
"Важно, что наши страны живут не только настоящим. Мы четко понимаем цели интеграции в обозримом будущем. По инициативе российской стороны подготовлена декларация, определяющая задачи развития Евразийского экономического союза до 2030 года и контуры интеграции до 2045 года. В строгом духе экономического прагматизма обозначены конкретные, понятные цели: дальнейшее строительство общего евразийского рынка, обеспечение его ключевыми товарами и ресурсами, развитие кооперации, формирование общего транспортно-логистического пространства и общего финансового рынка, активное международное позиционирование ЕАЭС", — сказал Глава белорусского государства.
По словам Александра Лукашенко, в развитие декларации необходимо выработать и дорожную карту реализации намеченного: "Декларация определяет важнейшие направления, по которым мы будем двигаться. Это концептуальная вещь. Поэтому сегодня мы приняли решение, разговаривая в узком составе, что под декларацию в ее развитие надо принять дорожную карту — конкретный план нашего развития. Будет непросто, но мы такой план примем".
По словам Александра Лукашенко, вопросу финансовой поддержки евразийских кооперационных проектов в промышленности за счет средств бюджета союза уделяется особое внимание.
"Хорошая новинка. То есть мы будем строить совместно новые предприятия и этим самым развивать нашу экономику. Решение принято, критерии подбора таких проектов разработаны и одобрены", — отметил он.
Также важное место занимает работа по совместному развитию транспортно-логистической и цифровой инфраструктуры государств-членов, повышению транспортной связанности союза с активно развивающимися рынками третьих стран.
"Сопряжение наших инфраструктурных возможностей, реализация потенциала международных организаций и институтов развития могут и должны обеспечить решение задачи по формированию общеконтинентального транспортно-логистического и торгово-экономического пространства", — сказал Глава государства.
По его словам, хороший пример такого объединения усилий — транспортный коридор "Север — Юг", который реализуется по инициативе Президента России с участием Азербайджана и Ирана. "Это будет прорыв транспортный и логистики. Важно придать этому проекту динамику. Ни в коем случае нельзя его оставить на бумаге", — заметил белорусский лидер.
Максимальное раскрытие посылов и направлений, отраженных в декларации, — задача для правительств стран и Евразийской экономической комиссии. "В условиях формирования новой высококонкурентной геополитической среды итогом реализации всех планов хотелось бы видеть Евразийский экономический союз если не к 2030-му, то к 2045 году точно одним из основных глобальных полюсов экономического притяжения", — заявил Александр Лукашенко.
Глава государства рассказал, что на заседании в узком составе сравнил ЕАЭС с другими интеграционными объединениями, такими как ШОС и БРИКС. "Мощнейшая организация — ШОС. Многие, кто входит в состав ЕАЭС, являются членами этого объединения. БРИКС — очень распиаренная (и правильно), в будущем, возможно, мощная организация, на которую смотрят многие страны, недовольные развитием ситуации в ООН. Но, сравнивая их с ЕАЭС, я делаю вывод, что мы имеем больше возможностей. ШОС, БРИКС так не продвинулись в экономике, как мы. У них нет этой динамики. Они еще не достигли того уровня интеграции, которого достигли мы", — пояснил белорусский лидер.
По его словам, главное сейчас не потерять темп и не останавливаться в сотрудничестве и развитии интеграции: "Надо двигаться в этом направлении. Чтобы мы были ведущей не только региональной, но и мировой экономической организацией. А будет экономика — к этому и политика придет, и военно-политическое сотрудничество, если будет что защищать. Оно тоже никуда не денется. У нас шанс. Самое главное — не остановиться".
В этом контексте Александр Лукашенко подчеркнул актуальность дальнейшего движения государств — членов ЕАЭС в фарватере белорусской инициативы "интеграции интеграций", которая нашла отражение в утверждаемых на саммите в Санкт-Петербурге основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2024 год.
"Документ емкий, правильный, в нем все подробно изложено. Однако в вопросах международного позиционирования союза и международной деятельности комиссии хотелось бы иметь большую системность. Тоже должен быть определенный план действий, а не то, как бог на душу положит", — заметил белорусский лидер.
По его словам, стоит активнее работать над развитием института государства — наблюдателя при союзе, прикладывать больше усилий в направлении реального сопряжения интеграционных потенциалов ЕАЭС, ШОС, БРИКС. "Несмотря на то, что мы имеем больше возможностей, надо с ними теснее сотрудничать. От этого мы станем только сильнее. Нужно пользоваться преимуществами участия в таких динамично развивающихся объединениях с Россией, которая работает в них на правах одной из ключевых стран-учредителей. Будем всячески поддерживать Российскую Федерацию в этой важной коллективной работе", — заявил Александр Лукашенко.
Лидеры стран ЕАЭС по итогам саммита приняли декларацию о дальнейшем развитии Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года. Дано поручение по разработке мер для реализации декларации.
Главам государств было доложено об основных результатах функционирования ЕАЭС начиная с 2015 года, предложены варианты решения застарелых проблем.
Лидеры приняли также решение об основных ориентирах макроэкономической политики государств ЕАЭС на 2024-2025 годы. В документе перечислены первоочередные направления для выхода в перспективе на траекторию ежегодного прироста ВВП союза темпами выше темпов развития мировой экономики.
Главы государств также обсудили основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2024 год. Им была представлена информация о ситуации по устранению барьеров и сокращению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС.
Подписано решение об утверждении бюджета Евразийского экономического союза на 2024 год. Расходы бюджета существенно увеличены к уровню 2023 года.
Одно из решений саммита касается создания нового правового института в сфере таможенного регулирования — оператора электронной торговли, который будет обеспечивать логистику и таможенное оформление операций с товарами, приобретаемыми физическими лицами посредством сети Интернет. Подписан соответствующий протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС.
В 2024 году в ЕАЭС будет председательствовать Армения. Решено также, где и когда пройдет очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета. По этому поводу в своем выступлении на саммите Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил: "Как сказал Владимир Владимирович, мы ему благодарны за то, что следующее заседание у нас — юбилейное (к 10-летию подписания Договора о ЕАЭС. — Прим.) — пройдет в Москве. Мы с Николом Воваевичем (премьер-министр Армении Никол Пашинян. — Прим.) такую инициативу внесли. Президент России поддержал ее. Все члены ЕАЭС согласились. В мае будущего года мы в России проведем очередной саммит глав государств нашего союза".
В повестке саммита также был вопрос о Председателе и персональном составе Коллегии Евразийской экономической комиссии. В феврале 2020 года председательство в Коллегии Евразийской экономической комиссии перешло к Беларуси, и таким образом республика получила право назначить на четыре года своего председателя Коллегии ЕЭК. Эту должность тогда занял председатель Совета Республики Михаил Мясникович.
В 2024 году председательство в Евразийской экономической комиссии переходит к Казахстану. И на последующие четыре года, то есть с 2024 по 2028 год, председателем Коллегии ЕЭК станет представитель Казахстана. Эту должность займет Бакытжан Сагинтаев, который ранее работал на различных высоких постах в правительстве своей страны, а в последнее время является членом Коллегии (министром) по экономике и финансовой политике ЕЭК.
На полях саммита подписано соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Исламской Республикой Иран с другой стороны. Оно позволит существенно повысить конкурентоспособность товаров государств — членов ЕАЭС и за счет этого нарастить экспорт в Иран. Документ в целом будет способствовать росту товарооборота, а также активизации кооперационного и инвестиционного сотрудничества.
Александр Лукашенко также традиционно не оставил без внимания представителей СМИ. Журналисты обратились к нему с многочисленными вопросами сразу по прибытии Главы государства на саммит. На все из них Александр Лукашенко подробно и откровенно ответил прямо на ступеньках Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина, где проходило мероприятие.
Глава государства прокомментировал вопрос о том, доставлено ли в Беларусь все планировавшееся российское ядерное оружие.
"Давно. Я же говорил уже, когда закончилась поставка. Еще в сентябре по-моему или в октябре. В начале октября последняя. Все на своих местах в хорошем состоянии", — сказал белорусский лидер.
Отвечая на вопрос, когда ближайшие военные учения, он отметил: "Каждый день учимся. Даже бывшие вагнеровцы, которые у нас остались, работают сегодня у нас в подразделениях, передают опыт".
Говоря о перспективах урегулирования конфликта в Украине, Александр Лукашенко отметил, что в предстоящем году есть шанс продвинуться в этом вопросе.
"Думаю, что самый шанс. Будем с ними как-то плотнее работать, чтобы они понимали, что это единственный шанс. Если они им не воспользуются, будет вообще крах", — подчеркнул Глава государства.
Отвечая на уточняющий вопрос, о каких решениях идет речь, военных или политических, Александр Лукашенко сказал: "Сейчас уже и до политиков дошло. Военные поддавливают. Как я всегда говорил, военные видят, что происходит. Давление очень сильное уже. Вы, наверное, по пресс-конференции Зеленского заметили, что он начинает понимать".
Главе государства также был задан вопрос относительно безопасности на границах на западном направлении. "Из Польши не давят?" — спросил один из журналистов.
"Ничего страшного. Я же старый пограничник. Как я могу (не обеспечить безопасность на рубежах. — Прим.)", — заверил белорусский лидер.
Прозвучал вопрос: "Разгоняется уже тема, что Боррель (верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. — Прим.) говорил в Евросоюзе, что чуть ли ни Россия собирается напасть на НАТО. То есть, сейчас с Украиной разберемся…"
"Это дурь. Это человек дурной просто. Он к политике не имеет никакого отношения. Если бы он умный был, он бы подумал так, по-хозяйски: нам с Россией дай бог с этими проблемами разобраться. Мы что, на эти проблемы наслаивать будем новые? Любой человек так бы подумал", — сказал Александр Лукашенко.
"Нам что, до войны сегодня новой? Нам с этой (в Украине. — Прим.) надо разобраться. Тем более сейчас, когда ситуация складывается благоприятно. И не только для нас. Но и для них, чтобы не потерять Украину. Я так понимаю это", — добавил белорусский лидер.
Главу государства спросили, нет ли обиды на то, что Никол Пашинян приехал в Санкт-Петербург на саммит ЕАЭС, но ранее не участвовал в саммите ОДКБ в Минске. "Вы что?! Это разные форматы. Я знал об этом. Я же тогда говорил, что он прилетит в Питер. Когда я с ним разговаривал, я ему говорю: "Никол Воваевич, в Питер-то ты же прилетишь?" Он говорит: "Ну, это другой формат — экономический. Мы обижены на военно-политический — ОДКБ, а это экономика". Поэтому я знал, что он прилетит в Питер. И в этом его поддержал тогда, поддерживаю и сейчас. Какая тут обида?!" — сказал Александр Лукашенко.
Журналисты продолжили мини-пресс-конференцию: "Не потеряем Армению из числа друзей?"
Александр Лукашенко в ответ сказал: "Если Армения хочет "умереть" экономически, то мы ее можем потерять. Но я не думаю, что армяне глупые люди. Это умные люди. Поэтому нет, я об этом даже не думаю и не беспокоюсь. Я уверен, что Армения никуда не денется. Что она, не видела, как в Афганистане падали люди — за шасси цеплялись. Помните, когда американцы уходили? Точно так используют Армению и свалят. Вы думаете, этого не будет? Будет так. Это их политика. И армяне умный народ, умные люди. Они понимают, что именно так и будет".
"Кто им что поможет? Там Европа, Франция пытаются чего-то сделать. Вы видите, что происходит во Франции. Им бы у себя разобраться — французам, а потом уже лезть на Кавказ. Они у себя разобраться не могут. Это армяне видят. Поверьте мне. То, что публично происходит, — это одно. То, что происходит за рамками публичности, — это совсем другое. В этом суть политики. Там происходят главные процессы. Вот в силу тех процессов Армения обязательно будет здесь с нами. Потому что здесь самое важное направление их развития", — добавил белорусский лидер.
Отвечая на вопросы журналистов, Александр Лукашенко подчеркнул, что уровень сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза значительно выше, чем, например, в ШОС или БРИКС, и партнерам необходимо работать над дальнейшим развитием объединения.
"Анализировалась ранее работа всех объединений: ШОС, БРИКС и прочие. Мы (речь о ЕАЭС. — Прим.) самые продвинутые. Ни ШОС, ни БРИКС не имеют таких тесных связей, не разговаривают на одном языке, как все мы — без переводчика. И самое главное — в экономике не имеют этого единого экономического пространства. Мы за десять лет в ЕАЭС удвоили товарооборот, ВВП — $2,5 трлн. Огромное количество товаров и услуг, которые мы производим здесь. Что нам еще надо? Нам надо двигаться в этом направлении", — подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко пояснил, что ШОС и БРИКС хоть и важные, но в основном более политические организации: "Они не имеют того, что имеем мы, — материального, что можно пощупать. Хотя у нас недостатков предостаточно. Я говорю про нашу экономическую организацию. Не про ОДКБ, не про СНГ. Хотя СНГ — колоссальный резерв вот этого нашего экономического союза. Поэтому нам надо просто в этом направлении двигаться, а не заморачиваться на каких-то мелочах".
"И вот эта военная операция в Украине — она нас многому научила и толкает просто дальше двигаться. А мы застыли. Надо двигаться. База солиднейшая. Ни в одной организации нет такой базы", — подчеркнул он.
Глава государства привел конкретный пример с ШОС, которая является мощной организацией и хорошей площадкой для двусторонних переговоров. В том числе Беларусь стремится обрести в ней полноправное членство. Тем не менее политика многих крупных участников ШОС разная. "Индия и Китай. Разная политика. Индию зовут туда в так называемое НАТО Тихого океана. Одна политика. У Китая — другая. У России — третья. А здесь (в ЕАЭС. — Прим.) больше единства, здесь есть основа. В этом отношении надо работать. И мы будем как центр притяжения", — заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также обратил внимание на сотрудничество ЕАЭС с Ираном. Кстати, в Санкт-Петербурге на полях саммита с этой страной было подписано соглашение о свободной торговле. "Это мощнейшая страна с развитой торговой, производственной базой. Создали зону свободной торговли. И мы должны быть такой зоной притяжения. Но, самое главное, мы не должны разочаровать тех, кто к нам придет. Я про Кубу (страна-наблюдатель в ЕАЭС. — Прим.) уже не говорю", — добавил Президент.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев
Источник: akorda.kz
В своем выступлении Глава нашего государства выразил признательность российским коллегам и лично Владимиру Путину за гостеприимство и высокий уровень организации мероприятия. Он отметил, что нынешний год был сложным, прежде всего, из-за продолжающейся и нарастающей глобальной нестабильности.
– Инфляционное давление, трансформация международных логистических цепочек, региональные конфликты, санкционное противостояние – это только некоторые факторы, которые замедлили темпы развития мировой экономики. В таких непростых условиях Казахстан планирует завершить год с экономическим ростом в 4,9 процента. Отрадно, что на позитивную динамику вышли все страны «евразийской пятерки». Вместе с тем для сохранения траектории устойчивого развития наших экономик мы должны совместно готовиться к вызовам 2024 года. По прогнозам экспертов, в следующем году глобальная экономика будет расти умеренными, если не сказать медленными темпами – от полутора до трех процентов. ЕАЭС, будучи неотъемлемой частью мировой экономики с рынком в 2,6 триллиона долларов, возможно также ощутит это замедление. Поэтому нам необходимо максимально задействовать экономические резервы и имеющийся потенциал взаимовыгодной интеграции. Казахстан изначально отстаивал принцип экономической составляющей союза. Считаем, что участники ЕАЭС своими действиями и решениями должны исходить именно из этой повестки дня, – сказал Касым-Жомарт Токаев.
По его мнению, одной из приоритетных задач является развитие технологической кооперации государств ЕАЭС в реальном секторе экономики. Лидер Казахстана полагает, что широкое внедрение передовых технологий и инноваций усилит позиционирование экономического объединения на мировой арене. Он приветствовал отражение данного вопроса в принятой сегодня декларации «Евразийский экономический путь», которая сопряжена с глобальной инициативой Китая «Один пояс, один путь».
Касым-Жомарт Токаев считает, что новый импульс необходимо придать полноценной реализации фундаментальной основы ЕЭАС – свободы движения товаров. Несмотря на открытие таможенных границ, каждая из стран продолжает де-факто защищать внутренних производителей от конкуренции с другими участниками ЕАЭС.
– Нам предстоит устранить существующие барьеры и ограничения на общем рынке, а также ускорить введение единых технических регламентов. Полноформатное функционирование Интегрированной информационной системы ЕАЭС значительно сократило бы издержки бизнеса при перемещении товаров между странами-участницами. Большой потенциал продуктивного взаимодействия имеется в сфере электронной торговли. В прошлом году общий объем данного рынка в ЕАЭС достиг 80 миллиардов долларов. В ближайшей перспективе этот показатель может удвоиться. Однако это далеко не предел. Нам следует более активно работать над совершенствованием таможенных процедур и созданием эффективной и равноправной экосистемы онлайн-торговли, – подчеркнул Глава нашего государства.
В выступлении еще одним важным направлением сотрудничества был обозначен агропромышленный комплекс. По словам Президента, сегодня странам «евразийской пятерки» удалось достичь высокого уровня продовольственной самообеспеченности.
– Вместе с тем доля экспорта сельхозпродукции стран ЕАЭС на мировом рынке все еще остается крайне низкой, составляя чуть более двух процентов. И это в то время, когда на планете более 800 миллионов человек испытывают голод и нехватку продовольствия. Поставкам продовольствия, к сожалению, препятствует нынешняя геополитическая ситуация, где на первый план вышли санкции. В результате страдают народы, нуждающиеся в продовольствии. Между тем, по оценкам экспертов, потенциал стран ЕАЭС позволит прокормить около 600 миллионов человек. Поэтому налаживание тесных кооперационных связей для выпуска конкурентной, экологичной и экспортоориентированной продукции, соответствующей передовым международным стандартам, должно стать одной из наших приоритетных задач. Предстоит общими усилиями развивать системы агрологистики и хранения, внедрять цифровые решения в сферу сельского хозяйства. Нам нужно поработать над созданием совместных центров агроинноваций, которые бы занимались коммерциализацией и промышленным внедрением новых технологий в агропромышленном комплексе, – предложил лидер Казахстана.
По мнению Президента, ЕАЭС выступает стратегическим звеном, связывающим все евразийское пространство. И государства-участники имеют все возможности, чтобы закрепить данный статус.
– В первую очередь, речь идет о развитии коридора «Север – Юг» с выходом на государства Ближнего Востока, Иран, Пакистан и Индию. В этом плане отрадно отметить, что казахстанская инициатива по запуску маршрута «Челябинск – Болашак – Иран» находит свое практическое воплощение. Со своей стороны, мы готовы реконструировать «узкие места» в нашей железнодорожной и автомобильной сети. Речь идет о железных дорогах «Бейнеу – Мангыстау», «Макат – Кандыагаш» и участке автомобильной дороги «Бейнеу – Шалкар». Для дальнейшего развития коридора создается совместное предприятие логистических компаний Казахстана, России и Туркменистана. Предлагаю железнодорожным администрациям из других стран ЕАЭС присоединиться к данной работе. Казахстан активно укрепляет транспортно-логистический каркас и связанность ЕАЭС. Мы завершаем строительство казахстанских терминалов в китайском городе Сиань и грузинском порту Поти. Мы планируем запустить 5 трансграничных транспортно-логистических хабов на границах с Россией, Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном и на Каспийском море. В ближайших планах – строительство 1300 километров новых железнодорожных путей, сухих портов «Бахты» и «Калжат», а также морского порта в иранском Бендер-Аббасе. Приглашаем страны ЕАЭС к совместной реализации взаимовыгодных проектов, в том числе партнерской сети крупных стратегических портов, логистических центров и почтовых хабов, – отметил Касым-Жомарт Токаев.
Наряду с этим Глава государства предложил рассмотреть возможность сопряжения «Цифровой повестки ЕАЭС» и китайской инициативы «Цифровой шелковый путь». По его мнению, построение усовершенствованной модели цифрового и интеллектуального взаимодействия внесет существенный вклад в развитие экономик стран евразийского пространства.
– Огромные перспективы открывает взаимодействие в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта. Очевидно, что они определят будущий технологический прогресс не только отдельных отраслей, но и целых стран и объединений. Казахстан довольно успешно использует цифровые решения. В нашей стране более 90% государственных услуг предоставляется в электронном виде. Намерены к 2026 году довести показатель экспорта IT-отрасли до одного миллиарда долларов. Казахстан выступает за всестороннее развитие сотрудничества в данной сфере. В этом ключе предлагаю рассмотреть возможность строительства волоконно-оптической линии связи по маршруту «Россия – Казахстан – Иран» для подключения к существующим международным линиям, проходящим вдоль побережья Индийского океана. Это позволит не только создать альтернативный маршрут транзитного трафика на евразийском пространстве, но и значительно усилить позиции ЕАЭС в логистике данных на глобальном уровне, – заметил Президент Казахстана.
Он подчеркнул важность в это непростое время последовательно укреплять потенциал ЕАЭС на внешнем контуре, развивая торгово-экономические отношения с третьими странами и интеграционными объединениями.
– Мы приветствуем подписание полноформатного Соглашения о свободной торговле с Ираном, который занимает важное место в системе наших торгово-экономических связей. Следует продолжать целенаправленную работу в этом направлении с Индией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Египтом, Индонезией, Монголией и другими заинтересованными странами, – сказал Касым-Жомарт Токаев.
В конце своей речи лидер Казахстана поздравил Владимира Путина с успешным завершением председательства Российской Федерации, а также пожелал Николу Пашиняну продуктивного председательства в органах ЕАЭС в 2024 году. Кроме этого Глава государства выразил благодарность Михаилу Мясниковичу, завершающему свою миссию на посту председателя Евразийской экономической комиссии.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров
Источник: kabar.kg
«Уважаемые Главы государств,
Уважаемые участники заседания,
Позвольте сердечно приветствовать всех участников заседания Высшего Евразийского экономического совета.
Выражаю искреннюю признательность российской стороне и лично уважаемому президенту России Владимиру Путину за высокую организацию сегодняшней встречи и возможность обменяться мнениями по весьма актуальным и важным вопросам функционирования и развития нашего Союза.
Уважаемые коллеги,
Несмотря на значительное усиление негативного влияния глобальных геоэкономических вызовов, меняющихся условий мировой торговли, в уходящем году нам удалось обеспечить дальнейшую интеграцию Союза практически по всем направлениям нашей деятельности.
Благодаря совместным усилиям мы обеспечили макроэкономическую стабильность и устойчивость финансовых систем. Экономика Союза успешно адаптировалась к новым условиям и вышла на устойчивую траекторию роста.
Продолжается совместная работа по укреплению продовольственной безопасности Союза и развитию собственного производственного потенциала.
Активизируется кооперационное сотрудничество между производителями государств – членов ЕАЭС. Удельный вес кооперационных товаров в общем объеме взаимной торговли вырос до 38% в 2022 году.
Поэтапно увеличивается доля национальных валют во взаимной торговле.
Активными темпами развивается электронная торговля, так общий объём рынков электронной торговли государств – членов Союза за 2022 год составил около 80 млрд долл. США. При этом доля электронной торговли в общем объеме розницы варьируется от 2% до 12,5% в зависимости от страны.
Вместе с тем, прогнозы по экономическому развитию в мире не очень оптимистичны. Ожидается резкое снижение темпов роста и рецессии и в последующих годах. На фоне жесткой мировой финансовой конъюнктуры и пониженного уровня внешнего спроса будет усиливаться инфляционное давление.
Уважаемые главы государств,
Несмотря на достигнутые результаты, нам необходимо продолжить совместную работу по углублению интеграционных процессов в нашем Союзе.
Стремительно изменяющиеся глобальные тренды и вызовы диктуют необходимость скорейшей подготовки и принятия стратегического документа долгосрочного развития Союза.
Сегодня в узком составе нашего заседания помимо обсуждения актуальных вопросов сотрудничества мы с вами рассмотрели проект Декларации «О дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года».
При разработке дорожной карты по реализации данной Декларации, считаю важным тщательно подойти к вопросам обеспечения основополагающих принципов функционирования ЕАЭС, а именно в части обеспечения свободы передвижения товаров, рабочей силы, услуг и капитала.
В этом направлении необходимо рассмотреть возможность разработки и внедрения механизмов однозначного толкования и реализации принципа свободы перемещения товаров в рамках взаимной торговли внутри Союза.
Контролирующие органы должны четко понимать, что самый ценный ресурс у бизнеса — это время. В связи с чем, мы должны исключить на уровне основополагающих документов все нормативные пробелы и возможность применения скрытых видов контроля, не предусмотренных правом Союза.
В целях исключения необоснованных контрольно-досмотровых мероприятий и ускорения прохождения грузов на границе при взаимной торговле ратифицировано и уже вступило в силу Соглашение о применении навигационных пломб в ЕАЭС. В связи с чем, считаю необходимым ускорить практическую реализацию норм Соглашения и перейти к полноценному применению навигационных пломб согласно этапам внедрения.
Параллельно с этим нам нужно полноценно запустить систему прослеживаемости и маркировки товаров Союза, чтобы минимизировать излишнее вмешательство контролирующих органов в деятельность участников ВЭД при перемещении товаров внутри Союза.
Уважаемые друзья,
Мировая экономика проходит этап масштабной трансформации. Под воздействием ограничительных мер и возросшим уровнем развития и потребления в восточных странах меняется география торговых потоков.
В этих условиях серьезно растет роль автомобильных перевозок. Самым быстрым и гибким инструментом освоения новых транспортных коридоров остается автомобильный транспорт.
Вместе с тем, следует отметить, что по некоторым направлениям транспортных потоков увеличивается время прохождения контрольных мероприятий на границе. Существующая инфраструктура отдельных пунктов пропуска не позволяет обработать возросший объём грузовых перевозок.
Для разрешения проблем «бутылочных горлышек» нам необходимо расширять пропускную способность пунктов пропуска не только на внешней границе Союза, но и на внутренних границах.
Видится целесообразным также принятие совместных мер по развитию транспортной инфраструктуры и логистики внутри Союза.
Предлагаю внедрить количественные и качественные индикаторы эффективности работы пунктов пропуска на внутреннем периметре, включая совместное рассмотрение вопросов развития и увеличения пропускной способности пунктов пропуска на основных транспортных коридорах, проходящих через наши внутренние границы.
В частности, предлагаю рассмотреть вопрос реконструкции и увеличения пропускной способности внутренних пунктов пропуска между государствами членами ЕАЭС.
Уважаемые коллеги,
Важным видится активизация сотрудничества в сфере реализации цифровых проектов в фискальной сфере.
В данном направлении в целях повышения прозрачности и подотчетности налоговых и таможенных органов в Кыргызской Республике проведен ряд реформ по цифровизации фискальных процедур.
Внедрены контрольно-кассовые аппараты, работающие в онлайн режиме, внедрены электронные счета фактуры и товарно-транспортная накладная в электронном виде.
Начата обработка больших данных, аккумулируемых в государственных реестрах и в базах данных.
Вместе с тем, ввиду разного уровня цифровизации в государствах – членах актуальным остаётся вопрос перехода к единым форматам и структурам электронных товарно-сопроводительных документов.
В этой связи, в рамках реализации «Цифровой повестки ЕАЭС» предлагается наладить передачу накопленного опыта, готовых решений и технологий между государствами — членами для выравнивания цифрового разрыва между странами.
В интересах обеспечения должного уровня доверия при информационном взаимодействии полагали бы необходимым оперативно ввести в эксплуатацию все элементы трансграничного пространства доверия, обеспечить работу интегрированной информационной системы на новой запущенной в этом году защищенной сети передачи данных и ввести в действие общие процессы с применением электронной цифровой подписи.
Уважаемые друзья,
Мы сделали большой шаг в развитии инструментов финансирования совместных кооперационных проектов.
В рамках пилотного проекта планируется апробировать процедуру отбора, структурирования и финансирования инвестиционных проектов со стороны Комиссии и институтов развития.
Вместе с тем, необходимо отметить, что на сегодняшний день сохраняется крен в сторону промышленно развитых стран в части имеющегося потенциала и наработанного опыта в реализации кооперационных проектов.
В связи с чем, параллельно с финансовыми механизмами поддержки кооперационных проектов, целесообразно предусмотреть эффективные механизмы по повышению потенциала институтов развития стран с малой экономикой в части подготовки и отбора проектов.
Предлагаем рассмотреть возможность выработки дополнительных критериев, увеличивающих перспективы участия стран с малой экономикой в ключевых кооперационных проектах, создающих цепочку добавленной стоимости и локализации производств с высокой потребностью в квалифицированной рабочей силе.
Уважаемые коллеги,
Отдельного внимания требует вопрос дальнейшего развития единого рынка труда. Достичь высоких темпов экономического роста, развития высокотехнологичных производств невозможно без укрепления и развития трудового потенциала наших стран.
В настоящее время на рынке труда происходят существенные изменения, которые требуют от нас оперативности в адаптации к новым условиям.
Развитие технологий приводит к появлению новых гибких форм занятости, таких как самозанятость, платформенная и дистанционная работа.
Эти формы занятости приобретают все большую популярность и развиваются быстрее, чем нормативная база Союза, что может создать препятствия для работников и работодателей.
Заложенное в Договоре о ЕАЭС определение «трудящегося» как работника, имеющего трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ, уже не отвечает современным реалиям.
В этой связи предлагаем расширить понятие «трудящегося» включив в него и другие категории лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории государств ЕАЭС, таких как самозанятые, дистанционные и платформенные работники.
Уважаемые друзья,
Как вы знаете, с мая 2022 года в Евразийском экономическом союзе функционирует Евразийский сетевой университет, который создан по инициативе Кыргызской стороны и ВУЗов государств – членов ЕАЭС в форме консорциума.
За короткое время им удалось существенно продвинуться. Консорциумом Евразийского сетевого университета были разработаны модельная магистерская программа, а также программа дополнительной профессиональной подготовки, по которым пройдут обучения граждане наших стран.
Настало время уделить достаточное внимание развитию среднего профессионального образования в ЕАЭС.
Именно образование и подготовка кадров по среднетехническим специальностям сейчас как никогда востребована на рынке труда нашего Союза.
Предлагаю Евразийской экономической комиссии всячески содействовать работе этих организаций и по возможности оказать посильную организационно-протокольную поддержку в продвижении их инициатив.
Уважаемые коллеги,
В заключение, хочу поблагодарить уважаемого Михаила Владимировича Мясниковича за эффективную деятельность и большой профессионализм за период работы на должности Председателя Коллегии Комиссии, а также поздравить Бакытжана Сагинтаева в связи с выдвижением на эту ответственную должность и пожелать всяческих успехов.
Также поздравляю и желаю успешной работы новому составу Коллегии Комиссии и Суда ЕАЭС.
Позвольте поздравить российскую сторону и лично президента Российской Федерации Владимира Путина с успешным проведением года российского председательства в органах Союза.
Также хотел бы поблагодарить всех глав государств и участников заседания за конструктивную работу.
С учетом приближающегося Нового года примите, уважаемые друзья, также сердечные поздравления с этим светлым праздником и искренние пожелания доброго здоровья и благополучия, мира и стабильности, удачи и успехов всем вам в 2024 году!
Благодарю за внимание».
https://eec.eaeunion.org