Воронеж (Россия) — Организация системы опеки и попечительства — 38
7.1. Соцзащита --> 7.1.4. Организация системы опеки и попечительства.
Практики города Воронежа
Сущность предложения
Законом Воронежской области от 05.12.2007 № 151-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Воронежской области» определен перечень переданных городскому округу город Воронеж государственных полномочий Воронежской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
Координацию и мониторинг деятельности по опеке и попечительству в городском округе осуществляет отдел опеки и попечительства департамента образования администрации городского округа, функции по исполнению законодательства в сфере опеки и попечительства переданы в управы районов городского округа.
Основными задачами в области опеки и попечительства на территории городского округа город Воронеж являются:
1. Реализация на муниципальном уровне единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности.
2. Обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Профилактика социального сиротства.
4. Взаимодействие с органами и учреждениями систе-мы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания государственной поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним.
5. Взаимодействие с органами опеки и попечительства городского округа город Воронеж, с учреждениями социальной защиты населения и учреждениями здравоохранения по вопросам оказания государственной поддержки и социально-правовой помощи дееспособным гражданам, нуждающимся в патронаже по состоянию здоровья, недееспособным гражданам, находящимся под опекой, ограниченно дееспособным гражданам, находящимся под попечительством, а также гражданам, помещенным в специализированные учреждения (интернаты).
Организационно-технологическое решение вопроса
Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики социального сиротства, обеспечения приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как составной части социальной политики администрации городского округа город Воронеж постановлением администрации городского округа город Воронеж от 30.07.2010 № 664 разработана и утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Дети-сироты» на 2011-2014 годы», которая явилась продолжением муниципальных целевых программ «Дети-сироты» на 2006-2010 годы» и «Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж (2006-2010 годы)», утвержденные решениями Воронежской городской Думы от 06.09.2006 № 162-II и 163-III соответственно.
Целью долгосрочной муниципальной целевой програм-мы «Дети-сироты» на 2011-2014 годы» является совершенствование системы опеки и попечительства, профилактика социального сиротства, формирование основ комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, создание условий для их социализации, адаптации и интеграции в общество. В рамках реализации программы «Дети-сироты» в 2011 году организованы и проведены:
— городская акция «Я ищу тебя, мама!», в рамках которой наглядная информация и производная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, своевременно размещалась в муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных учреждениях здравоохранения, средствах массовой информации (газета «Берег», телевизионный канал «Рен-ТВ»), на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж; на телеканале «Россия-24» транслировались видеоролики о городской акции «Я ищу тебя, мама!»; изготовлены методические рекомендации для граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью, которые распространялись в течение года среди граждан, получающих консультации по вопросам опеки (попечительства), усыновления несовершеннолетних детей;
— прием главой городского округа город Воронеж выпускников 11-х классов общеобразовательных школ из числа детей-сирот;
— конкурс рисунков «Мир вокруг меня» для детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на дли-тельном лечении в детской городской клинической больнице;
— праздник «Путевка в жизнь» для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, окончивших учреждения начального профессионального образования;
— праздник «Первый раз – в первый класс» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— семинар для специалистов отделов опеки и попечительства управ районов по оказанию методической помощи в вопросах социализации, адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— городской конкурс «Развитие семейного устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» между отделами опеки и попечительства управ районов городского округа;
— Новогодние и Рождественские праздники для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— взаимодействие с ВАИУ (Военным авиационным инженерным университетом (г. Воронеж) по вопросам реализации законодательства Российской Федерации, в том числе устройства на воспитание в качестве воспитанников ВАИУ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
За счет средств областного и федерального бюджетов осуществляется финансирование расходов:
— на выполнение полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству;
— на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю;
— на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.
В бюджете городского округа город Воронеж на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы «Дети-сироты» на 2011-2014 годы» предусмотрено 2 156,0 тыс.руб.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
На учёте в органах опеки и попечительства городского округа город Воронеж состоит:
— 2508 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
— 2021 детей, находящихся на воспитании в семьях (80,6%),
— 137 детей, находящихся под добровольной опекой (5,5%),
— 314 детей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (12,5%),
— 36 детей, поступивших на обучение в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образо-вания на полное государственное обеспечение (1,4%);
— 1088 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет;
— 1935 человек совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут защищать свои права и исполнять свои обязанности.
По итогам реализации долгосрочной муниципальной целевой программы «Дети-сироты» на 2011-2014 годы» в 2011 году достигнуты следующие результаты:
1. Количество граждан, получивших консультации по устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 607 человек.
2. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан, составило 353 человека.
3. Процент устроенных на воспитание в семьи от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попече-ния родителей, нуждающихся в устройстве, составил 72,5 %. Преимущественной формой семейного устройства в от-четном периоде, так же как и в предыдущие годы, являлась опека (попечительство) – 55 % от общего числа нуждаю-щихся в устройстве в 2011 году.
4. Количество приемных семей составило 36 семей (из них 7 – создано в 2011 году),
— в них количество приемных детей — 65 чел.
5. Возвращено детей в кровную семью — 29 человек.
6. Количество проведенных в рамках программы городских мероприятий, направленных на социализацию, адаптацию и интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 7 ед.
7. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принявших участие в городских мероприятиях, направленных на социализацию, адаптацию и интеграцию их общество, составило 1443 человека.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Программа «Дети-сироты» направлена на достижение целевых индикаторов и получение социального эффекта (см. п.5).
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Участниками программных мероприятий являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
Отрасль применения практики (технологии)
Органы опеки и попечительства городских округов, муниципальных районов.
Дата внедрения практики (технологии)
Данная практика внедрена и реализуется в городском округе город Воронеж с 2006 года.
Документы практики: