Свой потребитель
– Наталья Петровна, как вы оцениваете место торговой отрасли в жизни Барнаула?
– В Барнауле торговля – одна из главных сфер экономики. Она дает более 20% поступлений в городской бюджет. Это и налоги на имущество и землю, заработные платы, налоги индивидуальных предпринимателей. Знаете, какая самая массовая профессия в городе? Продавец! Ориентировочно, в торговле и общественном питании занято более 30 тысяч человек. Больше людей, чем в сфере торговли и общественного питания, не занято ни в какой другой. Поэтому, конечно, вклад отрасли в жизнь города очень весомый.
– Если сравнивать с прошлогодними показателями, как изменяется потребительский рынок Барнаула?
– Торговая сфера растет и развивается. Только за первое полугодие 2019 года общий товарооборот по отрасли составил более 80 миллиардов рублей. Это на 2,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
У нас осуществляют деятельность 2462 стационарных предприятия торговли. В городе работают крупные магазины федеральных сетей: «Пятерочка», «Магнит», «Ашан», «Лента», «Ярче», «Бахетле», «Метро», «Леруа Мерлен» и другие. Развиваются и наши торговые сети: «Мария-Ра», «Хорошее настроение», «Аникс», «Дельфин», «Форне», «Вкусная жизнь», «Мясная лавка». Также имеется 952 фирменных магазина от 74 товаропроизводителей.
– Не вытеснят ли крупные сети магазинчики у дома?
– Непросто сегодня работать небольшим магазинам в условиях такой конкуренции. И на смену им приходят другие. Посмотрите, только пекарен около 100 в городе, магазинов местного производителя «Вкусная жизнь» – 38. И они дальше будут в новых микрорайонах развиваться. В каждом районе рынок не построят. Зато местный производитель может открыть магазин. В таких магазинчиках представлен максимум ассортимента производителей, тогда как в крупных сетях единицы позиций. Этот формат всегда найдет своего потребителя.
Центры притяжения
– Помимо продуктовых магазинов, в городе очень активно строятся торговые центры.
– Да, за последние полтора года обеспеченность торговыми площадями в краевой столице возросла с 1300 до 1400 метров на 1000 человек населения. То есть обеспеченность в Барнауле достаточно высокая, показатель почти вдвое превышает установленный минимум. Строятся еще три крупных торговых центра. Это хорошо, это налоги, это рабочие места, новые места отдыха для горожан. Торговые центры сегодня – это не просто место, где можно купить товары. Это место проведения семейного досуга, центры притяжения барнаульцев.
– Такое изобилие повышает конкуренцию между участниками рынка. Барнаульцы – разборчивые клиенты?
– Рынок очень насыщен, конечно, конкуренция серьезная. Барнаульцы стали более требовательными клиентами, и новым торговым центрам, магазинам, ресторанам, кафе приходится соответствовать. Люди хотят видеть хорошее обслуживание, вкусную кухню по приемлемой цене, интересную концепцию предприятий общественного питания, которая бы отличала заведение. От персонала в этом плане очень многое зависит. И сегодня есть большая потребность в сотрудниках на этом рынке – в продавцах, официантах, поварах. Посмотрите, почти в каждом магазине есть объявления «требуется продавец».
– Как, по вашему мнению, престиж профессии в обществе повышается? Все-таки торговля – главный работодатель в стране.
– Наверное, и сейчас профессия не является самой престижной. Молодые люди хотят быть предпринимателями, а не продавцами. Тем не менее, если оценивать по условиям труда, то сегодня сфера торговли предлагает довольно приличный уровень заработной платы. Средняя зарплата в отрасли – более 20 тысяч рублей. Торговые сети гарантируют соцпакет, обучение. И в торговле, и в сфере общественного питания можно сделать хорошую карьеру. Мы проводили круглый стол. Один из участников – управляющий рестораном. Он прошел путь от официанта до руководителя и гордится тем, что знает все тонкости ресторанной работы. Или взять сеть магазинов «Мария-Ра». В городе их 171, занято порядка 3000 человек. Многие директора магазинов начинали свою карьеру с должности продавца.
В федеральных торговых сетях есть возможности не только карьерного роста, но и смены региона. Активных и грамотных сотрудников всегда заметят.
– Какие перспективы отрасли видите?
– В дальнейшем компании будут стремиться сокращать время на обслуживание покупателя, внедрять новые технологии. В ближайшее время, я думаю, будет использоваться система самообслуживания при расчетах за купленный товар без участия человека. Интернет-магазины – это наше настоящее. Оборот этого сегмента торговли составляет около 5% от общего товарооборота. И он с каждым годом растет.
Сегодня торговля – уже высокотехнологичная сфера. Законодательство обязывает бизнесмена иметь онлайн-кассу. Вся информация о проданных товарах поступает в налоговые органы. Полным ходом идет цифровизация учета и контроля за движением товаров: все больше товаров маркируются (табак, обувь, парфюмерия и другие). Благодаря этому со временем мы придем к большей прозрачности на этом рынке. Мы живем в условиях рыночной экономики, где выживает сильнейший. Это суровые законы рынка. Чтобы быть успешным, надо постоянно двигаться вперед, не стоять на месте, учиться.
26 июля во всех районах города пройдут торжественные мероприятия, посвященные Дню работников торговли. Лучшие представители профессии получат награды от органов власти.