Воронеж (Россия) — Система организации внешкольного досуга — 85

 

Сущность предложения

— предоставление возможности детям, подросткам и молодым людям в возрасте преимущественно до 21 года на получение дополнительного образования;
— интеграция деятельности учреждений дополнительного образования города в единое образовательное пространство;
— преемственность основного и дополнительного образования на основе реализации компенсаторной функции последнего;
— в учреждениях дополнительного образования детей активно внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни;
— обновление содержания дополнительного образования, проведение экспертизы программно-методического обеспечения, разработка концепции программ нового поколения и их экспериментальная проверка;
— повышение квалификации педагогов системы дополнительного образования.

Масштаб мероприятия

В настоящее время муниципальная система дополнительного образования детей включает в себя 46 учреждений дополнительного образования детей, в которых обучаются 54702 человека, что составляет 73,7 % от общего количества школьников города Воронежа. В городском округе город Воронеж работают 26 детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 10 центров развития творчества детей и юношества, 3 дома детского творчества, 2 станции юных натуралистов, 2 стации юных техников, станция юных туристов, Дворец творчества детей и молодежи.

Организационное решение вопроса

— разработка муниципальной целевой программы «Развитие образования городского округа город Воронеж на 2009-2012 годы»;
— подготовка постановлений администрации городского округа город Воронеж по утверждению новых редакций уставов учреждений дополнительного образования детей;
— подготовка постановлений администрации городского округа город Воронеж по открытию новых учреждений дополнительного образования детей и реорганизации сети действующих учреждений.

Технологическое решение вопроса

В настоящее время в дополнительном образовании города Воронежа трудится 2025 талантливых, творческих педагогов — настоящих мастеров своего дела.
Высокий профессиональный уровень педагогических кадров подтверждает и тот факт, что 20 % педагогов имеют почетные звания и награды и 67 % — высшую и первую квалификационную категорию.
В учреждениях дополнительного образования детей ежегодно реализуется более 900 дополнительных образовательных программ, каждая из которых отличается своей направленностью. В содержании образовательных программ большую долю составляет освоение приемов и навыков не только учебной, но и практической деятельности, что создает возможности для предпрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся.
В 2009-2010 учебном году 1965 обучающиеся моно и многопрофильных учреждений получили свидетельства и дипломы о дополнительном образовании, что на 60,6 % больше, чем в прошлом учебном году. При этом значительно возросла численность выпускников, получивших квалификационные свидетельства государственного образца – в этом учебном году их было 986, что на 63,7 % больше прошлогоднего.

Cоциальный результат

— учреждения дополнительного образования детей являются одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Хорошо понимая значение и роль полезного досуга несовершеннолетних, в образовательных учреждениях проводится целенаправленная работа по организации внеурочной занятости учащихся, вовлечению их в кружки, секции и творческие объединения, как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования. Это способствует развитию у детей мотивации к познанию и творчеству, помогает им адаптироваться к жизни;
— процент охвата дополнительным образования в 2008 году составил 66%, в 2009 году -70,5%, в 2009 году – 73, 7%;
— в целях материальной поддержки педагогических работников с октября 2009 года была введена новая система оплаты труда, что позволило в среднем на 30 % повысить заработную плату педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Реализация предложения

Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей расположены во всех районах города Воронежа. В настоящее время в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей работает 5 детских коллективов, имеющих звание — «Народный», и 44, имеющих звание «Образцовый детский коллектив».
В 2009-2010 учебном году 504 обучающихся моно и многопрофильны учреждений стали лауреатами международных фестивалей и конкурсов, 958 человек — лауреатами всероссийских фестивалей и конкурсов, 1848 человек — лауреатами, областных, городских фестивалей и конкурсов, 835 обучающихся стали победителями спортивных соревнований разного уровня. Это значительно больше, чем в прошлом учебном году.
Принимая участие в показательных выступлениях, праздниках и турнирах обучающиеся детско-юношеских спортивных школ не только укрепляют свое здоровье, воспитывают физические и волевые качества, но и с каждым годом повышают свое спортивное мастерство. В 2009 – 2010 учебном году воспитанники ДЮСШ, СДЮСШОР приняли участие в 1473 соревнованиях по различным видам спорта, 9 обучающихся стали чемпионами Мира и Европы, 62 — чемпионами России, подготовлено 4706 спортсменов-разрядников, из них 4042 спортсмена массовых разрядов, 355 перворазрядников, 244 кандидата в мастера спорта, 54 мастера спорта, 10 мастеров спорта международного класса и один Заслуженный мастер спорта, 102 обучающихся ДЮСШ включены в составы сборных команд России.

Финансовые ресурсы

— в 2008 году на содержание муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей было выделено 364462 тыс. рублей,
— в 2009 году на содержание муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей было выделено 411489 тыс. рублей;
— в 2010 году содержание муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей было выделено 522755 тыс. рублей;


 

Документы практики: