Барнаул (Россия) — Создание образовательных кластеров — 31

 

Сущность предложения

Отсутствие единой образовательной среды, которая позволяла бы реализовать образовательно-познавательные потребности детей с учетом их возможностей, ослабление преемственности между отдельными звеньями образования, недостаточное взаимодействие здравоохранения и образования, неэффективная профориентационная подготовка учащихся, ослабление её практической направленности послужило причиной создания образовательного кластера в 17 микрорайоне города Барнаула.
Кластер сформирован для обеспечения эффективного развития личностного и культурного потенциала учащихся микрорайона. Он обеспечивает комплексный и системный характер деятельности с различными категориями детей (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями, дети-сироты и др.) с учетом особенностей контингента (возраст, состояние здоровья, уровень культуры и развития).

Выделены приоритетные направления деятельности субъектов образовательного кластера:
— предшкольная подготовка;

— работа с одаренными детьми;
— профильное обучение и предпрофессиональная подготовка;

— развитие профессиональных компетенций, повышение квалификации и переподготовка педагогов;

— обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
— создание локальной сети как средства для функционирования единой информационно-образовательной среды.
Каждое учреждение, вошедшее в кластер, имеет нечто своё, свойственное только ему. Однако общая консолидация ресурсов позволила всем участникам образовательного процесса (дети, родители, педагоги) пользоваться тем, чего в их учреждении не было.
Главная идея сетевого взаимодействия — развитие уникальности, активизация творческого потенциала, повышение эффективности деятельности в отдельных учреждениях, входящих в кластер, осуществляется за счет создания единого развивающего пространства, включающего все звенья и ступени образования.

Организационно-технологическое решение вопроса

14 октября 2011 года между управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, администрацией г.Барнаула, комитетом по образованию г.Барнаула и 11 учреждениями подписано Соглашение о межсетевом взаимодействии в рамках образовательного кластера, в соответствии с которым межсетевое сотрудничество реализуется через шесть проектов.
В разработке инновационного проекта участвуют одиннадцать учреждений муниципального, краевого, федерального уровня: два ВУЗа, краевой педагогический лицей, три учреждения дополнительного образования, два детских сада, два учреждения общего образования инновационного типа, детское медицинское учреждение.
Включение учреждений в образовательный кластер строится на принципах:
— территориальной близости,

— взаимовыгодного сотрудничества,
— совместного использования имеющейся базы и ресурсов.
Создан Координационный совет образовательного кластера, главная цель которого — обеспечение стратегического руководства деятельностью образовательного кластера.
Разработана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность кластера, определены основные направления деятельности, ведется мониторинг потребностей и возможностей участников образовательного кластера, осуществляется качественная диагностика, оценивается уровень ресурсной (материальной, методической, кадровой) оснащенности учреждений, входящих в кластер.
Проведен ряд совещаний различного уровня, где обсуждались проблемы и перспективы создания кластера.
Составлены конкретные планы мероприятий, проведены экономические расчеты, подготовлены сметы расходов.
В настоящее время организовано совместное проведение научно-исследовательской, учебно-методической и образовательной деятельности учреждений, входящих в кластер.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Проведенная инвентаризация материально-технической базы учреждений, входящих в кластер, показала на необходимость дооснащения их компьютерной техникой, интерактивным оборудованием, предметными кабинетами, современной мебелью. На эти цели в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие образования города Барнаула на 2010-2012 годы» было потрачено более 1,5 млн. рублей. В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в МБОУ «Лицей №122» создана универсальная без барьерная среда. На эти цели потрачено около 3,5 млн. рублей.
Также в рамках реализации мер по модернизации общего образования в Алтайском крае на капитальный ремонт и благоустройство общеобразовательных учреждений кластера было израсходовано из средств краевого бюджета — 9120,227 тыс. рублей, из городского бюджета — 2419,241 тыс. рублей.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Социальный эффект связан с обеспечением качественного практико-ориентируемого образования, с созданием мощной инновационной образовательной среды.

Кластер, как механизм инновационного управления развитием системы общего образования, позволит обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него. В том числе:
— развитие социального партнёрства,
— появление ресурсов для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров,

— получение качественно новых результатов образования, основанных на непрерывном развитии ребенка,
— возможность улучшить внешний облик учреждений.
Апробация пройдет в течение трех лет и, соответственно, в 2015 году будет дана оценка эффективности данного инновационного проекта. В настоящее время разработаны индикаторы результативности деятельности образовательного кластера, ведется мониторинг.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Планируется создание научно-образовательного, практико-ориентируемого и инновационного комплекса с адекватной материальной базой, развитой системой информационных технологий и серьезным ресурсным потенциалом, перспективным для системы образования в целом.
Источником финансирования деятельности образовательного кластера являются средства бюджетов учреждений, участников кластера; дополнительные средства, привлекаемые из бюджетов разного уровня. Следовательно дополнительных финансовых затрат не требуется.
Вместе с тем, планируется привлечение внебюджетных средств в сферу образования за счет участия учреждений кластера в различных грантах и конкурсах.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Образовательный кластер реализуется в 17 микрорайоне Центрального района города Барнаула.

Отрасль применения практики (технологии)

Внедрение опыта по применению данной практики планируется реализовать во вновь строящихся микрорайонах города.

Сегодня в системе образования города обозначена проблема отсутствия достаточного количества площадей для организации учреждений дополнительного образования (далее — УДО) детей. Две трети всех УДО города расположены на базах школ. Однако, ежегодный рост численности обучающихся, введение ФГОС НОО в ближайшее время не позволит использовать площади в данных целях. Решением данной проблемы будет служить создание кластеров в новых микрорайонах города. Первый опыт уже получен.
1 сентября 2012 года в микрорайоне 2000 открыта новая школа на 825 мест, на этой же территории функционирует детский сад на 330 мест. Далее здесь планируется строительство детской школы искусств, спортивного ядра, включающего в себя бассейн, стадион с трибунами, баскетбольную и волейбольную площадки, хоккейную коробку. Школа имеет отдельный вход в актовый зал, что способствует качественной организации культурно-массовой работы с населением. Планируется соединить теплым переходом бассейн с новой школой и детским садом. Рядом расположенные учреждения образования войдут в образовательный кластер «Социально-культурный центр». Целью его создания является развитие творческого начала каждого ребенка микрорайона.
В ближайшее время планируется строительство в городе трех подобных кластеров.

Задачи их создания: повышение уровня культурных потребностей населения микрорайона и качества предоставления услуг в сфере образования и культуры; подтверждение уникальности культурных традиций города, края, страны наполнение их современным содержанием и смыслом; повышение инновационного творческого потенциала специалистов в производстве услуг в сфере образования и культуры; создание образовательно-культурной среды нового качества.
В кластерах роль интегрирующего звена будет отдана школе. Сетевая кооперация школы с учреждением дополнительного образования, детским дошкольным учреждениям позволит организовать образовательно-пространственную среду, стимулирующую познавательную, физическую и социальную активность ребенка и решать задачи модернизации образования.
Сетевое взаимодействие будет осуществляться по следующим направлениям:
— образовательное (идея непрерывного образования и преемственности — детский сад — школа, отработка внедрения различных моделей организации внеурочной занятости в рамках ФГОС, образовательные услуги для взрослых, в том числе и на платной основе);
— оздоровительное (бассейн, спортивное ядро на территории школы);
— культурное (направления деятельности ДШИ для дошкольников, школьников, использование актового зала школы для проведения культурно-досуговых мероприятий для жителей микрорайона).
Благодаря активному включению сетевого взаимодействия в образовательный процесс, дети, уже начиная с детского сада, смогут принимать участие в жизни школы, использовать возможности компьютерного класса, библиотеки, спортивного зала, пользоваться возможностями дополнительного образования.
Таким образом, школа, решая образовательные проблемы населения, объединит в целостную систему дошкольное, общее школьное, дополнительное образование, образование взрослых, и, в связи с этим, заявит о себе как общеобразовательное учреждение нового вида –социокультурный комплекс.

Дата внедрения практики (технологии)

Октябрь 2011 года.

Отзывы, награды

Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


 

Документы практики: