Красноярск (Россия) — Красноярский городской форум как эффективный механизм взаимодействия органов местного самоуправления, бизнеса и общественно-активного населения — 14


Сущность предложения

Разработка и реализация проекта «Красноярский городской форум» была обусловлена необходимостью поиска наиболее оптимальной формы организации в Красноярске диалога между органами местного самоуправления и населением, обеспечения широкого участия красноярцев в открытом обсуждении актуальных вопросов жизни и развития города.
Преимущество Форума перед другими технологиями и практиками заключается в том, что он способен обеспечить массовое представительство населения в диалоге с властью, включить красноярцев в согласование видений развития города через приглашение всех жителей к открытому разговору.
Городской форум выступает попыткой реализовать в масштабах Красноярска, с учетом всех современных реалий, исторически сложившуюся в ходе многовекового утверждения нашего общества концепцию власти советов. Понятие «совет» в концепции власти советов предполагает «такие отношения советующихся, которые позволяют о чем-либо договориться по принципу общего желания успеха; наличие задач, которые можно решить совместными усилиями; наличие на совете различных сторон, занятых выработкой приемлемого для всех решения задачи; выработку не консенсусного решения, «заметающего трудности под ковер», а качественного решения, в котором советующиеся обнаруживают себя как определенное тождество различий» (Теория и история, №2, 2009,стр. 11).
Идея разработки и реализации проекта «Красноярский городской форум», предложенная администрацией города при широкой общественной поддержке, во многом стала попыткой воспроизводства в современных условиях в масштабах города исторически сложившейся в российском обществе коллективистской формы принятия решений. Городской форум с учетом всех сегодняшних реалий был задуман именно как «народное вече», общее для всех горожан событие, в котором может принять деятельное участие любой житель Красноярска.
Основу концепции Форума составило положение о том, что социально-экономическое развитие города Красноярска есть направление приложения совместных усилий органов местного самоуправления, бизнеса и общественно активного населения. Данное положение проистекало из обозначенной генеральной линии развития Красноярска как города инноваций, партнерства и согласия, отраженной в стратегических программах муниципалитета: «Программа социально-экономического развития города Красноярска» и «Стартовая версия программы позиционирования города Красноярска в городском сообществе, регионе, стране, мире: «Красноярск – город инноваций, партнерства и согласия».
«Городской форум» стал самым серьезным проектным шагом в реализации на территории Красноярска важнейшего принципа современной социальной деятельности — принципа «общественного участия» — привлечения некоммерческих организаций, бизнеса, населения в целом к активному участию в делах города.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Семилетний опыт реализации проекта «Красноярский городской форум» позволяет с уверенностью говорить о нем как о состоявшейся технологии и выделить несколько ее существенных этапов.
На первом этапе осуществляется подтверждение востребованности проекта. Подготовку Форума предваряют встречи с различными целевыми группами — представителями общественных организаций, научного сообщества, бизнеса и т.д., с целью одобрения общей концептуальной идеи проведения Форума.
Это позволяет в дальнейшем исключить абстрагированность обсуждаемых на Форуме тем от реальной практики городской жизни, а также способствует положительному восприятию Городского форума со стороны его участников.
На данном этапе власть обозначает намерение стать одним из соорганизаторов Городского форума на принципах равноправия и сотрудничества с представителями некоммерческих организаций, бизнес — сообщества.
Далее происходит определение тематического содержания Форума. Темы определяются с учетом поступающих инициатив, предложений от жителей Красноярска (анализ обращений, поступающих в общественную приемную Главы города и социологические опросы населения), различных общественных формирований, органов местного самоуправления, коммерческих организаций и, учитывая общегородской масштаб мероприятия, не имеют заданных рамок.
В рамках Форума 2011 года состоялось 89 мероприятий различных форматов (круглые столы, дискуссии, семинары и т.д.) в 8-ми секциях. Тематика переговорных площадок наиболее полно отражает приоритеты социально-экономического развития города и содержит в себе практически весь спектр значимых вопросов жизнедеятельности Красноярска.
Следующий этап подготовки Форума — создание совместных рабочих групп с участием представителей власти, общественности и бизнеса для содержательного наполнения предложенных тем. Этот этап позволяет организовать взаимодействие данных субъектов уже на стадии подготовки Форума, и еще до его проведения выработать предложения и сформировать потенциальный актив для их дальнейшей реализации.
Ключевой этап – непосредственное проведение мероприятий Форума.
Основные события Форума проходят в течение двух дней в октябре месяце в одном месте. При этом речь идет именно об основной дате и основном месте проведения Форума. А это означает, что в общую программу включаются мероприятия, которые проходят как до, так и после основной даты, в том числе на «выездных» площадках. Наличие же основного места, в котором в течение двух дней проходит подавляющее большинство событий, принципиально важно, ибо оно раскрывается в качестве базовой точки «массового притяжения красноярцев», формирует особое «энергетическое» пространство для общения, встречи разных людей и разных мнений.
В мероприятиях Форума может принять участие любой житель города и внести свое предложение, которое, в случае его проработанности, будет положено в основу корректировки уже подготовленных документов. Именно это свободное превносительство является, пожалуй, наиболее ценной составляющей такого проекта как «Красноярский городской форум», и в данном контексте позволяет говорить не столько об инновационности, сколько об уже упоминаемом возрождении, о новом оформлении исторической, адекватной нашему обществу, формы коллективного самоуправления.
В обозначенной ориентации на «массовое притяжение» проявляется ключевая отличительная особенность Городского форума в сравнении с другими формами диалога власти и населения. Дело в том, что на Красноярском городском форуме представительство населения не ограничено критериями избранности, что характерно, к примеру, для такого института как местная общественная палата, в котором исключительно общественными организациями представлены в диалоге с властью интересы населения, большая часть которого, имея активную гражданскую позицию, не всегда идентифицирует себя с таковыми. Поэтому Городской форум позволяет в диалоге с местной властью обеспечить массовое представительство населения города в целом, построив тем самым полноценный диалог.
Важно отметить, что с целью реализации одной из основных концептуальных идей Форума – активного включения населения в жизнедеятельность города, в соответствии с Уставом города Красноярска в каждом из 7-ми районов города в преддверии Форума проводятся районные собрания граждан с избранием уполномоченных представителей населения района для участия в работе Форума. Каждый район официально делегирует более 100 своих жителей для работы на площадках Форума и активного представительства его интересов.
На завершающем этапе происходит обобщение предложений участников Форума, их классификация и дальнейшая координация реализации в течение периода, предваряющего проведение следующего Форума.
Форум предполагает преемственность, которую крайне важно сохранить в ходе реализации проекта, в ином случае он исчерпает себя как эффективная технология. К примеру, в 2010 году на площадках Форума было выработано 168 предложений. В течение года муниципалитетом осуществлялся мониторинг их реализации, открыто предоставлялась информация о степени исполнения.
Кроме того, Форум – это пространство развития, где задаются условия для формирования новых компетенций, расширения жизненного опыта участников, появления у них более взвешенного взгляда на происходящее в городе.
Форум предоставляет возможности для поиска партнеров, единомышленников, оформления творческих групп, которые потом будут успешно работать на благо города и его жителей.
Красноярский городской форум доказал свою эффективность – более 65% из представленных предложений реализуются в городе, а сам Форум с каждым годом собирает все большее количество участников.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Мероприятие финансируется из городского бюджета в соответствии с планом общегородских мероприятий.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Итоги проведения VII Красноярского городского форума «Красноярск выбирает будущее!»:
Общее количество людей, посетивших различные мероприятия Форума, — 22 400 человек (данный показатель является максимальным за семилетний период проведения Городского форума).
В том числе, количество участников мероприятий в основном месте проведения Форума (МВДЦ «Сибирь») — 19 500 человек.
В непосредственной работе переговорных площадок приняло участие более 4 500 человек.
40 % участников всех переговорных площадок самостоятельно без предварительного приглашения выбрали интересующую их тему.
Количество выступивших на переговорных площадках составило более 900 человек.
В 35 % переговорных площадок активное участие (в контексте выступлений, выдвижения предложений) приняли представители каждого из основных трех секторов общества.
Активное участие власти и населения было проявлено в 65 % площадок.
Соотношение позитивных и негативных высказываний участников переговорных площадок составило 9:1 (в пользу позитивных).
Общее количество предложений, выработанных в ходе проведения мероприятий Форума – более 177.
В ярмарке презентации приняло участие 153 организации.
Мероприятия «Дня открытых дверей» посетило более 1 500 жителей.
За семь лет работы Форума было выработано более 1100 предложений, основные из которых уже реализованы, а остальные находятся на стадии проработки. Например, по итогам работы Форума в городе созданы:
• Общественное движение «Красноярский молодежный форум»;
• Ассоциация «Золотой кадровый резерв»;
• Автономная некоммерческая организация «Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор»;
• Молодежное волонтерское агентство;
• Муниципальное учреждение «Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления»;
• Координационный совет по здоровому питанию;
• Инновационный совет Красноярска.
проводятся:
• Конкурс «Лучшая некоммерческая общественная организация года;
• Общегородская ассамблея «Красноярск. Технологии будущего»;
• Конкурс красоты для будущих мам «Молодая мама»;
• Конкурс на предоставление субсидий некоммерческим организациям для реализации социальных проектов;
• Конкурсы муниципального социального заказа;
• Лекторий «День гражданского образования»;
• «Недели качества социальных услуг» в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта;
• Утвержден полный Герб города Красноярска;
• В консультативно-методическом центре создана детская общественная приемная;
• и многое другое.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Ежегодно в рамках работы Красноярского городского форума проходит обсуждение Программы социально-экономического развития города и оптимизации расходования бюджетных средств в разрезе всех отраслей жизнедеятельности города.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Технология реализуется на территории города Красноярска.

 

Дата внедрения практики (технологии)

2005 год.

 

Отзывы, награды

Согласно опросу, проведенному в рамках Форума 2010 года, 85 % опрошенных участников высказали свое позитивное к нему отношение.

 


Документы практики:


Контакты:

Администрация города Красноярска

телефон приемной — 8 391-2 26-10-25

факс приемной — 8 391-2 22-25-12

e-mail: adm@admkrsk.ru

Официальный сайт органов местного самоуправления города Красноярска http://www.admkrsk.ru/