Барнаул (Россия) — Создание условий для непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения — 16

 

Сущность предложения

Разработка и применение муниципальных целевых Программ (концепций), определяющих основные векторы развития, цели и задачи взаимодействия органов местного самоуправления с населением, некоммерческими организациями (далее — НКО) и бизнесом

Организационно-технологическое решение вопроса

Успех реализации планов экономического и социального развития города Барнаула зависит от прозрачности системы взаимодействия с населением, которая характеризуется качеством муниципальных нормативных правовых актов.
Для этого в городе Барнауле разработана система документов, на основе которых строится взаимодействие органов местного самоуправления и неправительственных организаций, а также участия в этом взаимодействии бизнеса.
Первым документом, утвержденным Постановлением администрации города от 13.09.2007 № 2845 стала Концепция развития взаимодействия органов местного самоуправления с общественными и иными некоммерческими организациями до 2010 года, направленная на выстраивание системы взаимовыгодного сотрудничества между органами местного самоуправления, общественными и иными НКО и бизнесом.

Главная особенность вышеуказанного документа заключается в том, что он на муниципальном уровне закрепил основные направления развития социального партнерства:
— применение программно-целевого планирования городской социальной политики;
— содействие развитию фондов территориального развития, применение конкурсного механизма, ежегодной ярмарки социальных проектов;
— разработка и внедрение моделей и современных технологий со-трудничества органов местного самоуправления, общественных и иных не-коммерческих организаций и бизнеса;
— взаимодействие при разработке механизмов, побуждающих социально ответственный бизнес к занятию благотворительной деятельностью, меценатству и развитию общественных инициатив;
— применение практики предоставления нежилых помещений НКО по договорам безвозмездного пользования и внедрение механизма контроля над их эффективным использованием.

Следующим документом, приятым на муниципальном уровне и направленным на создание многоуровневого партнерства на основе единства интересов, взаимного доверия, открытости и заинтересованности в интересах устойчивого развития городского сообщества стала долгосрочная целевая Программа «Развитие общественных инициатив в г.Барнауле на 2010-2012 гг.», основным посылом которой стало развитие следующих форм сотрудничества:
— выработка согласованных решений по осуществлению социально ориентированной политики, экономических преобразований в городе Барнауле на основе соглашений между органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными НКО и бизнес-структурами;
— поддержка деятельности общественных и иных НКО;
— участие в разработке проектов муниципальных правовых актов города Барнаула, городских целевых программ и программ социально-экономического развития;
— организация и обеспечение экспертно-аналитической деятельности, развитие механизмов общественного мониторинга, включая общественный контроль и общественный мониторинг хода реализации и результатов социальных реформ;
— общественные слушания, переговорные площадки, горячие линии, общественные приемные и иные формы диалога и обмена мнениями между властью, обществом и бизнесом по вопросам общественного и социально-экономического развития;
— расширение практики подготовки и проведения совместных социально значимых акций и мероприятий;
— организация и обеспечение образовательно-просветительской де-ятельности, оказание методической, консультативной и иной помощи общественным и иным некоммерческим организациям, бизнес-структурам в выстраивании взаимодействия, социального партнерства, осуществлении общественного контроля и экспертной деятельности;

— формирование позитивно и конструктивно наполненного информационного пространства между властью, обществом и бизнесом, информационного обмена.
Вместе с тем, действующая Программа выделяет следующие механизмы социального партнерства:
— система межпрофильных и межотраслевых соглашений и договоров;
— постоянно действующие общественные советы, городские собрания общественного актива, совещания, рабочие и экспертные группы и комиссии;
— конкурсы социального признания и социально значимых проектов;
— общественные советы различного функционального назначения при администрации и главы администрации города Барнаула;
— ежегодная городская ярмарка социальных проектов и программ;
— содействие развитию фондов местного сообщества, направленных на финансирование общественных проектов развития территории, формирование социально ответственного бизнеса;
— развитие инфраструктуры межсекторного сотрудничества, укрепление действующих структур, создание новых общественных и иных некоммерческих профильных организаций.
Программа раскрывает действующую инфраструктуру взаимодействия органов местного самоуправления города Барнаула с НКО и бизнесом, в которую входят шесть центров развития общественных инициатив, некоммерческие организации и социально ответственный бизнес.
Ежегодно при формировании проекта бюджета города Барнаула предусматривается выделение средств на поддержку общественных социально значимых проектов и программ, развитие общественных формирований, проведение социально значимых мероприятий.
Системный подход в вопросах поддержки некоммерческих организаций стало предпосылкой перехода на иной уровень работы с населением через общественные формирования и разработки долгосрочной целевой Программы «Содействие развитию гражданского общества в городе Барнауле на 2013-2017 годы».

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

— бюджет города Барнаула;
— взносы союзов и объединений промышленников и предпринимателей г. Барнаула, юридических и физических лиц в фонды местного сообщества;
— труд добровольцев.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Исполнение мероприятий по реализации долгосрочной целевой программы «Развитие общественных инициатив в г. Барнауле на 2010-2012 годы» позволило:
— почти в два раза увеличить количество некоммерческих организаций, привлеченных к сотрудничеству с органами местного самоуправления со 190 до 350 (2009 -190, 2010-289, 2011-300,2012-350);
— увеличить с 3 до 18 тысяч число граждан, привлеченных к реализации социально-значимых проектов в качестве добровольцев (2009-3,2010-5,2011-18);
— увеличить количество благополучателей при реализации проектов социально ориентированными некоммерческими организациями города до 29 тыс. человек;
— обучить более 800 муниципальных служащих и представителей некоммерческих организаций вопросам межсекторного взаимодействия (далее — НКО) (2010 -150, 201 1- 680, план 2012-700);
— увеличить в 1,5 раза число помещений, выделяемых администрацией города социально ориентированным некоммерческим организациям, для ведения уставной деятельности и реализации программ (2009 г. –49; 2010 г. – 49, 2011 г. – 67; 2012-71). В связи с чем, сумма недополученных бюджетных средств от аренды помещений в 2010 г. — 14 млн. рублей, в 2012 г. — 20 млн. рублей.
— улучшить информирование населения о совместной деятельности НКО, социально ответственного бизнеса и органов власти (2009 -150, 2010-500, 2011-700, план 2012-710), что позволило на 50% увеличить уровень информированности населения об услугах, предоставляемых НКО (исследование ЦИРКОН, г. Москва).
В результате исполнения Программы:
— открыто шесть центров развития общественных инициатив, в которых созданы условия для более полного раскрытия потенциала общественных организаций (Центр по работе с населением Октябрьского района г. Барнаула, Центр армянской культуры, Центр Азербайджанской культуры, Центр национальных культур, Ресурсный центр поддержки некоммерческих организаций и развития добровольческого движения Индустриального района г. Барнаула, Центр ресурсных общественных организаций);
— создано 85 управленческих формирований, в том числе : Общественная палата города Барнаула, Совет женщин при главе администрации города, Народная инспекция при администрации города, Координационный совет по предпринимательству при администрации города и другие, выполняющие координационные и консультативные функции и выступающие посредником между властью и народным волеизъявлением;
— заложена, благоустроена и находится на содержании у населения аллея протяженностью более двух километров;
— НКО проведено более 95 социальных акций («Весенняя неделя добра», «Осенняя неделя добра», «Соберем ребенка в школу», «День розыгрыша», «Слава тебе — солдат!», «Мы из тех, кто из профтех» и др.), в результате которых услуги получили около 200 тыс. горожан;
— разработан и закреплен механизм стимулирования взаимодействия некоммерческих организаций с органами власти: проведение ежегодных конкурсов общественного признания «Социальная звезда», «Лучший меценат города», присвоение премии в области общественной деятельности, награждение наградами, почетными грамотами администрации города и благодарностями главы администрации города;
— сформирована «Специальная студенческая оперативная дружина», в составе которой более 150 человек, которые призваны обеспечивать общественный порядок при проведении массовых мероприятий в городе и др.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

За время реализации долгосрочной целевой программы «Развитие общественных инициатив в г. Барнауле на 2010-2012 годы» объем бюджетных средств вырос в 2 раза (2009-6540, 2010-6790, 2011-12668,575, 2012-13799,655 тыс. руб.).
Возросло и поступление денежных средств, привлеченных НКО из краевого бюджета на реализацию своих проектов. Это позволило дополнительно реализовать на территории города 150 инициатив НКО (средства; 2010-3700, 2011-11281,4, 2012-15019,0; проекты: 2010-49, 2011-58, 9 мес. 2012-46). Это позволило на каждый бюджетный рубль, вложенный в проведение конкурсов, получить четыре из бюджета Алтайского края.
Вместе с тем, 55 социально-ориентированных некоммерческих организаций получили финансовую поддержку в виде субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности на сумму более 3 млн. рублей.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Реализация практики:
— г.Барнаул (Алтайский край, регионы РФ).
Распространение практики:
— 2010 год — обобщение опыта работы г. Барнаула по привлечению граждан к реализации программ развития города на Ассоциации муниципальных образований Алтайского края;
— 2010 год — обобщение опыта работы г. Барнаула по привлечению граждан к реализации программ развития города.
«Сегодня нам удалось вовлечь в систему партнерских отношений около 300 общественных организаций»// Местное самоуправление на Алтае// №7 (30), октябрь 2010 г.;

Отрасль применения практики (технологии)

Социальная поддержка населения, молодежная политика, образование, предпринимательство, жилищно-коммунальное хозяйство.

Дата внедрения практики (технологии)

С 2007 года.

Отзывы, награды

2011 год — за реализацию долгосрочной целевой Программы «Развитие общественных инициатив в г. Барнауле на 2010-2012 гг.» администрация города Барнаула была отмечена Дипломом IV Международного смотр — конкурса лучших практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» Международного форума «Мегаполис XXI век».

Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


 

Документы практики: