Воронеж (Россия) — Организация отдыха детей во время каникул — 33
Сущность предложения
Летний период — это не только подготовка к новому учебному году, но и прежде всего продолжение учебного и воспитательного процесса, который ведётся по многим направлениям образовательной деятельности школ и учреждений дополнительного образования. Именно поэтому обеспечение занятости обучающихся в период летних каникул является приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений.
Одной из организованных форм летнего отдыха являются профильные лагеря. В период с 01.06. по 10.11.12 г. организуется работа профильных лагерей.
Цель:
— создание и развитие социально-образовательного пространства в рамках летнего каникулярного времени для интеллектуально-творческого взаимодействия и взаимообогащения обучающихся;
— создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие во время летних каникул;
— развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
— обеспечение и совершенствование организации содержательного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
— формирование навыков общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуры.
— профилактика детской безнадзорности;
— привлечение подростков к активному участию в мероприятиях в рамках программы лагеря;
— развитие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей.
— реализация творческих, спортивных, художественных программ, на¬правленных на стимулирование процессов развития личности;
— создание и поддержка детских коллективов для реализации их интере¬сов, потребностей в совершенствовании, саморазвитии, самоопределении;
— формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к родной культуре;
— формирование личностной системы ценностных ориентаций.
Программа деятельности профильных лагерей предусматривает следующие направления:
— интеллектуальное;
— патриотическое;
— спортивно-оздоровительное;
— творческое;
— досуговое.
По всем направлениям программы деятельности профильных лагерей проводятся занятия с учетом индивидуальности детей, включая утреннюю гимнастику, постоянное пребывание на свежем воздухе, выполнение режимных моментов, организация комплекса профилактических и спортивно-массовых мероприятий.
Основное содержание работы профильных лагерей составляет спортивно-оздоровительная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Используются все возможности для интересного и полезного общения ребят между собой и педагогами. Досуг, игры побуждают детей к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.
Организационно-технологическое решение вопроса
На основании постановлений правительства Воронежской области от 12.04.2012 г. № 272 «О мерах по реализации закона Воронежской области «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Воронежской области» в 2012 году», от 04.05.2012 г. № 343 «Об отдыхе, оздоровлении и полезной занятости детей и молодежи городского округа город Воронеж в 2012 году» проводится организация летнего отдыха и оздоровления детей и подростков.
Организация профильных лагерей — одна из интереснейших форм работы со школьниками в летний период. Лагеря выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Пребывание в лагере — время получения новых знаний, приобретение навыков и жизненного опыта. Это происходит благодаря продуманной организованной системе лагерной смены.
Преимущество при зачислении в профильный лагерь имеют обучающиеся из многодетных, неполных, малообеспеченных семей.
Работа по организации профильных лагерей осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап:
• разработка нормативно-правовой документации (приказы департамента образования о мерах по организации отдыха, оздоровления школьников, приказы по образовательным учреждениям об открытии лагеря, разработка программы, Положения о лагере, должностных инструкций начальника лагеря и воспитателей, плана работы);
• комплектование (подготовка заявлений, беседы с родителями, организация и проведение родительских собраний в образовательных учреждениях);
• подбор кадров для работы в профильном лагере.
Организационный этап:
• знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
• инструктажи по ПДД, правилам поведения при проведении экскурсий, прогулок, ТБ.
Основной этап:
• реализация основных целей и задач профильного лагеря;
• вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
• оздоровительные мероприятия;
• конкурсы и экскурсии.
Заключительный этап:
• подведение итогов лагерной смены;
• закрытие лагеря;
• выработка перспективных предложений по организации летней занятости детей;
• оформление и сдача отчётной документации.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 04.05.2012 г. № 343 «Об отдыхе, оздоровлении и полезной занятости детей и молодежи городского округа город Воронеж в 2012 году» на организацию и проведение летней оздоровительной кампании выделено 3 034 037 руб. из бюджета Воронежской области. Для организации проезда были привлечены средства родителей.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
В 2012 году было организовано 58 профильных лагеря разной направленности:
— экологической – 9 лагерей;
— художественно-эстетической — 12 лагерей;
— туристско-краеведческой — 7 лагерей;
— эколого-биологической — 3 лагеря;
— социально-педагогической — 2 лагеря;
— спортивной – 16 лагерей;
— историко-патриотической – 3 лагеря;
— археологической – 2 лагеря;
— языковой – 3 лагеря;
— экономической – 1 лагерь.
В профильных лагерях отдохнули 1 541 подросток.
Ожидаемые результаты:
-общее оздоровление детей;
-сохранение и увеличение количества обучающихся, занимающихся интеллектуально- творческой деятельностью;
— пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;
— укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
— развитие творческих способностей, инициативы и активности подростков;
— привитие навыков самообслуживания.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Практика, предложенная и внедренная муниципальным образованием администрации городского округа г. Воронеж, может быть реализована в Воронежской области и в любом регионе РФ муниципальными и региональными органами системы образования, образовательными учреждениями заинтересованными в организации летнего отдыха детей.
Отрасль применения практики (технологии)
Образовательные учреждения муниципального образования администрации городского округа г. Воронеж.
Дата внедрения практики (технологии)
Профильные лагеря организуются в образовательных учреждениях г. Воронеж с 2000 года.
Отзывы, награды
Профильные лагеря художественно-эстетической направленности традиционно принимают участие в Региональном фестивале детских хореографических коллективов «Творческое лето – Анапа 2012».
Образцовый детский коллектив ансамбля танца «Вольный ветер» МБОУДОД ЦРТДиЮ и шоу-балет «Флеш» МБОУДОД ДПиШ стали лауреатами фестиваля.
Документы практики: