Иркутск (Россия) — Агентство развития памятников Иркутска — 12


Сущность предложения

Создание условий, способствующих привлечению инвестиционных средств в сохранение объектов культурного наследия и приспособлению их для современного использования, при сохранении контроля за качеством и сроками реставрации, в целях формирования благоустроенной и комфортной городской среды.
В соответствии с положениями федеральных законов «Об акционерных обществах» и «О приватизации государственного и муниципального имущества» администрацией города Иркутска разработан уникальный механизм привлечения внебюджетных средств в сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и архитектуры) путем создания специализированного акционерного общества «Агентство развития объектов культурного наследия», в уставный капитал которого вносятся неиспользуемые, ветхие и аварийные муниципальные памятники. Агентство работает с 2012 года, привлекает на конкурсной основе инвесторов, и после реставрации объекта культурного наследия и приспособления к современному использованию, передает здание в собственность.
Эта инициатива была продиктована, прежде всего, огромным числом памятников деревянного зодчества — даже без учета средовой застройки из больше тысячи. Привести в порядок и достойно содержать такое количество архитектурных объектов за счет городского бюджета невозможно. Поэтому было решено не просто привлекать частных инвесторов, но и поставить этот процесс под контроль, чтобы приватизация памятника не обернулась его полной утратой. По экспертным оценкам, требовалось около 1 млрд средств, в бюджете таких средств заложено не было.
Основной принцип, заложенный в идею создания специализированной компании – «привлечение внебюджетных средств в реализацию инвестиционных проектов, таких как строительство и реконструкция объектов, с точно заданными параметрами на этапе проектирования, с контролем качества и заданных параметров до окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию».
Данный механизм, обеспечивает выполнение инвестором обязательств по реставрации объекта культурного наследия в срок, установленный договором, с необходимым контролем за качеством выполнения работ. Объект переходит в собственность инвестору только после выполнения обязательств по реставрации объекта культурного наследия.
С другой стороны, для инвестора данный механизм позволяет существенно уменьшить сроки, затраты и административные барьеры.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Привлечение частной инициативы и инвестиций при сохранении государственного контроля над активами (такими, как недра, объекты инфраструктуры, культурного наследия, предприятия, имеющие высокое социальное или оборонное значение, и т.д.) может быть эффективно реализовано в рамках совместных предприятий именно со смешанным государственно-частным капиталом.
Взаимодействие государственного и частного капиталов в рамках акционерного общества — это реальная, проверенная временем форма взаимодействия государства и частного бизнеса. Кроме того, такому взаимодействию соответствуют все ключевые признаки государственно-частного партнерства, а механизм его реализации вполне отработан. Это выражается в следующем:
— взаимодействие сторон в государственно-частном партнерстве достаточно обеспечено в законодательном плане;
— подобное взаимодействие создает возможности для соблюдения паритета, баланса обоюдных интересов;
— организационно-правовая форма такого партнерства – ОАО, ПАО – означает его четко выраженную публичную, общественную направленность (его главная цель – удовлетворение государственного интереса);
— в процессе взаимодействия сторон консолидируются, объединяются их активы (ресурсы и вклады).
Агентство имеет лицензию на осуществление реставрации объектов культурного наследия. Компания осуществляет функции заказчика-застройщика, получает необходимую разрешительную документацию, заключает договора с лицензированными подрядчиками, обеспечивает прохождение экспертиз и ввод объекта в эксплуатацию. Информация о конкурсах размещается на сайте администрации города.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Финансовых затрат для реализации практики не требовалось. Была передана муниципальная собственность (ветхие и аварийные дома) в уставный капитал. За 3 года с момента учреждения Агентства администрацией города Иркутска передано 40 объектов. 16 памятников истории и архитектуры нашли инвесторов, которые взяли на себя обязательства по реставрации старинных особняков. 2 памятника отреставрировано за счет средств Общества. По остальным объектам ведется научно-исследовательская и проектная работа.
Привлечено инвестиций в реставрацию памятников более 300 млн. рублей.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Комфортная городская среда повышает качественную составляющую жизни иркутян, историческая часть проекта, научные исследования о бывших владельцах реставрируемых усадьб, повышает интерес к истории собственного города и воспитывает бережное отношение к культуре и наследию.
Агентство, реализуя данную практику, популяризирует историческое наследия, позиционирует Иркутск как столицу деревянного зодчества, что содействует повышению качества жизни и культурного уровня иркутян, а также привлекает туристов со всего мира.
Долгосрочной целью Агентства является комплексная регенерация исторических кварталов.
Также Агентство содействует развитию регионального и международного сотрудничества в сфере реставрации деревянного зодчества и образовательных программ для реставраторов.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

Город получает большую экономию бюджетных средств. Реставрация памятников производится за счет внебюджетных источников финансирования, а также контролируется на всех этапах. Передача права собственности происходит только после выполнения всех обязательств (снижается риск увеличения этажности, «самостроя» и пр.). Лицом города становится реставрация памятника и благоустройство прилегающей территории. Открытие в отреставрированных объектах культурного наследия коммерческих организаций, помогает создать новые рабочие места, увеличивает налогооблагаемую базу.
Например, 130 квартал, в котором отреставрировали 6 памятников и провели регенерацию среды, приносит более 1 млрд. налогов в бюджет.
Внебюджетные средства в виде инвестиций или банковские кредитов при реализации инвестиционных проектов увеличивают стоимость внесенного имущества в разы. Прибыль от деятельности Общества поступает в его распоряжение и распределяется в соответствии с решением Общего собрания акционеров, также может быть перечислена в бюджет в виде дивидендов.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

За 3 года существования ПАО АРПИ с помощью привлечения внебюджетных средств отреставрированы и введены в эксплуатацию 4 объекта культурного наследия. Разработанный механизм оказался уникальным и был представлен на Федеральном уровне.
Опыт Иркутска был одобрен Министерством культуры Российской Федерации и принят на вооружения для реализации федеральной программы «Зеленый коридор» по реставрации федеральных памятников с привлечением инвесторов. В настоящее время данный механизм реализует ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России».
Также, по образу и подобию Агентства, с использованием нормативной базы создано общество в Красноярске, которое будет заниматься реновацией исторического центра.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Формирование благоустроенной и комфортной городской среды.
Привлечение внебюджетного финансирования в сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и архитектуры), находящихся в аварийном и ветхом состоянии.
Сохранение объектов культурного наследия и приспособление их для современного использования, при сохранении контроля за качеством и сроками реставрации.

 

Дата внедрения практики (технологии)

С 2012 года.

 

География использования практики (технологии).

Российская Федерация, Сибирский Федеральный округ, Иркутская область, г. Иркутск.

 

Отзывы, награды

1 место в конкурсе ««Лучшие муниципальные управленческие решения по формированию благоприятной инвестиционной среды» в номинации «Архитектура городов» на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015».

 

Дополнительные материалы

Дополнительные материалы прилагаются.


Документы практики: