Магадан (Россия) — Оказание услуг дополнительного образования детям-инвалидам Детской художественной школой в городе Магадане — 15
7.1. Соцзащита --> 7.1.3. Организация эффективной системы социальной защиты инвалидов и малообеспеченных граждан.
7.1. Соцзащита --> 7.1.9. Достижения в социальной реабилитации различных групп населения.
7.3. Поддержка людей с ограниченными возможностями --> 7.3.19. Организация мест общения, культурного и физического развития людей с ограниченными возможностями.
7.7. Досуг и культура --> 7.7.10. Организация самодеятельного творчества, в том числе детского и людей с ограниченными возможностями.
Практики города Магадана
Сущность предложения
Действующим законодательством РФ предусмотрены равные права на образование и развитие всех детей. Право детей-инвалидов на получение дополнительного образования в художественных, музыкальных школах, кружках и секциях постоянно нарушается из-за несовершенства системы предоставления дополнительных образовательных услуг, неприспособленности помещений и городского транспорта к потребностям людей с ограниченными возможностями. Наличие большого количества детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях и состоящих на учёте в органах здравоохранения и соцзащиты обуславливает как необходимость, так и возможность реализации Проекта в г. Магадане. Поддержка учредителей — мэрии г. Магадана и городского управления культуры и государственных служб, заинтересованных в расширении спектра услуг для целевой группы гарантируют законность и обоснованность предоставления планируемых по Проекту услуг в ДХШ.
Цель проекта – оказание дополнительных образовательных услуг детям-инвалидам для развития их творческих способностей, преодоления их изоляции и интеграции в среду здоровых сверстников. Для достижения этой цели необходимо установить взаимодействие с родителями, создать адаптированную к возможностям целевой группы программу, обеспечить процесс обучения специальным оборудованием и материалами, разработать удобный график занятий, ориентированный на выходные дни и каникулярное время, создать план совместных мероприятий для интегрированной группы детей.
Реализация практики позволяет:
• разрушить изоляцию, замкнутость ребёнка-инвалида внутри семьи;
• расширить круг его общения со здоровыми сверстниками, новыми преподавателями;
• дать определённые знания, умения и навыки в художественной деятельности;
• повлиять на развитие мелкой моторики, памяти, воображения ребёнка;
• проинформировать родителей о возможных профессиональных перспективах ребёнка, связанных с творческой деятельностью;
• оказать поддержку родителям в организации полноценного досуга детей, в выявлении их способностей;
• улучшить родительско — детские отношения при помощи совместных занятий творчеством;
Организационно-технологическое решение вопроса
Описание механизма реализации проекта
Подготовительный этап
1. Получить сведения о семьях с детьми – инвалидами, сделать выборку, распространить информацию о проекте.
2. Сформировать группу детей-инвалидов (открытая группа), экскурсии в школу.
3. Сформировать группу детей ДХШ.
4. Составить график занятий на учебный год.
5. Адаптировать программу обучения, программу тренинга.
6. .Подготовить необходимое оборудование.
7. Заключить договоры с основными исполнителями Проекта:
Руководитель
Бухгалтер
Преподаватель
Преподаватель
Ассистент
Координатор
Психолог
Логопед
Социальный работник
Специалист МСЭК
Основной этап – первый уровень
Проведение первого совместного мероприятия – праздничного открытия Проекта.
Проведение коммуникативного тренинга для смешанной группы (18 – 25 чел. ), 3 тренинговых встречи продолжительностью 4 часа каждая.
Начало диагностических занятий (диагностика креативности и имеющихся художественных навыков) и возможная корректировка программы. Занятия первого уровня обучения интегрированной группы (дети-инвалиды и учащиеся из основного контингента ДХШ, помогающие детям процесс) на основном этапе проводятся еженедельно (24 дня занятий по 4 урока, итого 96 часов); помимо занятий предусматривается время на свободное общение интегрированной группы (не менее 24 часов за весь период). На период каникул и в праздничные дни планируется участие интегрированной группы и родителей в подготовке и проведении праздников (новогодний, к 8 марта, Пасхальный), 7 выставок учебных работ детей целевой группы Проекта (по итогам месяца и заключительная), посещение концертов, экскурсии в учреждения культуры.
Проведение 12 супервизий (один раз в две недели, продолжительностью 2 часа) для обсуждения психологического климата в смешанной детской группе и отслеживания эмоционального состояния сотрудников Проекта.
Мониторинг проектной деятельности (встречи с родителями, опрос, анкетирование; проведение контрольных срезов полученных детьми умений и навыков). Подведение итогов обучения на первом уровне и разработка программы второго уровня обучения.
Заключительный этап – второй уровень
Организация обучения группы в каникулярный период
3 месяца, 1 день в неделю по 3 урока. Программа на 36 часов.
2. Взаимодействие с ЦПСД
3. Организация совместного отдыха детей
4. Взаимодействие с УСЗН по перспективам проекта
Реализованы следующие мероприятия проекта:
• На общем собрании исполнителей проекта распределены обязанности и принят регламент встреч в рамках проектной деятельности.
• Презентация Проекта в МБОУДОД г.Магадана «Детская художественная школа» широко освещалась телевизионными каналами: ГТРК «Магадан», ОАО «МТК-Видео», ООО «Колыма».
• По письменному обращению руководителя Проекта на безвозмездной основе в газетах города «Вести города «М», «Магаданская правда», «Колымский тракт», «Северная надбавка» были размещены рекламные объявления информирующие жителей города и родителей детей с ограниченными возможностями о начале работе Проекта и приглашающие к участию в Проекте заинтересованных лиц.
• Партнеры Проекта МГОУ «Женский информационно-просветительский центр», ГУ «Магаданский социальный центр» оказали помощь в распространении информации о проекте в общественных организациях родителей с детьми-инвалидами, социальных и медицинских учреждениях города (формирование целевой группы), а также в ВУЗах города (формирование волонтерской группы)
• Для участия в работе с детьми и родителями в качестве помощников специалистов сформирована группа студентов-волонтеров (4 человека) из числа студентов 3 курса социально-гуманитарного факультета, отделение психологии, Северо-Восточного Государственного Университета
• На зимних каникулах в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская художественная школа» был организован «День открытых дверей», экспонировалась выставка работ учащихся и красочно оформленная информация о целях и задачах Проекта, работала группа волонтеров и специалистов для консультаций и набору целевой группы, уточнения диагнозов, определения диапазона возможностей детей.
Полученные данные фиксировались в разработанных учетных бланках.
• Проведено собрание специалистов с родителями участниками Проекта, уточнен список участников целевой группы (12 учащихся), скорректировано расписание занятий и мероприятий с учетом пожеланий родителей и особенностями детей целевой группы.
• Приобретено оборудование для проведения занятий на пленере, чайных пауз материалы для занятий и расходные материалы, согласно смете расходов.
• Заключен договор на транспортное обслуживание.
• Адаптирована для целевой группы программа обучения и комплекса специальных упражнений.
• Процесс обучения проводился по утвержденной собранием специалистов Проекта 138-ми часовой программе и состоял из следующих блоков:
1. Первый этап обучения – 20ч. Этап сопровождается консультациями психолога по запросам детей и родителей, супервизиями для специалистов (еженедельно). По завершению первого этапа обучения выполнена коррекция Программы обучения.
Результаты первого этапа реализации Проекта освещался в телевизионной передаче муниципального канала ОАО «МТК-Видео» руководителем Проекта Г.Н.Пилипенко
2. Промежуточный этап обучения – 8ч., выполнение домашних заданий, консультации специалистов. Творческая лаборатория «Мамин платок» — 8ч.
Работа Проекта отражена в газетных публикациях: «Комсомольская правда» №10 от 6-13 марта 2008г. статья журналиста Анны Савицкой «В Магадане выводят картофельные тюльпаны» и «Магаданская правда» от 11 апреля 2008г. статья координатора Проекта О.А.Баландович «Каникулы все же бывают цветными!»
3. Второй блок обучения – 20ч. Творческая лаборатория «Пасхальный сувенир» — 8ч., контрольный срез умений и навыков детей, разработка программы летней практики студентов-волонтеров. Загородная поездка и работа на пленэре на пришкольном участке– 8ч.
Телевизионная передача муниципального канала ОАО «МТК-Видео» о выставке творческих работ по теме «Пасхальный сувенир»
4. Третий блок обучения – 58ч. Работа студенческой волонтерской группы. Загородная поездка, работа на пленэре на пришкольном участке– 8ч.
Подведены итоги Проекта, включая контрольный срез умений, навыков детей, обобщение опыта, приобретенного специалистами и волонтерами Проекта, анализ отзывов родителей и детей об участии в Проекте. По итогам работы руководителем проекта Пилипенко Г.Н. подготовлен иллюстрированный памятный буклет «Цветные каникулы».
На заключительном мероприятии «Закрытие Проекта «Цветные каникулы» 2008» организована итоговая выставка творческих работ участников Проекта. На празднике всем участникам целевой группы были вручены памятные сувениры, фотографии и памятные буклеты.
Целью занятий изобразительным искусством с учащимися целевой группы явилось направленное и планомерное развитие их творческих способностей, овладение практическими навыками изобразительной грамоты. В процессе обучения решались задачи художественного и психофизического развития ребёнка:
• формирование общей и мелкой моторики;
• улучшение общего психофизического состояния;
• формирование начальных художественных знаний, умений, навыков;
• формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
• формирование художественно- творческой активности;
Программа обучения направлена на развитие конвергентного (упражнения по перспективному построению геометрических тел, цветоведению, законам композиции) и дивергентного мышления (упражнения на развитие интуитивного, ассоциативного восприятия: натюрморты по памяти и по представлению; конструирование из бумаги; композиции на заданные темы; упражнения на живописное видение музыкальных произведений и др.).
Реализация задач, поставленных программой, обеспечивалось использованием наглядных, игровых, практических (частично репродуктивных), эвристических, словесных методов с тем, чтобы сам процесс обучения доставлял ребёнку удовольствие, ожидание положительного результата. На занятиях ребята осваивают приёмы работы с самыми разными изобразительными материалами: акварельными красками, гуашью, цветной бумагой, пластилином, тушью. Каждая художественная техника развивает у ребёнка с особыми потребностями различные области руки, предплечья, пальцев и т.д. Тонкая графическая работа учит лучшей координации движений кисти руки, лепка развивает пальцы, а занятия в области живописи способствуют большей раскованности и свободе всего локтевого сустава вместе с кистью руки. Лучшему освоению пространства, объёма, глубины способствует работа с пластилином и бумагой. На одном из занятий по бумагопластике ребята вместе с родителями увлечённо создавали из разноцветной бумаги фантастические цветы и листья, и в результате получилась яркая коллективная работа «Мамин платок». Освоить несложные, на первый взгляд, технические приёмы работы с бумагой оказалось невероятно трудно детям с ДЦП, поэтому, например, серединки для цветов они делали необычным способом — сминали вырезанные заранее кружочки, листья одной рукой держали, а другой обрывали и т.д. Во время занятия преподаватели перемещаются от одного ребёнка к другому, останавливаясь, разговаривая с детьми, часто изображение выполняется вместе с ребёнком, ведя его руку. Хорошая рабочая обстановка доброжелательности, безопасности, высокой терпимости к каждому, позволяет большинству детей успешно завершить свою работу. В самом конце занятии – обязательное коллективное обсуждение результатов и выставка детских работ.
В процессе обучения 2 учащихся целевой группы, имеющие знания и умения работы на персональном компьютере под руководством преподавателя компьютерной графики Детской художественной школы выполнили творческие работы, которые были направлены к участию в открытом виртуальном конкурсе «Страна Северного Сияния».
Сопровождение обучения психологом осуществлялось в виде индивидуальных, групповых и семейных форм работы. Детско-родительские группы проводились психологом и логопедом совместно.
Для повышения эффективности работы специалистов в групповом режиме было проведено психологическое обследование детей методом структурированного наблюдения. Данный метод позволяет психологу в ситуации «реального времени» увидеть и выделить особенности развития детей. Для этого диагностическое наблюдение осуществлялось в разных жизненных ситуациях: свободная игра детей, их поведение в раздевалке до и после занятий; поведение на занятии; свободное поведение детей вне группы; во время принятия пищи; во время прогулки. Полученные данные фиксировались в разработанный бланк регистрации наблюдений
Как показали результаты диагностики, способность к сосредоточению, эффективной работоспособности у детей целевой группы в среднем равняется 30 минутам. По истечении этого времени делался перерыв, во время которого дети имели возможность легкого перекуса по желанию, а затем психолог и логопед организовали 15 минутные детско-родительские группы. На этих группах проводились упражнения в форме игры помогающие установлению контакта, снятию напряжения, развитию познавательных процессов. Родители вовлекались во все игры как активный наблюдатель, либо как игрок в зависимости от степени его психологической готовности. Такой подход в виде практических групп общения позволил, не подавляя и не фрустрируя родителя передать ему техники эффективного общения с его ребенком.
Занятия изобразительной деятельностью способствовали повышению самооценки детей, что особенно важно для особых детей в подростковом возрасте (5 детей целевой группы). Также отмечена динамика в развитии навыков общения со сверстниками и другими взрослыми.
Цели психологической работы с родителями – повышение у родителей чувства собственной компетентности; преодоление состояния кризиса; интеграция родителей путем обсуждения «обычных» родительско-детских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям детей с особыми потребностями возможность почувствовать свое родительство на первом месте, а особенность на втором.
Для достижения поставленных целей были определены и использованы следующие методы:
1. Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей.
2. Проигрывание ситуаций.
3. Обучение родителей элементарным психологическим представлениям – небольшой лекционный курс.
После того как был произведен набор целевой группы, с каждым из родителей на индивидуальном консультировании была проведена первичная диагностика по вопросам развития ребенка при помощи написания сочинения «История жизни моего ребенка». Анализ сочинений позволил определить образ родителя, его позицию по отношению к проблеме инвалидности ребенка, обозначить уровень владения средствами ориентировки и рефлексии, способности к самоанализу, особенностей семейного воспитания и взаимоотношений в семье.
В начале февраля с родителями была проведена методика Е.Б. Фанталовой с целью выявления резервных сфер жизнедеятельности родителя для выработки им продуктивных способов разрешения своих проблем.
В конце февраля, середине апреля, начале июня – анкетирование родителей.
Также по завершению каждого занятия с детьми родители имели возможность увидеть способности и возможности своих детей к развитию, их достижения.
Объединение в целевую группу детей разного возраста явилось положительным фактором, улучшающим психологическую атмосферу в процессе обучения. Во время объяснения нового материала акцент ставился не на технические моменты, а на эмоциональное проживание образа и его свободную интерпретацию в дальнейшем. При таком подходе наиболее ценятся эмоциональность рисунка и различные проявления индивидуальности, достижимые при любом уровне техники. Такой подход позволил удержать отдельных родителей от излишнего увлечения технической стороной рисования. Техническая сторона совершенствовалась педагогом нетравмирующим ребенка образом, индивидуально во время рисования.
Анализ полученного диагностического материала показал, что у 80% родителей улучшился психологический климат в семье: уменьшилась агрессивность по отношению к собственному ребенку; улучшились взаимоотношения с членами семьи, появилось стремление к конструктивному решению возникающих трудностей. Приобретение ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии статуса учащегося Художественной школы повысило эмоциональный и энергетический ресурсный потенциал родителей для успешного воспитания особого ребенка.
Еженедельно со специалистами проекта проводились супервизии. На этих встречах специалисты проекта вырабатывали такой способ взаимодействия с родителями, который позволил бы им стать с ними партнерами для совместных однонаправленных действий по развитию ребенка. Известно, что стиль общения специалиста с родителями может напрямую отразиться на отношениях родителя и ребенка. Поэтому объектом внимания специалистов выступала семья. Основным инструментом специалистов в этой работе стали собственный пример, собственное позитивное, терпимое, творческое отношение ко всем участникам художественной мастерской, взрослым и детям. Такой принцип безусловного принятия каждого ребенка, независимо от его особенностей и, что не менее существенно, родителя ребенка с особенностями в развитии был достигнут благодаря возможности специалистов проговаривать на групповых и индивидуальных (по запросу) супервизиях моменты эмоционального неприятия какого-либо ребенка или родителя. Взгляд со стороны коллеги, супервизора позволяет специалисту получить поддержку, увидеть причину возникших сложностей, провести конструктивное обсуждение, наметить пути решения проблемы.
Неприятие родителя, его воспитательных подходов, способов взаимодействия с ребенком и стиля общения возникло на первых этапах работы у 70% специалистов. К концу реализации проекта частота возникновения чувства неприятия сократилась до 10%.
Результаты работы Проекта:
1. Реализована модель дополнительной образовательной услуги для детей с ограниченными возможностями в Детской художественной школе.
2. Двое учащихся зачислены в художественную школу.
3. Данная услуга востребована родителями и детьми. Родители учащихся целевой группы выступили с предложением о продолжении обучения по программам художественной направленности.
4. Положительный результат работы по Проекту позволил МОУДОД «Детская художественная школа» стать участником городской целевой программы «Совершенствование условий жизнедеятельности жителей города Магадана с ограниченными возможностями» на 2009-2013 г.г. в реализации мероприятия «Создание группы для детей 10-18 лет с особыми нуждами «Арт-терапия» (живопись, бумагопластика, батик)»
В настоящее время инициативная группа родителей, участников Проекта объединились в областную общественную организацию родителей детей инвалидов «Особое детство». Школа продолжает сотрудничество с ними в рамках муниципальной целевой программы, в группе «Арт-терапия»
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Итого по проекту «Цветные каникулы» за 2008 год:187 885,00 руб.
С 2009 по 2013 год практика реализуется в рамках городской целевой программы «Совершенствование условий жизнедеятельности жителей города Магадана с ограниченными возможностями» на 2009-2013 г.г. в реализации мероприятия «Создание группы для детей 10-18 лет с особыми нуждами «Арт-терапия» (живопись, бумагопластика, батик)» — (Приложение «Арт-терапия на 2009-2013 экономическое обоснование.doc»)
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
В результате реализации Проекта создана Программа обучения детей с ограниченными возможностями для овладения основами изобразительной деятельности и развития их творческих способностей. Всего в Проекте принимают участие 25 детей целевой группы.
Занятия в ДХШ позволят разрушить пространственную и личностную изоляцию ребёнка-инвалида внутри семьи и интегрировать его в среду здоровых сверстников.
Дети получат определённые специальные знания, умения и навыки в художественной деятельности, что положительно повлияет на психофизическое состояние ребенка: развитие мелкой моторики, улучшение памяти, развитие воображения, повышение самооценки. Это позволит также определить досуговую деятельность ребенка.
Родителям будет оказана поддержка в организации дополнительного образования и полноценного досуга детей, в преодолении сложившихся стереотипов о способностях ребенка, они получат информацию о возможных профессиональных перспективах ребёнка, связанных с творческой деятельностью. Совместные занятия творческой деятельностью положительно повлияют на внутрисемейные отношения, родительско — детские отношения. Занятость ребенка в процессе обучения позволит родителям иметь дополнительный резерв времени для решения насущных проблем.
Привлечение к реализации Проекта учащихся из основного контингента ДХШ повлияет на формирование позитивного отношения в обществе к созданию интегративных групп в различных учреждениях, даст им навыки конструктивного общения, расширит понимание доброты, милосердия, общественно-полезной деятельности.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Экономический эффект от реализации практики заключается в привлечении средств грантов, муниципальных целевых программ.
Четко выраженного экономического эффекта не имеет, т.к. практика направлена в большей степени на развитие личности, развитие творческих способностей людей с ограниченными возможностями, создание условий для реализации творческого потенциала, интеграция людей с ограниченными возможностями в социуме, создание условия Успеха для личности.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Данная практика реализована в МБОУДОД г. Магадана «Детская художественная школа» с 2008 года по 2013год
Отрасль применения практики (технологии)
Образование, культура, досуговая деятельность, адаптация в социуме
Дата внедрения практики (технологии)
Данная практика реализуется с 2008 года
Отзывы, награды
Благодарственные письма губернатора Магаданской области мэра г. Магадана и организаторам проекта (Баландович О.А., Фоменковой О.В., Пилипенко Г.Н., волонтерам – участникам проекта)
Практика отмечена дипломом VI Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2013 год.
Документы практики:
Контакты:
Мэрия города Магадана
телефон приемной — 8 413-2 62-50-47
факс приемной — 8 413-2 62-49-40
e-mail: admin@cityadm.magadan.ru
Официальный сайт органов местного самоуправления города Магадана http://www.cityadm.magadan.ru/