Воронеж (Россия) — Общегородские Открытые уроки истории родного города — 62
7.7. Досуг и культура --> 7.7.29. Организация непосредственного ознакомления с памятниками культ.-истор.наследия города детей, подростков, молодежи (массовые бесплатные экскурсии, лекции и т.д).
Практики города Воронежа
Сущность предложения
Открытые уроки истории родного города и проект «Моя Родина – Россия, Край Воронежский» ориентированы на историко-культурное и военно-патриотическое воспитание, в первую очередь, молодого поколения (учащихся средних, средне-специальных и высших учебных заведений, курсантов военных вузов) и ставят целью:
– углубление знаний по краеведению на примерах знаменательных событий в истории г. Воронежа, жизни и деятельности в городе исторических деятелей и замечательных людей;
– формирование и развитие патриотических чувств, выражаемых в любви к Отечеству, уважению к ветеранам, труженикам тыла времен ВОВ, Героям Советского Союза и России, бережному отношение к объектам историко-культурного наследия.
Организационно-технологическое решение вопроса
Общегородские открытые уроки истории начали проводиться с 2006 г. сначала без нормативного обеспечения, затем с 2007 г. в соответствии с распоряжениями главы городского округа город Воронеж.
Нормативной основой общегородских открытых уроков истории, проведенных в 2010–2011 гг., являются распоряжения главы городского округа город Воронеж № 122-р от 12.03.2010 г. «О проведении общегородских открытых уроков истории родного города» и № 1293-р от 29.10.2010 г. «О проведении общегородских открытых уроков истории в 2011 году».
Уроки проводились у объектов культурного наследия города: памятников, мемориальных комплексов, памятных знаков, мемориальных досок, братских могил, храмов, стел, некрополей. Они проходили в несколько этапов:
в 2010 г. – в два этапа: накануне Дня Победы и накануне Дня города;
в 2011 г. – в три этапа: первый был посвящен годовщине со дня вывода советских войск из республики Афганистан и Дню защитников Отечества, второй приурочен ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., третий посвящен празднованию 425-летия со дня основания г. Воронежа.
При проведении общегородских открытых уроков истории были использованы следующие формы организационно-педагогической работы и военно-патриотического воспитания:
– устные журналы (повествование о ключевых событиях военной истории города Воронежа с демонстрацией иллюстрированного материала, рассказы об объектах историко-культурного наследия города, чтение докладов о воронежцах, награжденных звездой Героя Советского Союза);
– литературные и литературно-музыкальные композиции, часы поэзии (исполнение авторских произведений, поэтические циклы о войне);
– тематические утренники;
– митинги памяти у братских могил, воинских захоронений и мемориальных досок с возложением цветов к объектам историко-культурного наследия, связанных с событиями Великой Отечественной войны.
В 2010 г. общегородские открытые уроки истории состоялись с 4 по 9 мая (первый этап) и с 6 по 10 сентября (второй этап) на 165 объектах культурного наследия.
В 2011 г. общегородские открытые уроки истории состоялись с 21 по 25 февраля (первый этап) на 165 объектах культурного наследия, с 3 по 9 мая (второй этап) – на 176 объектах, со 6 по 13 сентября (третий этап) – на 192 объектах. Обязательной частью всех уроков стали творческие выступления учащихся.
В общегородских открытых уроках истории ежегодно принимали участие ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и России, ветераны Вооруженных Сил Советского Союза и России, военнослужащие, более 8000 учащихся общеобразовательных учреждений (школьников и студентов).
Также в 2011 г. состоялись историко-культурные уроки у памятников С. Есенину, И. Никитину, И. Бунину.
Общегородские открытые уроки истории проводились при участии учителей и преподавателей учебных заведений, сотрудников музеев, библиотек, культурной и научной общественности под эгидой управления культуры и департамента образования администрации городского округа город Воронеж.
Кроме того, в 2011 г. по инициативе главы города и председателя городской Думы была организована экспедиция «Моя Родина – Россия, край Воронежский», в рамках которой было предусмотрено семь тематических маршрутов. Основной аудиторией экскурсий стали школьники 5-8 классов. Маршруты посетили 11000 учащихся.
Информационно-аналитическое управление администрации городского округа своевременно размещало на официальном сайте информацию о предстоящих открытых уроках истории, оказывало содействие в информационном обеспечении отдельных уроков.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
В рамках текущего финансирования по отраслям.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Развитие патриотического воспитания молодежи, формирование чувства гордости за свою малую родину, улучшение историко-краеведческой работы, сохранение историко-культурного наследия.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Проведение общегородских открытых уроков истории родного города, проекта «Моя Родина – Россия, край Воронежский», массово популяризирующие объекты культурного наследия, способствует повышению туристической привлекательности города. Кроме того, воспитание бережного отношения к объектам культурного наследия позволяет экономить бюджетные средства на проведение ремонтно-восстановительных работ, способствует значительному снижению актов вандализма.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Практика открытых уроков реализуется с 2006 г. на основных объектах историко-культурного наследия городского округа город Воронеж (мемориальные комплексы, памятники, стелы, памятные знаки, братские могилы, мемориальные доски и т.д.) и имеет широкие перспективы для распространения.
Отрасль применения практики (технологии)
Культура, образование. Социальная сфера.
Дата внедрения практики (технологии)
С 2006 года.
Отзывы, награды
Практика отмечена дипломом IV Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2011 год.
Документы практики: